Разделы презентаций


Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными

Содержание

Министерство образования и науки РФ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья

Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Слайд 3Министерство здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения РФ

Слайд 4Данные специалистов ЦОКО РФ
1 класс
Не готовы к письму - 45,1%*
Не

готовы к чтению – 36,7%

2-4 классы
Нарушения письма и чтения –

от 10 до 30%

Данные специалистов ЦОКО РФ1 классНе готовы к письму - 45,1%*Не готовы к чтению – 36,7%2-4 классыНарушения письма

Слайд 5Данные специалистов ЦОКО РФ
Переход в 5 класс
Трудности в понимании прочитанного

– 56%


5-7 классы
Низкий уровень читательской компетенции – 12%

Данные специалистов ЦОКО РФПереход в 5 классТрудности в понимании прочитанного – 56%5-7 классыНизкий уровень читательской компетенции –

Слайд 6Статистические данные МОиН ПК
В 2016-2017 учебном году 6275 детей с

ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в составе общеобразовательных классов в

системе общего образования.

Индивидуально на дому обучалось 1692 ребенка, из них с использованием дистанционных технологий – 189.

Статистические данные  МОиН ПКВ 2016-2017 учебном году 6275 детей с ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в

Слайд 81. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями

слуха
Причины нарушений слуха:
наследственные (генная предрасположенность родителей);

инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп,

герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикозы во время беременности;

лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.);

недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности), родовая травма, асфиксия новорожденного;

вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори и гриппа);

острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;

черепно-мозговые травмы ребенка.


В ряде случаев причину нарушения слуха установить не удается.

1. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями слухаПричины нарушений слуха:наследственные (генная предрасположенность родителей);инфекционные заболевания

Слайд 9Существуют два вида нарушения слуха:
глухота (глухие дети) - нарушение

слуха, при котором невозможно восприятие речи;

тугоухость (слабослышащие дети) -

более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено.

Эти нарушения являются стойкими и не поддаются лечению.
Существуют два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) - нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость

Слайд 10Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха,
в общеобразовательном учреждении необходимо

учитывать, во-первых, психологическую и физиологическую готовность к обучению.

Во-вторых, в

образовательном учреждении необходимо создать безбарьерную среду для лиц с нарушением слуха («Бегущая строка» (на этажах), световая индикация начала и окончания урока, FM-системы для индивидуальной и групповой работы);

в-третьих, процесс обучения должен сопровождаться специалистами (сурдопедагогом, логопедом, психологом).

И, наконец, нельзя забывать о том, что необходимо обеспечить комплексно сопровождение всех участников образовательного процесса.
Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха,в общеобразовательном учреждении необходимо учитывать, во-первых, психологическую и физиологическую готовность к

Слайд 11Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом
является быстрый

темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно

слушать и выполнять какие-либо инструкции педагогов.
Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать

Слайд 122. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями

зрения
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают

различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

При нарушениях зрения у ребенка стра­дает чувственное (визуальное).

вос­приятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее разви­тия, а при первых признаках неблагополу­чия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.

Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.
2. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями зренияВ России, по данным Министерства здравоохранения, более

Слайд 13Для успешного обучения ребенка с нарушением зрения…
Ребенку с нарушенным зрением

нельзя давать понять, что он зависит от вас.

Общение с

ним на равных, но вместе с тем оказание ему необходимой практической помощи приведет к образованию системы связей речевой и практической деятельности.

Проявления лишнего любопытства по поводу его зрения, а также сентиментального сочувствия может снизить интерес общения с вами.

Для успешного обучения ребенка с нарушением зрения…Ребенку с нарушенным зрением нельзя давать понять, что он зависит от

Слайд 143. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с нарушениями функции опорно–двигательного

аппарата (ОДА).
К категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

относятся:
I. Дети с заболеваниями нервной системы, а именно:
с детскими церебральными параличами;
с последствиями полиомиелита;
с прогрессирующими нервно-мышечными заболева­ниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
II. Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп;
аномалии развития позвоночника (сколиоз);
недоразвитие и дефекты конечностей;
аномалии развития пальцев кисти;
артрогрипоз (врожденное уродство)
III. Дети с приобретенными недоразвитиями или деформа­циями опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, голо­вного мозга и конечностей;
полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухо­ли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

3. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата (ОДА).К категории детей с нарушениями функций

Слайд 15ДЦП
В связи с тем, что среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное

место занимает детский церебральный паралич (ДЦП), 89% детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата - это дети с ДЦП.

За последние годы данное заболевание стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей (частота его проявлений в РФ достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных.

Современная статистика только по Москве насчитывает около 9000 инвалидов детства с ДЦП).
ДЦПВ связи с тем, что среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП), 89%

Слайд 16Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями

опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения.
Наше

воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:

Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша за-дача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.


Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни

Слайд 174. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с ЗПР
Под

термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в

целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
4. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с ЗПРПод термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания

Слайд 184. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с интеллектуальной

недостаточностью
В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон

психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр.

Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности.

Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.
4. Психолого – педагогические особенности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностьюВ основе данной формы психического дизонтогенеза лежит

Слайд 19F70 Легкая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость, которая характеризуется уме­ренной отсталостью,

но способностью использовать речь в повсед­невных целях. Лица с легкой

умственной отсталостью способны се­бя обслуживать (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря). Основные затрудне­ния обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особен­но при усвоении чтения и письма.
F71 Умеренная умственная отсталость.
У лиц этой категории, несмотря на замедленное развитие и понимание речи, отмечается задержка в ее развитии. Отстает и раз­витие моторики и навыков самообслуживания. Ограничены школь­ные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необ­ходимые для чтения, письма и счета. Некоторые из лиц с умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни.
F72 Тяжелая умственная отсталость.
У большинства больных наблюдаются двигательные нарушения или другие со­путствующие дефекты. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.
F73 Глубокая умственная отсталость.
У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что пациенты весьма ограничены в способно­стях к пониманию или выполнению требований или инструкций.
F78 Другая умственная отсталость.
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутству­ющих сенсорных или соматических нарушений, например, слепо­ты, глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
F 79 Неуточненная умственная отсталость.
Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, когда нет достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Многообразие форм проявлений умственной отсталости чрезвычайно велико.


F70 Легкая умственная отсталость.Легкая умственная отсталость, которая характеризуется уме­ренной отсталостью, но способностью использовать речь в повсед­невных целях.

Слайд 206. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с РДА
По определению, ранний

детский аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального

и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аномальным функционированием во всех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия.
6. Психолого–педагогические особенности детей и подростков с РДАПо определению, ранний детский аутизм – это общее расстройство развития,

Слайд 21Четыре основные группы РДА
У детей I группы речь будет идти

об отрешенности от внешней среды,

II - ее отвержения,

III

- ее замещения,

IV - сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Четыре основные группы РДАУ детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II -

Слайд 26Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией
На основе
письма Министерства образования и

науки Российской Федерации
от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07
О

СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
Характеристика обучающегося, выданная образовательной организациейНа основе письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016

Слайд 27Педагогическая Характеристика
Оформляется на официальном бланке образовательной организации
Имеет дату

оформления
Заверяется подписью руководителя и печатью образовательной организации

Педагогическая  ХарактеристикаОформляется на официальном бланке образовательной организации Имеет дату оформленияЗаверяется подписью руководителя и печатью образовательной организации

Слайд 28Общие сведения
ФИО ребенка;
Дата рождения;
Адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического

проживания;
Сведения о родителях (законных представителях)
С кем проживает ребенок

Общие сведенияФИО ребенка;Дата рождения;Адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания;Сведения о родителях (законных представителях)С кем проживает

Слайд 29История обучения ребенка до обращения на ПМПК
Обучался ли где-либо до

поступления в эту образовательную организацию
Оставался ли на второй год; в

каких классах
Причины перевода из другой образовательной организации
История обучения ребенка  до обращения на ПМПКОбучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организациюОставался ли

Слайд 30Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной

организации
Класс/группа
Программа обучения
Форма организации обучения
Возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности;

сколько времени находится ребенок в данной ОО;
Особенности адаптации ребенка к данной ОО;
Отношение к учебной/продуктивной, игровой, познавательной деятельности;
Отношение к словесной инструкции педагога, реакция на нее;

Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организацииКласс/группаПрограмма обученияФорма организации обученияВозраст поступления в образовательную

Слайд 31Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной

организации
Сформрованность учебных/коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, игровых навыков;
Как успевает ребенок, в

чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы/принимает ли участие в организуемых занятиях
В чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий;
Характер ошибок;
Развитие мелкой моторики и речи
С какой степенью готовности пришел ребенок в школу и какую динамику дал в процессе обучения (для младших школьников)
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организацииСформрованность учебных/коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, игровых навыков;Как

Слайд 32Образцы формулировок МАТЕМАТИКА
Указать: пришел в школу, зная порядковый счет в

пределах -----, умея пересчитывать предметы в пределах ------, зная цифры.


Как быстро усвоил цифры, умеет ли сравнивать количества, легко ли научился обозначать количество цифрой? Понимает ли математические знаки (+,-, =, <,>)
Понимает ли пространственные отношения, ориентируется ли в пространстве
Понимает ли смысл арифметических действий, арифметических задач, может ли записать решение задачи?

Образцы формулировок МАТЕМАТИКАУказать: пришел в школу, зная порядковый счет в пределах -----, умея пересчитывать предметы в пределах

Слайд 33Образцы формулировок чтение
Указать: пришел в школу, зная буквы, умея сливать

их в слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в

чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла).
Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах
Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного
Образцы формулировок чтениеУказать: пришел в школу, зная буквы, умея сливать их в слоги, умея читать. Чему научился?

Слайд 34Образцы формулировок письмо
Пишет правой или левой рукой.
Указать: пришел в

школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова

с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова().
При усвоении письма наблюдались трудности: в написании элементов букв, написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию.
Нарушено списывание.
Нарушено преимущественно самостоятельное письмо.
Образцы формулировок письмоПишет правой или левой рукой. Указать: пришел в школу, умея писать печатными буквами (только свое

Слайд 35Другие предметы
Указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования,

труда;
Охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры

Другие предметыУказать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования, труда; Охарактеризовать уровень моторного развития на уроках

Слайд 36Вероятная причина недостатков в обучении
Нет понимания материала;
Понимание есть, но резко

нарушено внимание;
Понимание есть только при индивидуальной работе; в классе самостоятельно

работать не может;
Понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.

Вероятная причина недостатков в обученииНет понимания материала;Понимание есть, но резко нарушено внимание;Понимание есть только при индивидуальной работе;

Слайд 37Характеристика обучаемости
Какие виды помощи использует педагог

Насколько эффективна

помощь

Характеристика обучаемостиКакие виды помощи использует педагогНасколько эффективна        помощь

Слайд 38Образцы формулировок соблюдение учебной дисциплины
Нарушений учебной дисциплины практически нет;
Нарушений учебной

дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие
Нарушает учебную

дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм
Не может правильно вести себя на уроке, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен
Специально мешает другим детям
Образцы формулировок соблюдение учебной дисциплиныНарушений учебной дисциплины практически нет;Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в

Слайд 39Оценивается:
Уровень общего развития
Общая осведомленность ребенка о себе
Взаимоотношения обучающегося с

коллективом сверстников
Какие меры коррекции применялись, и их эффективность
Особенности семейного воспитания

(с осторожностью)
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям
Оценивается:Уровень общего развития Общая осведомленность ребенка о себеВзаимоотношения обучающегося с коллективом сверстниковКакие меры коррекции применялись, и их

Слайд 40ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ (ТЕТРАДИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЗА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
Специалисты ПМПК могут

отметить:
- отметить особенности почерка;
- оценить состояние письма и письменной речи;
-

отметить характер дисграфических и орфографических ошибок;
- определить недостатки работоспособности ребенка;
- выделить трудности усвоения учебного материала;
- оценить потребность в контроле со стороны (путем сопоставления классных и домашних работ);
- предположить отклонения в эмоциональной сфере (обводки букв, очень сильный или слабый нажим, стирания и пр.).
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ (ТЕТРАДИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ  ЗА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОДСпециалисты ПМПК могут отметить:- отметить особенности почерка;- оценить состояние

Слайд 41РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ И Т.П.) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА
Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволяет специалистам:
- установить позитивный

контакт с ребенком;
- оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности графо-моторных навыков;
- оценить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия;
- оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития воображения;
- организовать беседу на представленном материале, являющимся для ребенка значимым;
косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и сверстниками.

Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих работ ребенка, позволяющих составить более полное представление о его интересах
РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ И Т.П.)  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПредставление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста

Слайд 42УСПЕХОВ ,
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !

УСПЕХОВ , УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика