Слайд 1Расщелина
верхней
губы и неба,
реабилитация
А.Б. Дамбаев, 308 гр.
Слайд 2Расщелина верхней губы (заячья губа) и неба (волчья пасть) являются
одними из наиболее частых врожденных дефектов развития у новорожденных.
Один из
700 младенцев в США и один из 600 в Великобритании рождаются с такой аномалией.
В России эта цифра по разным данным составляет от 500 до 1200.
Расщепление чаще всего встречается у детей Северноевропейского и Азиатского происхождения, реже наблюдается у африканцев.
Расщепление губы и сочетание расщепления губы и неба чаще встречаются у мальчиков, тогда как только волчья пасть чаще наблюдается у девочек.
Слайд 3Расщелина губы и неба формируется уже между 5 и 12
неделями беременности.
На этом этапе череп представляет собой как бы
две отдельные костные пластины, и ткани образуют на кости единое целое вокруг рта и носа. У детей с расщеплением цикл слияния костей и тканей, что является этапом формирования черепа, остается незавершенным.
Слайд 4Причины
Воздействия на организм будущей матери в первые три месяца беременности химических факторов
(22,8), психических (9%) и механических (6%) травм, биологических (5%) и физических (2%)
воздействий.
Генетические факторы риска.
Курение матери - матери, курящие во время беременности, тем самым удваивают вероятность рождения ребенка с расщелинами.
Употребление матерью алкоголя - мать, употребляющая алкоголь, увеличивает вероятность рождения ребенка с расщелинами в четыре раза.
Ожирение матери - матери, страдающие ожирением, имеют довольно высокую вероятность рождения ребенка с расщелиной.
Недостаток фолиевой кислоты во время беременности - если фолиевая кислота не принимается, то вероятность рождения ребенка с расщеплением увеличивается в два раза по сравнению с другими
Гинекологическая патология, хронические заболевания внутренних органов.
Слайд 5
Незаращение верхней губы бывает односторонним или
двусторонним.
В некоторых случаях наблюдается
сочетание незаращения верхней губы и твердого неба
Слайд 6
Различают четыре формы незаращения твердого неба:
незаращение мягкого неба,
незаращение мягкого и части
твердого неба,
полное одностороннее незаращение мягкого и твердого неба
полное двухстороннее незаращение.
Слайд 7Операции по устранению врожденных челюстно-лицевых пороков обычно проводятся поэтапно. Количество
вмешательств может варьировать от 2-3 до 5-7 и даже более.
Возраст проведения коррекции волчьей пасти определяется специалистами, наблюдающими ребенка с рождения, по индивидуальным показаниям, но не ранее 3-6 месяцев (обычно в более поздние сроки). Окончание лечения, включая восстановительный период, должно быть завершено к возрасту 6-7 лет.
Возраст от 3 до 7 лет благоприятен для проведения дополнительных косметических операций по улучшению внешности ребенка с тем, чтобы после полной реабилитации он мог посещать общеобразовательное учебное заведение, поскольку психическое и умственное развитие детей с волчьей пастью не отличается от таковых у здоровых детей. После исправления дефекта нёба и прохождения полного курса реабилитации дети снимаются с учета по инвалидности.
Слайд 8
Пластика губы.
При пластике губы обычно используется методика Millard. Суть
методики состоит в том, что хирург делает щели по обе
стороны от заячьей губы. Заячья губа тянется вниз и лоскуты поворачиваться. Затем они сшиваются на место. После операции остается небольшой рубец, но хирурги пытаются выстроить рубец по естественной линии губы, с тем, чтобы сделать его менее очевидным. Артикуляция речи, как правило, успешно восстанавливается после операции.
Слайд 9
Пластика неба
Пластика неба осуществляется по достижении ребенком 6 - 12
месячного возраста. В ходе этой операции хирург берет ткань по
обе стороны от устья и использует ее для восстановления неба и сшивания мышц вместе.
В этом случае у ребенка остаются трудности в произношении некоторых звуков четко. Приблизительно 20% детей нуждаются в логопеде для развития надлежащей артикуляции. Некоторые даже нуждаются в дополнительных операциях для того, чтобы уменьшить количество воздуха, проходящее через нос, с тем, чтобы улучшить качество произношения.
Слайд 10Реабилитация после операции.
Реабилитация ребёнка, перенесшего такие дефекты развития неба и
губы, должна проходить с участием логопеда, психолога, сурдолога, педиатра, стоматолога,
ортодонта.
Около 20% детей с врождёнными дефектами неба, даже будучи прооперированными, сохраняют картавость и неправильное произношение звуков.
Ребенок, родившийся с расщеплением, может встречать по отношению к себе неприязненное отношение из-за того, что он выглядит иначе и его речь звучит не так. Ребенок может испытывать по этому поводу страх и стыд. С этим лучше всего бороться, разговаривая с ним о его состоянии.
Слайд 11Реабилитация после операции.
Психологическое состояние детей, перенесших пластику дефектов неба и
губы, должно корректироваться с помощью родителей и детского психолога. Ребёнка
необходимо адаптировать к социуму, обучать навыкам учебной деятельности, вниманию и усидчивости. Детей нужно научить общаться, находить общий язык со сверстниками, чтобы они не чувствовали себя изгоями.
Важно поощрять общение ребенка с другими детьми с раннего возраста, поскольку необходимо научить его справляться с различными обстоятельствами на ранних стадиях.
Слайд 12Реабилитация после операции.
Дети по природе своей любопытны и часто будут
задавать прямые вопросы. Простое объяснение своего состояния всегда должно быть
у ребенка, чтобы он мог отвечать на такие вопросы своим друзьям.
Родители должны не скрывать от ребенка природы его состояния, как только ребенок стал достаточно взрослым, чтобы это понять. В доме эта тема должна рассматриваться как часть повседневных разговоров.
Слайд 13Реабилитация после операции.
Родители должны быть сконцентрированы на личности ребенка, а
не на его дефекте. Они должны стараться содействовать позиции, согласно
которой физические данные значат не так много при оценке остальных внешних качеств и характера человека в целом. Поощрение участия ребенка во внеклассных мероприятиях может помочь повысить уверенность в себе и расширить круг его друзей.
Слайд 14
Реабилитация после операции.
Слуховые и речевые проблемы, связанные с расщеплением, возможно,
могут считаться недостатком ребенка в школе.
Проблемы со слухом могут
привести к невнимательности и сложности сконцентрироваться в школе. Кроме того, проблемы с речью могут повлиять на способность общаться. Регулярная проверка слуха и наблюдение за развитием речи и языка может помочь немного исправить ситуацию.
Слайд 15
Реабилитация после операции.
Такие дети имеют повышенную уязвимость к разрушению зубов.
Причиной этого отчасти является отклонение в развитии зубов. Бактерии могут
также накапливаться в ортодонтической технике, которую пациентам необходимо носить.
Следующие шаги могут помочь предотвратить осложнения, связанные с кариесом:
Зубы ребенка необходимо проверять у стоматолога по крайней мере один раз в шесть месяцев.
Чистить зубы утром, вечером перед сном и после каждого основного приема пищи, при этом нужно использовать профессиональные зубные щетки.
Использовать зубную нить не реже двух раз в день. Младшие дети могут иметь трудности с тем, как пользоваться нитью правильно, поэтому может потребоваться помощь стоматолога- гигиениста.
Необходимо ограничить потребление сладких продуктов и напитков в пищу до минимума.