Слайд 1РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 15. История формирования науки и практики
менеджмента.
Слайд 2ГЛОССАРИЙ
Менеджмент- область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и
обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Генезис-
исследование возникнования, становления и развития.
Этап- отрезок процесса, выделяемый получением промежуточного результата
Период- продолжительность процесса или любой повторяющейся его части во времени.
Слайд 315.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Слайд 4Введение.
Анализ содержания известных исторических документов свидетельствует о том, что элементы
менеджмента в той или иной форме существуют с момента появления
homo sapiens - «человека мыслящего».
Вместе с тем, самые смелые исследователи выделяют некоторые признаки возникновения и становления аналогичных систем и процессов в животном мире: «иерархия прайда», «вожак стаи», что обуславливает необходимость серьезного изучения возникновения, становления и развития менеджмента.
Это важно также и потому, что наиболее ярко и многогранно место и роль менеджмента раскрываются именно в процессе зарождения и формирования его основных составляющих, сущности и содержания как в историческом развитии, так и в современном мире.
Слайд 515.1.1. Возникновение менеджмента.
Условия появления:
«практики»:
организационное лидерство.
Слайд 6Лидеры.
«Идеолог»
«Практик»
Характеристика:
Тип лидерства: политическое
Специализация направления деятельности: публичное
Задача: создание, укрепление иерархии власти,
влияние на окружающих силой авторитета,
Представители: харизматическая личность (влиятельные религиозные деятели,
военачальники)
Характеристика:
Тип лидерства: организационное
Специализация направления деятельности: административное
Задача: достижение целей и условий функционирования организаций (выполнение делового администрирования: проектирование, разработка, построение, осуществление)
Представители: изначально- сторонники «идеологов», позже- профессиональные менеджеры
Слайд 7Модели взаимодействия руководителей и подчиненных.
1. Тоталитарная модель (первоначальная).
Характеристика:
Полное подчинение руководителям
Отсутствие
сотрудничества и общения между подчиненными
Не рассчитана на проявление инициативы
Исключены условия
для становления и поддержания конкурентной среды.
2. Либеральная модель (альтернативная).
Характеристика:
Стимулирование руководством творческого мышления работников
Поощрение инициативы
Снижение оперативности руководства
Снижение уровня дисциплины и корпоративной ответственности
Слайд 8Становление менеджмента.
Становлению менеджмента послужило формирование административного руководства (деловое администрирование), комплекс
его правил и норм, а также, как следствие, развитие разнообразных
организаций.
Администрирование – это распределение, закрепление и исполнение комплекса прав, обязанностей и ответственности на основе строгой системы регламентации, контроля и санкций.
Слайд 9Формирование и развитие основных этапов администрирования.
Генезис административных начал менеджмента.
Экономика, хозяйствование,
рационализация, потребление и накопление, подчинение хозяину
«Домострой», Сократ, Ксенофонт
5 в.до н.э.,
Греция
Выделение
функций орагнизации, специализации, кооперации, контроля, оценка эффективности
«Конституция Чоу»
12 в.до н.э.,
Китай
Положения о власти первых профессиональных менеджеров- визиря, десятников, сотников и т.д.
«Предложения Ипусера»
18 в.до н.э.,
Египет
282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения
«Кодекс Хаммурапи»
21 в.до н.э.,
Вавилон
Нововведения и основные положения
Источник и автор
Время и место
Слайд 12Выводы:
Основное содержание и результаты становления менеджмента:
Формирование института менеджмента обусловлено выделением
комплекса управленческих функций из общего трудового процесса организации.
Сущность менеджмента заключается
в разработке и реализации профессионального подхода к руководству подчиненными и управлению организацией.
Становление менеджмента в организации осуществляется выдвижением руководителя, формированием аппарата управления и обеспечивается профессиональным обучением.
Место и роль менеджера соответствуют статусу руководителя, разрабатывающего и осуществляющего процесс постановки и достижения целей организации путем руководства деятельностью своих подчиненных.
Содержание менеджмента организации определяется совокупностью профессиональных знаний и навыков персонала и эффективностью её практической реализации.
Эффективность менеджмента, наряду с приведенными составляющими, также обуславливается культурой корпоративного взаимодействия и искусством руководства.
Слайд 1315.2. Этапы развития менеджмента
Слайд 1615.3. Классическая (традиционная) школа.
Слайд 17Школа научного управления.
Точность целей для каждого уровня руководства.
Здравый смысл в
анализе новых ситуаций. Компетентность консультирования. Дисциплина и диспетчирование. Справедливое отношение
к персоналу.
Быстрый и полный учет. Нормы и расписания. Нормирование операций. Стандартные инструкции. Вознаграждение за производительность.
Организация массового поточного производства.
Стандартизация и унификация технологических процессов. Четкая система контроля и планирования, непрерывные технологические процессы.
Слайд 18Административная (классическая) школа. (1920-1950)
Слайд 19Концепция А.Файоля
Изучал содержание деятельности по управлению организацией.
!
Достижения:
Выделил управление как особый
вид деятельности. Деятельность по управлению включает:
Планирование
Организацию
Распорядительство
Координацию
Контроль
Принципы, от которых зависит успех
управления:
Разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим интересам, вознаграждение персонала, централизация, цепи взаимодействия, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух.
Слайд 20Теория бюрократического построения организации М.Вебера.
?
Что нужно сделать, чтобы организация работала
как система?
Основные элементы построения организации:
Разделение труда на базе функциональной специализации
Хорошо
определенная иерархическая система распределения власти
Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях
Отсутствия личностного начала в межличностных отношениях
Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации
Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет
Стратегия к пожизненному найму
Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников
Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным вопросам
Слайд 2115.4 Школа «человеческих отношений».
Слайд 22Появление школы «человеческих отношений» связано со значительными недостатками классической школы.
Такими, как:
Требования от рабочего жесткого соблюдения регламентов и автоматизма рабочих
движений.
Отсутствие необходимости в квалифицированном труде.
Повышение уровня монотонности рабочих процессов
Роль работника как личности сводится к минимуму.
Моральная и психическая «усталость» от выполнения жестких требований.
Слайд 23Основные идеи.
Вывод: Менеджер должен выполнять две основные и равнозначные функции:
экономическую и социальную.
Школа человеческих отношений призывает к партисипативному менеджменту
(«менеджменту участия», когда сотрудники активно и неформально участвуют в выработке управленческих решений).
Слайд 24Школа поведенческих наук.
Школа человеческих отношений (1930-1950)
Бихевиристская школа (1950-настоящее время)
Отличие:
Школа
поведенческих наук в отличие от школы человеческих отношений направлена не
на налаживание межличностных отношений, а на повышение эффективности отдельного сотрудника, в основе этого повышения – возможности воздействовать на поведение человека. Важным фактором, обусловливающим поведение человека, является степень удовлетворения его потребностей.
!
Слайд 25Вклад Абрахама Маслоу (1908-1970) в бихевиристскую теорию.
А.Маслоу систематизировал человеческие потребности
по уровням, выделив высшие и низшие уровни.
!
Слайд 26Особенности школы поведенческих наук.
Представители направления: К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцеберг. Изучали
различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной
структуры, коммуникации в организациях, изменения содержание работы и качества трудовой жизни.
Основная цель: повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Является продолжением школы человеческих отношений и базируется на достижениях в области психологии и социологии.
Слайд 2715.5. «Новая школа науки управления».
Слайд 28Школа науки управления
(с 1950 г. по настоящее время)
Особенности
Формирование школы связано
с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось
к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель- это форма представления реальности, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Ключевой характеристкой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строятся модели, наиболее часто встречающиеся в менеджмента, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
Слайд 2915.6.«Одномерные» учения о менеджменте.
«Одномерные» учения концентрируют внимание на решение одной
из проблем управления:
Задачи
Люди
Организация деятельности
Наиболее известные концепции:
«Научное управление» Ф.Тейлора
Бихевиористские учения и
учения об организации А. Файоль и М.Вебер.
Слайд 3015.7.«Синтетические» учения об управлении.
Для «синтетических» подходов характерен взгляд на управление
как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей
с внутренним и внешним окружением организации. То есть управление организацией рассматривается во всем многообразии.
!
Слайд 3215.8.Формирование теории и практики управления в СССР и России.
Слайд 3315.9. Основные этапы развития управленческой мысли в России.
1860-1870гг. Разработка методики
рационализации трудовых процессов (Московское высшее техническое училище).
1911-1912гг. Формирование концепции управления
заводским хозяйством (проф. И.Семенов, Петербургский политехнический институт)
20- е году 20 века. Поиск новых форм и методов управления:
а)Разработка концепции народно-хозяйственного планирования (план ГОЭЛРО, Кржиженовский и др.)
б)Организационно-технические концепции управления (Богданов А.А., Гастев А.К., Ерманский А.А.)
в) Социальные концепции менеджмента (Керженцев П.М., Витке Н.А., Дунаевский Ф.Р.)
30-50-е годы 20 века. Формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления.
60-70-е годы 20 века. Период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики.
80-90-е годы 20 века. Отказ от социалистических преобразований, попытки посредством реформ, проводимых «сверху», создать современную экономику.
Слайд 3415.9.Теория равновесия А.А,Богданова как основа организации.
Богданов А.А. (1873-1920)- естествоиспытатель, философ,
экономист.
Основной труд «Тектология. Всеобщая организационная наука».
Концепция:
Все виды управления в
природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации, которые действуют в технике (организация вещей), в политике (организация идей), в экономике ( организация людей) и заявил о необходимости их изучения.
Слайд 3515.10. Роль А.К.Гастева в разработке вопросов организации труда и управления.
Гастев
А.К. (1882-1941)-ученый, возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ)
Концепция:
Концепция узкой базы:
работу по научной организации труда нужно начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий т.е. рабочий, управляющий станком есть директор станка, а закономерности управления станком можно распространять на предприятие и государство в целом. Закономерности располагаются в порядке: расчет- установка-обработка-контроль-учет-систематика-учет. Формула распространяется на управление как вещами, так и людьми.
Концепция трудовых установок: в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составные элементы: теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места и управленческих процессов.
Слайд 3615.11. Содержание и направленность работ О.А.Ерманского, П.М.Керженцева, Н.М.Амосова.
Слайд 37О.А.Ерманский (1866-1941)
Концепция «физиологического оптимума» : свормулировал предпосылки теории организации труда
и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий
(крупного машинного производства).
Методология рационализации крупного машинного производства: основана на комплексном подходе,.
Сформулировал предмет науки об организации труда и управления: в основе лежит идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Закон организационной суммы: организационная сумма больше арифметической суммы составляющих её сил. Что возможно тогда, когда все её вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга.
Главный принцип теории рационального управления: принцип физиологического оптимума (критерий рациональности любой работы). С основе критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности ( полезный результат/затраты энергии)
Слайд 38П.М.Керженцев (1881-1940)
Теория организационной деятельности. Выделял в научной организации труда 3
элемента: труд, производство, управление. Под научной организацией управления понимал изучение
организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий (формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет и т.п.)
Сформулировал свои принципы управления:
-установление целей и задач
-выбор формы организации
-составление планов
-учет и контроль
-координация использования людских и материальных ресурсов.
Слайд 4015.12.Роль науки управления в послевоенный период (1945-1989 гг.)
В ХХ веке
(1917-1991 годы, социалистический период) жизнь России и входящих тогда в
состав СССР союзных республик (ныне суверенных государств) проходила в условиях командной или плановой экономики.
Характерно для плановой экономики:
два вида собственности: общественная (государственная и колхозно-кооперативная) и личная (личное имущество граждан).
Регулятором экономики в этих условиях был директивный план как система команд.
Основная задача предприятия состояла в том, чтобы установленный сверху план.
Предприятие было не заинтересовано выпускать продукцию высокого качества, поскольку с него спрашивали за количество (так называемый «план по валу»).
административно-командная система управления (вертикаль)
Слайд 41Влияние административно-командной системы на субъект и объект управления.
Менталитет рядовых сотрудников
в этих условиях приобретает следующие специфические черты:
Безынициативность.
Предпочтение «синицы в руках»
перед «журавлем в небе». Рядовые сотрудники предпочитают пусть и за меньшую зарплату, но работать поменьше.
Феминность в отношениях в коллективе. Из-за непопулярности мотивации в коллективах превалируют ценности, связанные с сохранением человеческих отношений (чаепития, праздники, обсуждения в курительной комнате различных вопросов бытия и т.п.).
Восприятие места работы (организации) как гаранта социальной защиты.
Менталитет субъектов управления, то есть менеджеров:
Приверженность организационной иерархии.
Приверженность тезису «незаменимых нет».
Приверженность автаркии (натуральное хозяйство)
Самоценность роста, экспансии и монополизма.
Слайд 42В послевоенный период сложился весьма специфический менеджмент.
Характеристика периода:
Проблематично повышение
интенсивности труда, успехи в механизации и автоматизации не наблюдались, поэтому
пришлось перейти к материальному стимулированию.
административно-командная система.
Огромная избыточность рабочей силы.
Этатизация (огосударствление) труда.
Жесткая иерархия, поскольку команды должны проходить сверху вниз, беспрекословно выполняться.
ВЫВОД:
В планово-командной системе в условиях тотального дефицита товаров, прежде всего потребительских, план всегда отдавал предпочтение количеству выпускаемой продукции, а не качеству. Постепенно качество превратилось в самую большую проблему командной экономики вообще, и советской экономики в частности. Можно сказать, что низкое качество потребительских товаров привело, в конце концов, к краху планово-командной экономики и распаду СССР.
!
!
!
Слайд 4315.13. Содержание и направленность реформы с 1991г. И до настоящего
времени.
Слайд 4415.14. Особенности менеджмента в современной России.
Для современного менеджмента в российских
условиях характерно применение некоторых технологий менеджмента:
Технологии структурирования и организации бизнес-процессов
Данные
технологии представляют собой способы организации деятельности предприятия в целом. К ним относятся:
Реинжинириг (Суть этой технологии заключается в том, чтобы взглянуть на бизнес-процессы организации по-новому, задать вопрос «А почему мы так делаем?»).
Аутсорсинг (Данная технология менеджмента предполагает передачу прав по выполнению определенных функций или работ сторонним организациям. Применяя аутсорсинг, менеджер отвечает на вопрос: «А не сделает ли эту работу кто-нибудь другой и к тому же лучше, чем ее делаем мы сами?»)
Проектное управление (Эта технология предполагает построение проектных (программно-целевых) структур управления, которые, как известно (раздел 3.4.2.1.), относится к адаптивным структурам).
Оптимальное разукрупнение (Оптимальное разукрупнение представляет собой поиск резервов эффективности внутри организации, прежде всего за счет сокращения уровней управления, количества структурных подразделений и их численности).
Технологии управления качеством
Тотальное управление качеством (Представляет собой метод организации производства высококачественных качественных продуктов)
Технология «шесть сигм» (Стандарт «шесть сигм»- это такой уровень качества, при котором на каждый миллион возможностей или операций приходится чуть больше трех дефектов)
Бенчмаркинг (контрольное сравнение, аттестация)
Слайд 45Технологии управления персоналом:
Наделение полномочиями
Формирование команд
Программы гарантий занятости
Управление по целям (МВО
- management by objectives)
Построение систем обратной связи
Технологии операционного и производственного
управления, логистические технологии
Продолжение:
Слайд 46Список литературы.
1. Под ред. М.М. Максимцова, М.А.Комарова. Менеджмент- второе издание.-М.:ЮНИТИ,
2002
2. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент.-М.:Экономистъ, 2004
3. Под ред. А.К.
Казанцева. Общий менеджмент.-М.:ИНФРА-М, 2001
4. А.В. Райченко. Общий менеджмент.- М.:ИНФРА-М, 2006
5. В.В. Лукашевич. Менеджмент в структурно-логических схемах : Учебное пособие.- М.:Экзамен, 2003
6. А.Н. Цветков. Менеджмент.- СПб.: Питер, 2008
7. П.В. Шеметов. Менеджмент.- М.:ИНФРА-М, 2002
Слайд 47Контрольные вопросы.
Условия возникновения менеджмента.
Перечислить основные этапы развития менеджмента.
Отличие бихевиристской школы
от школы человеческих отношений.
Перечислить основных российских ученых, повлиявших на развитие
менеджмента в России.
Обозначить их основные теории и суть теорий.
Перечислить технологии современного меннеджмента.