Слайд 1
Психолого-педагогические основы программы
нравственно-духовного образования «Самопознание»
Слайд 2План:
1. Классики о духовно-нравственном образовании.
2. Cтруктура сознания.
3. Очищение сознания.
4. Условия
преподавания дисциплины «Самопознание».
Слайд 3
В.А. Сухомлинский
(1918-1970гг.)
«открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым
трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа,
где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».
Слайд 4
В.А. Сухомлинский
«Воспитание гармонически развитой личности может быть основано на нравственности,
которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая путь к общечеловеческим
ценностями»
Слайд 5К.Г. Юнг
(1875-1961гг.)
«…Люди растут, как и растения, некоторые в
свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а
не свет»
«Мало ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку. Гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь её, ибо тогда появляется возможность как-то её исправить»
Слайд 6
Правильное
(адекватное)
восприятие
МИР
Сверхсознание
Сознание
Подсознание
5 органов
чувств
Интуиция
Эмоции
Слайд 7ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ
практикуйте позитивный настрой;
излучайте любовь ко всем людям на протяжении
дня;
контролируйте гнев;
покиньте место, где вы испытываете гнев;
пойте песни;
следите за
дыханием;
старайтесь придерживаться общечеловеческих ценностей.
Слайд 8
«Работай над очищением своих мыслей. Если у тебя нет дурных
мыслей, не будет и дурных поступков»
Конфуций
Слайд 9Условия преподавания дисциплины «Самопознание»:
использовать позитивный настрой;
придерживаться общечеловеческих ценностей;
проводить самоисследование;
использовать
гуманистические методы.
Слайд 10Free Powerpoint Templates
Благодарю за внимание!
Слайд 11
Принцип выявления
Учитель самопознания не учит, не предлагает знания
в готовом виде, он лишь направляет вектор развития учащегося от
изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира;
Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся сам откроет все необходимые ему знания и внутренний голос совести станет его вечным духовным учителем.
Слайд 12
Принципы гуманной педагогики:
познание и усвоение ребенком в педагогическом процессе истинно
человеческого;
недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на
антисоциальные проявления;
очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе;
гуманизация предметно-материальной и духовной среды жизнедеятельности школьного коллектива и духовной среды.
Слайд 13
Принципы программы духовного образования «Самопознания»:
ориентация на нравственно-духовное начало;
гуманной направленности;
общечеловеческие
ценности;
социальные взаимоотношения к формам специальной внеурочной деятельности;
национальное наследие;
природосообразности .
Слайд 14Условия преподавания дисциплины «Самопознание»
«Самопознание»
Учебная деятельность
Внеучебная деятельность
Семья
Социальная среда, общество
Слайд 16Модель авторитарного образования
Мир и человек – био-социальные явления, изначально не
обладающие никаким духовным потенциалом
Цель: Формирование личности, соответствующей социальному заказу
Монолог педагога:
Учитель
Ученик
Слайд 17Модель развития способностей
Мир и человек – био-социальные явления, изначально не
обладающие никаким духовным потенциалом
Цель: Всестороннее развитие способностей личности для достижения
успеха
Диалог, при ведущей роли педагога:
Учитель Ученик
Слайд 18
Модель нравственно-духовного воспитания
духовный гуманизм
Мир и человек –многомерные явления, с
бесконечным духовным потенциалом
Цель: Пробуждение духовного начала в человеке и расцвет
человеческого совершенства
Полифонирование Духовное начало
Учитель Ученик
Слайд 20Летите к своим ученикам на крыльях вдохновения!
Слайд 22ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ:
1. Откажитесь от стремления к естественности, непринужденности, непосредственности –
замените на стремление к внутренней независимости, жизни в соответствии со
своим Кредо;
2. Откажитесь от стремления интересовать, привлекать, нравиться – замените на стремление интересоваться, вникать, наблюдать, изучать людей;
3. Откажитесь от стремления вызывать уважение, добиваться престижа, признания – замените на стремление внушать людям уважение к самим себе;
4. Откажитесь от стремления получать благодарность, тепло, симпатию и сочувствие – замените на стремление проявлять благодарность, согревать сочувствием, понимать причины человеческих слабостей и несовершенств;
5. Откажитесь от стремления скрывать свои недостатки – замените на стремление развивать свои достоинства, принимать чужие успехи и достоинства как свои собственные;
6. Откажитесь от стремления получать помощь, поддержку, быть предметом любви – замените на стремление помогать, приносить пользу, любить.
Сделав эти замены, мы сможем жить гармонично, светло, разнообразно, а главное в согласии с собой.
Слайд 23Манифест гуманной педагогики
Три постулата гуманной педагогики:
1. вера в
высшее Духовное начало в ребенке, в его высшее предназначение, в
возможность неограниченного совершенствования
2. вера в высшее Духовное начало в самом себе, в свое высшее предназначение, в возможность неограниченного совершенствования
3. вера в силу только гуманных методов
Слайд 24ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ
(интуиция, совесть, вдохновение)
УРОВЕНЬ РАЗЛИЧЕНИЯ
(сознание, знание)
индивидуальное сознание
МЕНТАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(ум, мысли)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(подсознание)
5 органов чувств
ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ