Слайд 1Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Слайд 2Министерство образования и науки РФ
Слайд 3Министерство здравоохранения РФ
Слайд 4Данные специалистов ЦОКО РФ
1 класс
Не готовы к письму - 45,1%*
Не
готовы к чтению – 36,7%
2-4 классы
Нарушения письма и чтения –
от 10 до 30%
Слайд 5Данные специалистов ЦОКО РФ
Переход в 5 класс
Трудности в понимании прочитанного
– 56%
5-7 классы
Низкий уровень читательской компетенции – 12%
Слайд 6Статистические данные
МОиН ПК
В 2016-2017 учебном году 6275 детей с
ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в составе общеобразовательных классов в
системе общего образования.
Индивидуально на дому обучалось 1692 ребенка, из них с использованием дистанционных технологий – 189.
Слайд 81. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями
слуха
Причины нарушений слуха:
наследственные (генная предрасположенность родителей);
инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп,
герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикозы во время беременности;
лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.);
недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности), родовая травма, асфиксия новорожденного;
вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори и гриппа);
острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;
черепно-мозговые травмы ребенка.
В ряде случаев причину нарушения слуха установить не удается.
Слайд 9Существуют два вида нарушения слуха:
глухота (глухие дети) - нарушение
слуха, при котором невозможно восприятие речи;
тугоухость (слабослышащие дети) -
более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено.
Эти нарушения являются стойкими и не поддаются лечению.
Слайд 10Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха,
в общеобразовательном учреждении необходимо
учитывать, во-первых, психологическую и физиологическую готовность к обучению.
Во-вторых, в
образовательном учреждении необходимо создать безбарьерную среду для лиц с нарушением слуха («Бегущая строка» (на этажах), световая индикация начала и окончания урока, FM-системы для индивидуальной и групповой работы);
в-третьих, процесс обучения должен сопровождаться специалистами (сурдопедагогом, логопедом, психологом).
И, наконец, нельзя забывать о том, что необходимо обеспечить комплексно сопровождение всех участников образовательного процесса.
Слайд 11Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом
является быстрый
темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно
слушать и выполнять какие-либо инструкции педагогов.
Слайд 122. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями
зрения
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают
различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.
При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное).
восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее развития, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.
Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.
Слайд 13Для успешного обучения ребенка с нарушением зрения…
Ребенку с нарушенным зрением
нельзя давать понять, что он зависит от вас.
Общение с
ним на равных, но вместе с тем оказание ему необходимой практической помощи приведет к образованию системы связей речевой и практической деятельности.
Проявления лишнего любопытства по поводу его зрения, а также сентиментального сочувствия может снизить интерес общения с вами.
Слайд 143. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с нарушениями функции опорно–двигательного
аппарата (ОДА).
К категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
относятся:
I. Дети с заболеваниями нервной системы, а именно:
с детскими церебральными параличами;
с последствиями полиомиелита;
с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
II. Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп;
аномалии развития позвоночника (сколиоз);
недоразвитие и дефекты конечностей;
аномалии развития пальцев кисти;
артрогрипоз (врожденное уродство)
III. Дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Слайд 15ДЦП
В связи с тем, что среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное
место занимает детский церебральный паралич (ДЦП), 89% детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата - это дети с ДЦП.
За последние годы данное заболевание стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей (частота его проявлений в РФ достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных.
Современная статистика только по Москве насчитывает около 9000 инвалидов детства с ДЦП).
Слайд 16Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения.
Наше
воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:
Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша за-дача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Слайд 174. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с ЗПР
Под
термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в
целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
Слайд 184. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с интеллектуальной
недостаточностью
В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон
психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр.
Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности.
Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.
Слайд 19F70 Легкая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость, которая характеризуется умеренной отсталостью,
но способностью использовать речь в повседневных целях. Лица с легкой
умственной отсталостью способны себя обслуживать (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря). Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенно при усвоении чтения и письма.
F71 Умеренная умственная отсталость.
У лиц этой категории, несмотря на замедленное развитие и понимание речи, отмечается задержка в ее развитии. Отстает и развитие моторики и навыков самообслуживания. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Некоторые из лиц с умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни.
F72 Тяжелая умственная отсталость.
У большинства больных наблюдаются двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.
F73 Глубокая умственная отсталость.
У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций.
F78 Другая умственная отсталость.
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
F 79 Неуточненная умственная отсталость.
Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, когда нет достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Многообразие форм проявлений умственной отсталости чрезвычайно велико.
Слайд 206. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с РДА
По определению, ранний
детский аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального
и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аномальным функционированием во всех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия.
Слайд 21Четыре основные группы РДА
У детей I группы речь будет идти
об отрешенности от внешней среды,
II - ее отвержения,
III
- ее замещения,
IV - сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Слайд 26Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией
На основе
письма Министерства образования и
науки Российской Федерации
от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07
О
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
Слайд 27Педагогическая Характеристика
Оформляется на официальном бланке образовательной организации
Имеет дату
оформления
Заверяется подписью руководителя и печатью образовательной организации
Слайд 28Общие сведения
ФИО ребенка;
Дата рождения;
Адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического
проживания;
Сведения о родителях (законных представителях)
С кем проживает ребенок
Слайд 29История обучения ребенка
до обращения на ПМПК
Обучался ли где-либо до
поступления в эту образовательную организацию
Оставался ли на второй год; в
каких классах
Причины перевода из другой образовательной организации
Слайд 30Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной
организации
Класс/группа
Программа обучения
Форма организации обучения
Возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности;
сколько времени находится ребенок в данной ОО;
Особенности адаптации ребенка к данной ОО;
Отношение к учебной/продуктивной, игровой, познавательной деятельности;
Отношение к словесной инструкции педагога, реакция на нее;
Слайд 31Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной
организации
Сформрованность учебных/коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, игровых навыков;
Как успевает ребенок, в
чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы/принимает ли участие в организуемых занятиях
В чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий;
Характер ошибок;
Развитие мелкой моторики и речи
С какой степенью готовности пришел ребенок в школу и какую динамику дал в процессе обучения (для младших школьников)
Слайд 32Образцы формулировок МАТЕМАТИКА
Указать: пришел в школу, зная порядковый счет в
пределах -----, умея пересчитывать предметы в пределах ------, зная цифры.
Как быстро усвоил цифры, умеет ли сравнивать количества, легко ли научился обозначать количество цифрой? Понимает ли математические знаки (+,-, =, <,>)
Понимает ли пространственные отношения, ориентируется ли в пространстве
Понимает ли смысл арифметических действий, арифметических задач, может ли записать решение задачи?
Слайд 33Образцы формулировок чтение
Указать: пришел в школу, зная буквы, умея сливать
их в слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в
чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла).
Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах
Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного
Слайд 34Образцы формулировок письмо
Пишет правой или левой рукой.
Указать: пришел в
школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова
с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова().
При усвоении письма наблюдались трудности: в написании элементов букв, написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию.
Нарушено списывание.
Нарушено преимущественно самостоятельное письмо.
Слайд 35Другие предметы
Указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования,
труда;
Охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры
Слайд 36Вероятная причина недостатков в обучении
Нет понимания материала;
Понимание есть, но резко
нарушено внимание;
Понимание есть только при индивидуальной работе; в классе самостоятельно
работать не может;
Понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.
Слайд 37Характеристика обучаемости
Какие виды помощи использует педагог
Насколько эффективна
помощь
Слайд 38Образцы формулировок соблюдение учебной дисциплины
Нарушений учебной дисциплины практически нет;
Нарушений учебной
дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие
Нарушает учебную
дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм
Не может правильно вести себя на уроке, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен
Специально мешает другим детям
Слайд 39Оценивается:
Уровень общего развития
Общая осведомленность ребенка о себе
Взаимоотношения обучающегося с
коллективом сверстников
Какие меры коррекции применялись, и их эффективность
Особенности семейного воспитания
(с осторожностью)
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям
Слайд 40ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ (ТЕТРАДИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ЗА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
Специалисты ПМПК могут
отметить:
- отметить особенности почерка;
- оценить состояние письма и письменной речи;
-
отметить характер дисграфических и орфографических ошибок;
- определить недостатки работоспособности ребенка;
- выделить трудности усвоения учебного материала;
- оценить потребность в контроле со стороны (путем сопоставления классных и домашних работ);
- предположить отклонения в эмоциональной сфере (обводки букв, очень сильный или слабый нажим, стирания и пр.).
Слайд 41РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ И Т.П.)
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволяет специалистам:
- установить позитивный
контакт с ребенком;
- оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности графо-моторных навыков;
- оценить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия;
- оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития воображения;
- организовать беседу на представленном материале, являющимся для ребенка значимым;
косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и сверстниками.
Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих работ ребенка, позволяющих составить более полное представление о его интересах