Разделы презентаций


психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Содержание

Главная цель психотерапевта, пси­холога или другого специалиста, оказывающего психологическую по­мощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризис­ной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь ря­дом с этим человеком, буквально «проживая»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Слайд 2Главная цель психотерапевта, пси­холога или другого специалиста, оказывающего психологическую по­мощь,

состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризис­ной ситуации,

осознать свои болезненные переживания. Находясь ря­дом с этим человеком, буквально «проживая» вместе с ним его ситуа­цию, говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психо­лог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помо­гает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизнен­ный контекст.
Задачи психологической помощи: профилактика острых паниче­ских реакций и отсроченных нервно-психических нарушений, повы­шение адаптационных возможностей индивида посредством психоло­гического консультирования, психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений. Специалисты помогают в совладении с последствиями психической травмы. В своей работе они стремятся вернуть людям психологическое здоровье.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ

Главная цель психотерапевта, пси­холога или другого специалиста, оказывающего психологическую по­мощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся

Слайд 3На самом раннем, «нулевом» этапе наиболее оп­тимальной формой психологической помощи

пострадавшим является информационная психотерапия. Целью информационной терапии яв­ляется нивелировка и

уменьшение чувства страха у пострадавших, так как. известно, что «от страха погибает больше, чем от воздействия ре­ального разрушительного фактора». Она направлена на психологиче­ское поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). Эта психотерапевтическая работа проводится психотерапевтами, психиатрами, психологами, или подготовленными по специальной программе врачами других меди­цинских специальностей. Сеансы информационной терапии реализу­ются через систему звукоусилителей, листовки и т. п

ЭТАПЫ И УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

На самом раннем, «нулевом» этапе наиболее оп­тимальной формой психологической помощи пострадавшим является информационная психотерапия. Целью информационной терапии

Слайд 4На простейшем уровне - это нахождение в отношениях, разговаривание и

слушание или совместная деятельность и объединение людей для оказания поддержки

друг другу в решении простых жизненных задач. Человеческий опыт может сопровождаться и знаком «+» и знаком «-», но в любом случае это источник знания, мудрости.) Важно помочь человеку структурировать этот опыт, сделать его доступным. Такая же задача у близких постра­давшего: не отвлекать, а помочь принять ситуацию как полезный опыт.
Применение специальных навыков - это другой способ участия в процессе психологической помощи. Здесь имеются в виду навыки ак­тивного слушания и способность помочь клиенту пройти через болез­ненные и беспокоящие переживания таким образом, чтобы он или она преодолели и трансформировали такие потенциально деструктивные эмоции, как страх, гнев, вина, фрустрация и утрата. Раппорт позволяет быстро вызвать бессознательное доверие клиента к психологу, он представляет собой мощную технику безопасности для них обоих. «Калибровка», т.е. наблюдение за мель­чайшими невербальными реакциями пациента, за споим состоянием и за вашим взаимодействием - это как раз то, что позволяет психологу свободно плыть но бурным водам терапевтической ситуации, постоян­но проверяя себя, по-прежнему ли он на плаву.
На следующем уровне нужны специальные знания. Это те случаи, когда мы имеем дело с серьезной травмой, или даже с посттравматиче­ским стрессовым расстройством

Процесс психологической помощи включает несколько уровней:

На простейшем уровне - это нахождение в отношениях, разговаривание и слушание или совместная деятельность и объединение людей

Слайд 5Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков

(«техник»), которые позволят ему выпол­нить свою задачу.
Второй аспект -

вероятно, самый важный внут­ренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т. д.
В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста спо­собным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.


ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ, ОКАЗЫВАЮЩЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков («техник»), которые позволят ему выпол­нить свою задачу.

Слайд 6Процесс психологической помощи направлен на восста­новление баланса, помощь в выражении

и овладении собственными эмоциями, в конкретизации интенсивных и подавляющих аффектов.
В

процессе психологической помощи помимо создания атмосфе­ры безопасности важно слышать не только историю, но и содержащие­ся в ней эмоции. Пока не произойдет восстановления связи с эмоциями, которые являются ча­стью истории, никакого психологического исцеления не произойдет. Вслушиваясь в историю, консультант должен быть готов к встрече с болью и к ее проживанию вместе с клиентом. Консультанту необхо­димо чутье, чтобы определить тот момент, когда человек готов гово­рить, выражать свои чувства и таким образом освобождаться от своей истории.
По мере того как консультант подтверждает эмоции, вызванные травма­тическим событием, он помогает клиенту в когнитивном овладении ими, способствуя возобновлению отношения между собой и собствен­ными чувствами и контролю над ними. Таким образом, эмоции посте­пенно перестают быть основной побудительной силой поведения. Дос­тижение когнитивного понимания эмоций позволяет ему справиться с ними, делает его способным решать, что с ними делать.


ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭЛЕМЕНТЫ РАБОТЫ

Процесс психологической помощи направлен на восста­новление баланса, помощь в выражении и овладении собственными эмоциями, в конкретизации интенсивных

Слайд 7Восстановить связь между прошлым и настоящим консультант может через подтверждение

последовательности событий. Раньше бы­ла нормальная жизнь с присущей ей эмоциональной

реальностью; за­тем были тревога и страх, предшествовавшие травматическому собы­тию; далее выражение истории данного события, ведущее к освобож­дению и, наконец, необходимость приспособления к новой ситуации. Тем самым осуществ­ляется помощь в протягивании моста к прошлому, в восстановлении связи с внутренними ресурсами, их привнесении в настоящее.
При работе с утратой, консультанты применяют техники пустого стула. Применение этой техники дает клиенту воз­можность разговора с человеком, потеря которого произошла так вне­запно. Это возможность высказать невысказанное и сказать: «Про­щай». Конкретизация чувств при этом очень полезна.
Если событие, вызывающее травматические реакции осталось в прошлом, то хороший результат имеют методы физиоло­гически ориентированной психотерапии, когда последовательно вызы­ваются сочетания травмирующего и ресурсного стимулов («саморегулирующая психотерапия» JI. Зетл)
Если экстремальное событие изменило жизненную ситуацию че­ловека (например, инвалидизация, потеря кормильца), то уместно применение «решение-фокусированной психотерапии» (С. де Шэзер) известной в отечественной психотерапии как краткосрочная позитив­ная психотерапия.


Восстановить связь между прошлым и настоящим консультант может через подтверждение последовательности событий. Раньше бы­ла нормальная жизнь с

Слайд 8Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в

равной мере от особенностей ситуации и от индивидуальных особенностей человека,

его жизненного опыта, ценностей мировоззрения. Важно подчеркнуть, что оказание экстренной психологической помощи возможно лишь в том случае, когда реакция не является патологической.
При переживании экстремальной ситуации чаще всего встречают­ся такие реакции:
плач,
истерика,
нервная дрожь,
страх,
двигательное возбуждение,
агрессия,
ступор,
апатия.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в равной мере от особенностей ситуации и от

Слайд 9Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным

эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нор­мальную и даже желательную

в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки:
Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.
Помощь
В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадав­шего одного; если невозможно оказать такому человеку профессио­нальную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать физический контакт с по­страдавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.
Применение приемов «активного слушания» помогает присоеди­ниться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возмож­ность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т. е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чув­ствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов.
Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, об­легчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью чело­века.

ПЛАЧ

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нор­мальную

Слайд 10Признаки
Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений,

театральные позы; речь эмоцио­нально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.
Помощь
Удалите зрителей, создайте

спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на по­страдавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверен­ным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

ИСТЕРИКА

ПризнакиСохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоцио­нально насыщенная, быстрая; крики,

Слайд 11Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что пе­реживший

аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Это неконтролируемая

нервная дрожь так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напря­жение останется в теле и может стать причиной мышечных болей у других болезней
Признаки
Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя ко­роткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, за­жечь сигарету).
Помощь
Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10-15 секунд. Во время это­го приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ва­ши действия как нападение.
Абсолютно неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Нервная дрожь

Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что пе­реживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно

Слайд 12
Признаки
Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный

контроль собствен­ного поведения; панический страх и ужас могут побудить к

бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг. Страх может быть полезным, когда помогает избе­жать опасности, поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.
Помощь
Чтобы помочь человеку - положите его руку себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал - «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий мас­саж наиболее напряженных мышц тела.
Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинте­ресованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие за­нятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.
Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь де­тального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран. Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его; это позволит по­страдавшему почувствовать контроль над собственным страхом.
Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный мо­мент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать проти­воположное страху ощущение в геле . После детального описания вернитесь в место расположения страха в теле и спросите о том, что изменилось в ощущениях. «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.
С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребе­нок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

СТРАХ

ПризнакиНапряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собствен­ного поведения; панический страх и ужас

Слайд 13Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто

перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает -

где враги, а где помощники, где опасность, а где спа­сение. Единственное, что он может делать это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки
Движений резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружаю­щих; опасность причинения вреда себе и другим.
Помощь
Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» - на­ходясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, при­жмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте постра­давшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он

Слайд 14
Признаки
Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначитель­ному поводу); нанесение окружающим

ударов руками или какими- либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное

напря­жение, увеличение кровяного давления.
Помощь
Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадав­шему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность.
Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Агрессия может быть погашена страхом наказания - если нет це­ли получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание стро­гое и вероятность его осуществления велика.
Если агрессию вызывает какой-либо человек (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов:
- предложите визуализировать его («Представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения»);
- предложите проделать следующие действия с неприятным обра­зом - уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т. п.

Агрессия

ПризнакиРаздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначитель­ному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими- либо предметами; словесное

Слайд 15Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что

не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется

ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.
Признаки
Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосно­вение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состоя­ние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.
Помощь
Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены нару­жу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки по­ложите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому го­ворите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать силь­ные эмоции (лучше - негативные).
Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вы­вести его из оцепенения.

Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от

Слайд 16Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с ог­ромным трудом. В

душе равнодушие и безразличие - нет сил даже на эмоции.
Признаки
Безразличное

отношение к окружающему, вялость, заторможен­ность, речь медленная, с большими паузами.
Помощь
Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых во­просов («Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).
Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно уст­роиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или про­сто полежать.
Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в об­щественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) - поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную дея­тельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Апатия

Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с ог­ромным трудом. В душе равнодушие и безразличие - нет сил

Слайд 17НАСИЛИЕ, СВЯЗАННОЕ С УГРОЗОЙ
ДЛЯ ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

К подобным ситуациям относятся

захват террористами, ограбле­ние, разбойное нападение.
За короткое время происходит столкновение с

реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное собы­тие). Даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ ми­ра. действительность представляется наполненной роковыми слу­чайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.
Помощь
Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пе­режитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, пред­ложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или в виде рассказа.
Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть чело­век сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).
Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участ­ников события).
Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т. е. исполь­зовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничег о делать, ведь я пережил такие страшные минуты»).

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях, связанных с насилием

НАСИЛИЕ, СВЯЗАННОЕ С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГОК подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбле­ние, разбойное нападение.За короткое время

Слайд 18Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх

повторения события, разрушение иллюзии справедливости ми­ра, беспомощность). Прямое насилие над

ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молча­нии и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошед­шего (изуродованные или раненые люди). Ребенок может испытывать чувство вины, т. е. считать причиной события свое предшествующее поведение. Ребенок, переживший травматическое событие, не видит даль­нейшей жизненной перспективы - не знает, что будет с ними через день, месяц, год, теряет интерес к ранее увлекательным занятиям. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии.
Помощь
Дайте понять ребенку, что вам важно то, что он пережил; что вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым тоже такое случилось»).
Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).
Посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии — это позво­лит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматиче­скую память.
Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. По­могите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувст­вовать беспомощность и страх, гнев.
Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки).
Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вы­нести вовне свои переживания в виде образов).
Не позволяйте ребенку стать тираном, не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

НАСИЛИЕ, СВЯЗАННОЕ С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости ми­ра, беспомощность).

Слайд 19Человек испытывает комплекс сильнейших переживаний - чув­ство вины, стыда, безысходности,

невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности, страх из-за того,

что «все узнают», брезгливость к собственному телу. В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному. Ес­ли насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степе­ни склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоя­тельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т. п.). Если виновник - знакомый, то причину человек ищет внутри себя. Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком явля­ется менее острой, но более продолжительной.
Помощь
Не бросайтесь сразу обнимать человека. Возьмите его за руку или положите руку на плечо; если увидите, что это ему неприятно, избе­гайте телесного контакта.
Не решайте за человека, что ему сейчас необходимо делать или говорить (он должен ощущать, что не потерял контроль над реально­стью).
Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедше­го. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.
Дайте понять человеку, что он может рассчитывать на вашу под­держку.
Если человек начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях, свя­занных с событием.
Если человек высказывает мысли о себе в негативной форме («Это была моя вина», «Я должна была действовать по-другому»), просите говорить обратные утверждения: «Это не моя вина, виноват насильник», «Я сделала все возможное в таких обстоятельствах».
Если пострадавший решил обратиться в милицию, идите туда вместе и помогите ему (оформление заявления и выяснение примет преступников заставляют снова в подробностях переживать ситуа­цию).
Желательно, чтобы помощь оказывал человек одного пола с по­терпевшим.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ВЗРОСЛЫМ

Человек испытывает комплекс сильнейших переживаний - чув­ство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности,

Слайд 20Ребенку, пережившему сексуальное насилие, трудно рассказать о случившемся (он может

быть запуган или не найдет слов для сооб­щения о том,

что с ним произошло).
Способы, которыми дети могут выражать произошедшее, сле­дующие:
1)отражение события в игре и ри­сунке (преобладание черно-красной цветовой гаммы, в рисунке себя отсутствуют руки, ярко выражена штриховка в области гениталий);
2) у детей постарше сообщение «открытым текстом» обычно сви­детельствует об отчаянии или о большом доверии взрослому; причем старшие дети рассказывают только о части случившегося, тогда как маленькие говорят обо всем прямо; рассказы о третьем лице: «это по­казывали по телевизору», «это произошло с моей знакомой».
Возможны следующие реакции - боязливость, подавленность, аг­рессивность, ночные кошмары, нежелание ложиться спать; настаива­ние на том, чтобы спать одетым; отказ ходить в школу; проявление симптомов заболеваний (потеря аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры). Происходят изменения в поведении, в отношениях со взрослыми и сверстниками.
Психика сама защищается от тяжелого переживания, поэтому ре­бенок может не помнить отдельные моменты или событие в целом.
Помощь
Создайте атмосферу безопасности. Повторяйте, что вы всегда бу­дете рядом с ним.
Не сдерживайте чувства ребенка, дайте возможность проявить их в игре, рисунке, лепке.
Не стремитесь к тому, чтобы ребенок просто быстрее забыл о слу­чившемся.
Вслед за этапом экстренной психологической помощи применим весь комплекс психотерапевтических приемов и методов, направлен­ных на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, паниче­ских реакций.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ

Ребенку, пережившему сексуальное насилие, трудно рассказать о случившемся (он может быть запуган или не найдет слов для

Слайд 21
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика