Слайд 1Психологические основы воспитания и управления в высшей школе
Выполнил
Проверил
магистрант доцент
Солодкая Ю.С. Бессольнов А.Б.
Педагогика и психология высшей школы
Слайд 2Особенности социализации современной студенческой молодёжи
Слайд 3 Государственная система образования
играет ведущую роль в развитии общества, в повышении эффективности его
деятельности в различных областях общественной жизни.
Проблема социализации студентов определяется как многоаспектная проблема. Социализация студентов происходит в социокультурной среде, которая имеет определенные особенности (социально-психологические связки в группе, общежитии, общении друг с другом в свободное от занятий время, постоянный контакт с преподавателями, что способствует развитию у них знаний, умений, навыков культурной коммуникации) в целом.
В исследованиях Н.И. Мащенко факторы профессиональной социализации по общим детерминантами разделены на три типа:
1) социально-личностный, который предусматривает единство, неразрывность личностных и социальных приоритетов: личностно-значимыми выступают профессиональные ценности, профессиональными – личностные.
2) социальный тип, характеризующийся первоочередным принятием социальных норм как ценностных и предоставлением им приоритетности перед личностными.
3) индивидуалистический тип – доминирование индивидуальных мотивов над социальными: потребность в самоутверждении, повышении самооценки, потребности в признании.
Существует мнение, что раскрытие проблемы социализации должно рассматриваться в совокупности с понятием «социальная адаптация», под сущностью которой часто понимается взаимный, двусторонний процесс.
Слайд 4 Адаптацией в широком смысле
считается процесс и результат приспособления к внутренним и внешним условиям,
которые изменяются. Под адаптацией социальной понимается активное приспособления индивида к условиям среды и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции.
Процесс адаптации делят на несколько стадий (этапов):
первая стадия – автономизация – характеризуется тем, что студент противопоставляет себя среде;
вторая стадия – идентификация – подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающего студенческой среды;
третья стадия – интеграция – достигается только тогда, когда студент чувствует себя элементом системы образовательного пространства ВУЗа.
Таким образом, процесс социализации студентов всегда включает два плана действий личности: адаптация к социуму и самоопределение в социуме. В процессе социализации молодых людей формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в ее целях, убеждениях, интересах и т.д..
Слайд 5Социализация студенческой молодежи ˗ этот период связан прежде всего с
обучением в вузе, с освоением многих новых дисциплин, необходимых для
профессионального становления личности. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на процесс социализации в этом возрасте, является учебная деятельность.
С коммуникативного взгляда, обучение - двуединая деятельность педагога и студента. Она имеет системный характер, предметом ее является:
взаимодействие между тем, кто учит, и учащимся;
сложная совокупность взаимодействий и связей преподавателя и студентов, опосредуется системой средств, методов и организационных форм обучения и общения;
процесс обучения охватывает не только дидактический, связанный с усвоением знаний, компонент, но и социально-психологический, воспроизводящий характер взаимоотношений в студенческой группе, социально-психологическую групповую атмосферу, уровень понимания в системе "педагог - студент" и др.
Слайд 6 Социально-психологический компонент учебной деятельности студентов
образуют такие составляющие:
проблемы адаптации студентов к условиям обучения в
вузе;
особенности создания позитивного социально-психологического климата в студенческой группе, особенности налаживания отношений студентов с преподавателями;
социально-психологические барьеры студентов, обусловленные обучением;
типы общения и деятельности на уровне "педагог - студент", "педагог - студенческая аудитория";
проблемы взаимопонимания преподавателя и студентов;
этнопсихологические особенности общения в процессе обучения и взаимодействия;
проблемы межличностных конфликтов;
особенности проявления десоциализуючих воздействий на молодого человека.
Действие этих факторов обусловливает конкретные особенности социализации студенчества. В этом контексте особенно значимой является проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, обусловлена недостаточной ориентацией вчерашнего школьника в социально-психологическом пространстве нового для него социального института.
Одним из ведущих факторов в процессе социализации студента как специалиста считают преподавателей, в частности их уровень психолого-педагогической культуры.
Слайд 7Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы
Слайд 8 Образовательная парадигма в условиях модернизации системы
высшего профессионального образования ориентирована на усиление воспитательно-дидактической составляющей данного процесса.
Одним из ключевых звеньев обучения студентов является работа кураторов. В данной деятельности имеются проблемы, связанные с реформированием образования, которое в свою очередь обусловлено неоднозначными процессами, складывающимися в социальной практике в целом.
Миссия куратора заключается, прежде всего, в помощи студентам в правильной организации их учебной и внеучебной деятельности, в понимании места и роли вуза в социальном пространстве, что способствует повышению качества подготовки будущих специалистов.
Частными задачами здесь выступает решение следующих вопросов:а
адаптация студентов к новым условиям воспитательно-образовательной среды;
закрепление мотивации на получение профессионального образования;
содействие активному участию в образовательном процессе;
контроль за посещаемостью, успеваемостью;
организация производственной практики, информирование о проводимых в вузах научных мероприятиях – конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п.;
выявление проблем организации досуга, в том числе и решение бытовых проблем, определение форм и содержания проводимых культурно-массовых мероприятий.
Слайд 9 Деятельность кураторов – связующий элемент
в объединении творческих усилий педагогов и студентов, реализация диалога между
администрацией факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.
Куратор академической группы (это, как правило, преподаватель или сотрудник образовательного учреждения) прикреплен к конкретной учебной группе не просто с целью внешнего наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности обучающихся, но именно как активный участник образовательного процесса, оказывающий посильную и необходимую помощь в решении организационных, информационных, педагогических, социально-психологических задач и многих других.
Традиционно деятельность куратора академической студенческой группы охватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными проблемами студентов, межличностными отношениями в группе, включением студентов в социально значимую и общественную деятельность.
Слайд 10 С момента поступления
в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно
первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Поэтому задача куратора, воспитателя общежития, и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть проблемы, связанные с периодом адаптации.
Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете. Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится.
Поэтому куратору необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
Слайд 11 Важным этапом в работе
со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор
информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы. Правила проведения беседы состоят из нескольких пунктов:
1. Беседа должна происходить в комфортной обстановке и при наличии достаточного количества свободного времени как со стороны куратора так и со стороны студента.
2. В начале беседы следует выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (особенности взаимодействия в группе, в общежитии, с преподавателями).
3. Ответить на возможные вопросы студента. При необходимости ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, об общественных организациях, функционирующих в университете.
Слайд 12Примерная программа изучения студента:
1. Общие сведения о студенте:
название
учебного заведения и дата окончания;
семейное положение;
где и кем работают родители;
состояние
здоровья студента;
2. Общий уровень развития студента:
физическое, интеллектуальное развитие;
отношение к учебе, успеваемость студента;
отношение к физическому труду;
уровень дисциплины;
интересы и склонности.
3. Общественная работа студента:
участие в общественной жизни школы, характер выполнения общественной работы;
место студента в коллективе группы.
4. Основные черты личности студента:
моральные качества;
волевые черты характера;
особенности темперамента студента и его психических процессов.
При этом одним из главных принципов, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».
Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.
Слайд 13Педагогическое управление: сущность, структура, методы и стили
Слайд 14 Сущность и структура педагогической
деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из
актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника - а может быть, и куда более сложное.
Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности.
В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности.
Слайд 15Педагогическая система
В рамках этой модели выявляется пять
структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их
совместной деятельности;
4) цели обучения и
5) средства педагогической коммуникации.
Указанные компоненты составляют систему. Попробуем убрать один из них - и сама педагогическая система тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. Выделить структурные компоненты еще не значит полностью описать систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.
Слайд 16 Любая деятельность, в
том числе и управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов.
Методы управления – это способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с субъект-объектами управления для достижения намеченных целей управления.
В педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Методы управления нацелены на управляемый объект – саму систему или ее подсистему, методы руководства – на конкретных исполнителей, осуществляющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности. В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления.
В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:
по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);
по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;
по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;
по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.
Слайд 17 Выделяются три группы методов
внутривузовского управления в такой последовательности: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические.
Социально-психологические методы – это
методы управления социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.
Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.
Организационно-распорядительные методы – это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления – приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.
Слайд 18 Преобладание той
или иной функции в деятельности преподавателя указывает на то, что
активность студентов имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения. Например, ведущему положению интенсивной функции обычно сопутствует применение проблемного Метода. Оригинальная концепция деятельности преподавателя разработана в работах А. К. Марковой.
В структуре труда преподавателя она выделяет следующие составляющие:
1) профессиональные психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Собственно управленческая компетенция педагога предполагает реализацию информационно-аналитической функции и контрольно-регулятивной функции. Исполнение функций подразумевает согласование цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом, определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу, а так же использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовностью и личностных качеств педагога. Как следствие, определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом.