Разделы презентаций


Психика и ее развитие в филогенезе. Проблема сознания

Содержание

Психика – активная и пристрастная форма отражения индивидом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психика и ее развитие в филогенезе. Проблема сознания

Психика и ее развитие в филогенезе. Проблема сознания

Слайд 2 Психика – активная и пристрастная форма отражения

индивидом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности

Психика – активная и пристрастная форма отражения индивидом свойств и закономерностей объективной реальности и

Слайд 3Психофизиологическая проблема
Психофизиологическое взаимодействие
Психофизиологический параллелизм
Корреляционный подход
Принцип тождества
Принцип дополнительности (единства) – двухаспектная

теория


Психофизиологическая проблемаПсихофизиологическое взаимодействиеПсихофизиологический параллелизмКорреляционный подходПринцип тождестваПринцип дополнительности (единства) – двухаспектная теория

Слайд 4Проблема критерия возникновения психики
Традиционные позиции:
Панпсихизм
Биопсихизм
Антропопсихизм
Нейропсихизм
Функциональные критерии психики

Проблема критерия возникновения психикиТрадиционные позиции:ПанпсихизмБиопсихизмАнтропопсихизмНейропсихизмФункциональные критерии психики

Слайд 5Проблема критерия возникновения психики
Гипотеза А.Н. Леонтьева
Раздражимость – способность организма реагировать

на биологически значимые воздействия
Чувствительность – способность организма реагировать на биологически

нейтральные (абиотические) воздействия, связанными с биологически значимыми
Объективный критерий психики – чувствительность
Субъективный критерий психики - ощущение

А.Н. Леонтьев
(1903 –1979)

Проблема критерия возникновения психикиГипотеза А.Н. ЛеонтьеваРаздражимость – способность организма реагировать на биологически значимые воздействияЧувствительность – способность организма

Слайд 6Этапы развития психики в филогенезе

Этапы развития психики в филогенезе

Слайд 7Развитие психики в филогенезе
Усложнение форм психического отражения (отражение

отдельных свойств внешних воздействий – предметное восприятие – отражение межпредметных

связей)
Усложнение форм поведения (таксисы – рефлексы – инстинкты – навыки – интеллектуальное поведение)
Совершенствование способности к индивидуальному научению (габитуация – условный рефлекс – оперантное научение – имитационное научение – инсайт)

Развитие психики в филогенезе Усложнение форм психического отражения (отражение отдельных свойств внешних воздействий – предметное восприятие –

Слайд 8Стадия элементарной сенсорной психики
На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует

на отдельные изолированные абиотические свойства предметов
Типичная форма поведения – таксисы

(направленные движения организмов под влиянием односторонне действующего раздражителя)
Термотаксисы
Хемотаксисы
Фототасисы
Тигмотаксисы

Элементарные формы
научения
Эксперимент с американскими
сомиками
Стадия элементарной сенсорной психикиНа стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства предметовТипичная форма

Слайд 9Стадия перцептивной психики(1)
Отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов
Многообразие

форм поведения животных
Инстинкты (эксперименты Ж.-А. Фабра)
Генетически фиксированный, наследуемый характер
Видотипичность
«Принудительность»
Целесообразность в

строго определенных условиях
Ригидность

Стадия перцептивной психики(1)Отражение внешней действительности в форме целостных образов предметовМногообразие форм поведения животныхИнстинкты (эксперименты Ж.-А. Фабра)Генетически фиксированный,

Слайд 10Стадия перцептивной психики(2)
Научение – индивидуально-изменчивые формы поведения, выработанные в течение

жизни отдельной особи
Облигатное – Факультативное научение
Респондентное научение (классическое обусловливание)
Оперантное (инструментальное)

научение
Латентное научение
Импринтинг (К. Лоренц)
Имитационное научение

Стадия перцептивной психики(2)Научение – индивидуально-изменчивые формы поведения, выработанные в течение жизни отдельной особиОблигатное – Факультативное научениеРеспондентное научение

Слайд 11Ситуации (Rozin et al., 1986)
Хотелось бы Вам попробовать блюдо, которое

по форме напоминает собачьи фекалии?
Хотелось бы Вам попить сладкой воды,

если бы сахар был взят из емкости, ошибочно обозначенной словом «ЯД»?
Захотелось бы Вам попить яблочного сока, в котором плавает обеззараженный таракан?
Ситуации (Rozin et al., 1986)Хотелось бы Вам попробовать блюдо, которое по форме напоминает собачьи фекалии?Хотелось бы Вам

Слайд 12 Импринтинг

Импринтинг

Слайд 13

Импринтинг

Импринтинг

Слайд 14 Стадия интеллектуального поведения








Вольфганг КЕЛЕР
(1887 – 1967)
Отражение внешней действительности в

форме целостных ситуаций, позволяющее устанавливать связи между предметами

Стадия интеллектуального поведенияВольфганг КЕЛЕР (1887 – 1967)Отражение внешней действительности в форме целостных ситуаций, позволяющее

Слайд 15Интеллектуальное поведение животных

Интеллектуальное поведение животных

Слайд 16Интеллектуальное поведения животных
Особенности интеллектуального поведения животных:
нет длительных проб и ошибок

при решении задачи
явление инсайта
найденное однажды правильное решение закрепляется и используется

в аналогичных ситуациях
перенос найденного решения на сходные задачи
способность решать «двухфазные» задачи
использование «орудий»

Интеллектуальное поведения животныхОсобенности интеллектуального поведения животных:нет длительных проб и ошибок при решении задачиявление инсайтанайденное однажды правильное решение

Слайд 17Интеллектуальное поведение животных
Примеры решения задач шимпанзе










http://www.youtube.com/watch?v=PsCF_gZYYME

Интеллектуальное поведение животных Примеры решения задач шимпанзеhttp://www.youtube.com/watch?v=PsCF_gZYYME

Слайд 18Использование орудий: ограничения

Использование орудий: ограничения

Слайд 19Интеллектуальное поведение животных: ограничения

Интеллектуальное поведение животных: ограничения

Слайд 20Эксперименты Н.Н. Ладыгиной-Котс (1914-1916)
«Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах,

эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», 1935 г.

Эксперименты  Н.Н. Ладыгиной-Котс (1914-1916)«Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях»,

Слайд 21 Язык и общение

животных
Эксперименты Аллен и Беатрис Гарднеров по

обучению языку жестов шимпанзе Уошо








Примеры:
«Холодильник»: сочетание жестов «холод — ящик». Уошо – сочетание: «открывать — еда — питье»
Шимпанзенок: «иди», «обнимать»
Агрессия со стороны макаки резус: «грязный», «обезьяна»

Язык и общение         животныхЭксперименты Аллен

Слайд 22Язык дельфинов
Эксперименты Б. Эванса и Д. Бастиана по обнаружению языка

у дельфинов


Дж. Мортон: «Если у дельфинов и есть язык, они

прилагают огромные усилия, чтобы скрыть этот факт от нас»
Язык дельфинов Эксперименты Б. Эванса и Д. Бастиана по обнаружению языка у дельфиновДж. Мортон: «Если у дельфинов

Слайд 23Сознание










Сознание возникает в антропогенезе
Предпосылки сознания: совместный труд с

разделением трудовых функций и язык





Сознание – высшая свойственная только человеку

обобщенная и целенаправленная форма психического отражения действительности, осуществляемая в знаковой форме
Сознание  Сознание возникает в антропогенезеПредпосылки сознания: совместный труд с разделением трудовых функций и языкСознание – высшая

Слайд 24Конституирующие признаки сознания
Совокупность знаний о мире: 1) Социальный характер, диалогизм

2) интенциональность (направленность на объект)
«Беспристрастность» сознания – выделение

объективных свойств действительности, независимых от субъективного состояния субъекта. Различение субъекта, объекта и отношения субъекта к объекту
Устойчивая картина мира
Единство переживания и знания (мотивационно-ценностный характер)
Целеполагающая деятельность
Самосознание личности

Конституирующие признаки сознанияСовокупность знаний о мире: 1) Социальный характер, диалогизм   2) интенциональность (направленность на объект)«Беспристрастность»

Слайд 25 Культурно-исторический подход: проблема сознания
Разгадка тайн сознания кроется не внутри мозга

или духа, но в знаках, языках, орудиях, социальных отношениях
______
Видовой опыт
Индивидуальный

опыт
Социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства

Л.С. Выготский
(1896-1934)

Культурно-исторический подход: проблема сознанияРазгадка тайн сознания кроется не внутри мозга

Слайд 26Высшие психические функции
Высшие психические функции:
произвольное внимание, логическая память, понятийное мышление,

воля
Орудийная (знаковая) опосредствованность сознания
Социальная обусловленность сознания (интериоризация)

Высшие психические функцииВысшие психические функции:произвольное внимание, логическая память, понятийное мышление, воляОрудийная (знаковая) опосредствованность сознанияСоциальная обусловленность сознания (интериоризация)

Слайд 27Развитие высших психических функций (сознания) в онтогенезе
Гипотеза развития высших психических

функций: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену

дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли» (Л.С. Выготский)
Ход психического развития ребенка:
от социального к индивидуальному
от внешнего к внутреннему

Развитие высших психических функций (сознания) в онтогенезеГипотеза развития высших психических функций: «Всякая функция в культурном развитии ребенка

Слайд 28Структура сознания
По А.Н. Леонтьеву:
Чувственная ткань сознания – чувственные впечатления, чувственные

образы («материя» образа: цвет, форма, движение; высота, громкость, тембр звука)
Значение

– идеальные конструкты, в которых представлены обобщенные формы совокупного культурно-исторического опыта. Под значением понимается содержание знака, схемы, образа, слова, символа, выразительного движения, социальных ролей, норм, ценностей, и др.
Психосемантика изучает генезис и строение систем значений
Личностный смысл – «значение для меня»

Структура сознанияПо А.Н. Леонтьеву:Чувственная ткань сознания – чувственные впечатления, чувственные образы («материя» образа: цвет, форма, движение; высота,

Слайд 29Семантическое пространство

Семантическое пространство

Слайд 30Структура сознания
Три слоя сознания (В.П. Зинченко)
Бытийный: чувственная ткань образа, биодинамическая

ткань
Рефлексивный: значение и смыслы
Духовный: Я и Ты (Другой)

Рефлексия как самопознание,

размышление о своем мышлении, поведении, чувствах
Рефлексия как способность понять, что видит и думает другой человек
Глубина рефлексии, или ее ранг, определяется длиной цепочки рассуждений: «Я думаю, что ты думаешь, что я думаю…» и т.д.
Структура сознанияТри слоя сознания (В.П. Зинченко)Бытийный: чувственная ткань образа, биодинамическая тканьРефлексивный: значение и смыслыДуховный: Я и Ты

Слайд 31Пример рефлексии
Стихотворение английского поэта Ковентри Патмора
"О поцелуе" (перевод С.Я.Маршака):

Он целовал вас, кажется?
— Боюсь, что это так.
— Но как

же вы позволили?
— Ах, он такой чудак.
Он думал, что уснула я
И всё во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю!

Пример рефлексииСтихотворение английского поэта Ковентри Патмора

Слайд 32Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания – качественные изменения в субъективных

переживаниях и/или психологическом функционировании
Состояния сознания, вызванные путем воздействия различных

веществ (алкоголь, наркотики и др.)
Сон
Гипноз
Медитация
Сенсорная изоляция или сенсорная депривация
Увеличение внешней стимуляции и/или моторной активности
Измененные состояния сознанияИзмененные состояния сознания – качественные изменения в субъективных переживаниях и/или психологическом функционировании Состояния сознания, вызванные

Слайд 33СПАСИБО!

СПАСИБО!

Слайд 341. К какой форме поведения животных следует отнести следующие факты?
Молодые

бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли

от них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотину, но и реки.
Во время первой мировой войны птицы изменили перелетные пути, проходившие по охваченным длительной позиционной войной равнинам Северной Франции.
Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум может вызвать подобную реакцию у гусенка.
В эксперименте дождевых червей тренировали передвигаться в Т-образном лабиринте, двигаясь в одну из аллей, ведущую в темную, влажную камеру, и избегать другой аллеи с электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 сочетаний раздражителей
1. К какой форме поведения животных следует отнести следующие факты?Молодые бобры были выращены вдали от родителей и

Слайд 352. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
Способность

к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые служат сигналами биологически

значимых стимулов
Способность к образованию реакции на биологически значимые раздражители
Наличие нервной системы

2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?Способность к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые

Слайд 363. Чувствительность как элементарная форма психического отражения - это
Способность к

отражению объективных устойчивых свойств реальности вне их связи с субъективным

состоянием
Способность к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые служат сигналами биологически значимых стимулов
Способность к образованию реакции на биологически значимые раздражители

3. Чувствительность как элементарная форма психического отражения - этоСпособность к отражению объективных устойчивых свойств реальности вне их

Слайд 374. Компонентом структуры индивидуального сознания, по А.Н. Леонтьеву, является
Чувствительность
Раздражимость
Чувственная ткань

образа
Ведущий мотив

4. Компонентом структуры индивидуального сознания, по  А.Н. Леонтьеву, являетсяЧувствительностьРаздражимостьЧувственная ткань образаВедущий мотив

Слайд 385. Назовите два основных тезиса (можно каждый тезис выразить одним

словом) закона развития высших психических функций, сформулированного Л.С. Выготским

5. Назовите два основных тезиса (можно каждый тезис выразить одним словом) закона развития высших психических функций, сформулированного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика