Слайд 1Рассудочная деятельность (элементарное мышление) животных
Акт мышления возникает, когда есть мотив
решить задачу, а готового решения (врожденного или приобретенного в процессе
обучения) нет (А.Р. Лурия).
У высокоорганизованных животных (приматов, дельфинов, врановых птиц) мышление – системная функция мозга
Способность к экстренному решению задач
Способность к обобщению и абстрагированию
Решение двухфазных и многофазных задач
Оперирование объемными характеристиками объектов
Слайд 2Изучение мышления у животных
В. Келер: Инсайт – «озарение», понимание связей
между стимулами и событиями. В основе – восприятие ситуации в
целом.
Р. Йеркс: в основе когнитивной деятельности человекообразных обезьян лежат «иные процессы, нежели подкрепление и торможение… эти процессы будут рассматриваться как предшественники символического мышления человека».
И.П. Павлов: «зачатки конкретного мышления, которым и мы орудуем»
Н. Майер: способность животных адекватно реагировать в новой ситуации за счет экстренной реорганизации ранее приобретенных навыков
Л.Г. Воронин: способность комбинировать и перекомбинировать хранящиеся в память условные связи и системы из них. Комбинационные УР – основа для формирования образного, конкретного мышления
Н.Н. Ладыгина-Котс: обезьяны имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции и обобщению.
Слайд 3Изучение мышления у животных
Способность к экстренному решению новых задач -
способность устанавливать новые связи в новых ситуациях (Дембовский, Ладыгина-Котс, Рогинский,
Крушинский и др.)
Исследования Л.В. Крушинского (1966): решение осуществляется на основе «улавливания эмпирических законов, связывающих предметы и явления внешнего мира».
Исследование процесса символизации у антропоидов Д.Рамбо (1984): когнитивная природа этого явления. Мышление животных – «адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, на представлении об отсутствующих предметах, на скрытом оперировании символами».
Слайд 4Изучение мышления у животных
Д. Примэк (1986): «языковые» способности шимпанзе связаны
с «умственными процессами высшего порядка»: сохранение «сети перцептивных образов-представлений, использование
символов, мысленная реорганизация представления о последовательности событий».
Ситуации, которые нужно исследовать для доказательства мышления у животных:
решение задач, моделирующих естественные для животного ситуации
построение аналогий
осуществление операций логического вывода
способность к самоосознанию
Слайд 5Изучение мышления у животных
Р. Бирн «Мыслящие антропоиды» (1998): В понятие
«интеллект» входят следующие способности:
извлекать знания из взаимодействия со средой и
сородичами
использовать эти знания для организации эффективного поведения как в знакомых, так и в новых обстоятельствах
прибегать к мышлению, рассуждению или планированию при возникновении задачи
осуществлять любые формы соединения отдельных фрагментов знаний для создания программы нового действия
Слайд 6Изучение мышления у животных
Способность к обобщению, абстрагированию и формированию довербальных
понятий
(Келер, Ладыгина-Котс, Макинтош, Фирсов и др.)
Л.А. Фирсов: Способность к обобщению
и абстрагированию – умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений».
Способность предвидеть результаты собственных действий, а также способность к «активному оперированию следовыми образами и планированию действий» (Панов, 1983; Фирсов, 1987; Visalberghi, Fragaszy, 1997; Byrne, 1998)
Дж. Гудолл (1992): умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы
Слайд 7Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию
Concept, concept-formation
Тесты на перенос
Уровни обобщения и
абстрагирования, доступные животным:
Допонятийный (доступен большинству животных)
Способность к переносу ранее выработанной реакции на новые стимулы той же категории
Формируется частное правило выбора (например, по сходству): способность реагировать на любые предметы определенных формы, цвета или на любые объемные фигуры в отличие от плоских. Образные конкретные представления!
Довербальный (стадия интеллекта)
Способность к более высокому уровню обобщения, когда информация о свойствах предметов и явлений хранится в более отвлеченной форме
Способность к переносу правильных выборов на более широкий диапазон стимулов (других категорий и модальностей) – «обобщение обобщений»: «сходство» (или «отличие»), «соответствие» (или «несоответствие», «больше» («меньше»), «число» и др. Абстрактные представления!
Уровень символизации (стадия интеллекта, спец. обучение, эксперименты с «говорящими обезьянами и говорящими попугаями)
Слайд 8Языки животных и язык человека
Языки большинства животных – это совокупность
конкретных сигналов – звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют
в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.
Особенности:
Непреднамеренность коммуникации
Видоспецифичность
Слайд 9Сигнализация большинства видов животных включает 10 основных категорий:
Сигналы предназначенные половым
партнерам и возможным конкурентам;
Сигналы, обеспечивающие обмен между родителями и потомством;
Крики
тревоги, зачастую имеют такое же значение для других видов;
Сообщение о наличии пищи;
Сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи;
Слайд 10Категории сигналов:
Сигналы - «переключатели», подготавливают животное к воздействию последующих стимулов,
например, известить о намерении играть;
Сигналы-«намерения»;
Сигналы агрессии;
Сигналы миролюбия;
Сигналы неудовлетворенности (фрустрации).
Слайд 11Язык и сигнальные системы
по И. П. Павлову
Система коммуникации, которыми пользуются
животные называются первой сигнальной системой.
Человек передает информацию с помощью слов-символов.
Слово – сигнал сигналов, а речь – вторая сигнальная система.
Слайд 12Способность животных к символизации
(на примере «счета»)
Символизация – установление эквивалентности
между символами и соответствующими предметами, действиями, обобщениями разного уровня и
понятиями.
Слайд 13Критерии «истинного счета»
Р. Гельман и К. Галлистель предложили ряд критериев,
которые необходимо учитывать при оценке способности животных использовать символы для
маркировки множеств:
Соответствие «один к одному»;
«ординальность» (упорядоченность);
«кардинальность» - символ, соответствующий последнему элементу, должен описывать общее число элементов в множестве.
Слайд 14Способность к символизации
у приматов
Сара Бойзен обучила шимпанзе Шебу практически
всем элементам «истинного счета»
Слайд 15Способность к символизации
у приматов
Приматы способны распознавать и обобщать признак
«число элементов», устанавливать соответствие между признаком и арабскими цифрами. Способны
ранжировать множества и упорядочивать их по признаку «число», а также совершать число действий, соответствующих цифре.