Слайд 1Развитие межличностных отношений у слабовидящих детей.
Работу выполнили:
Студентки дефектологического факультета
211
группы
Гришанина Дарья, Рюкова Диана, Кофанова Анна, Бубенова Дарья, Алексеева
Ксения
Слайд 2Зарождение контактов.
В дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения слабовидящих
в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от
состояния зрения;
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Слайд 3Важность межличностных отношений:
являются важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического
развития ребенка;
Помогают адаптироваться в новой среде;
Удовлетворяют потребности человека в контакте
с другими.
Слайд 4Проблемами межличностных отношений детей с нарушением зрения занимались:
Григорьева Г. В.,
Денискина В. З.,
Моргулис И. С.,
Иванникова О. А.,
Никулина
Г. В.,
Солнцева Л. И.
Слайд 5Психологи о коллективе
Исследования советских психологов были так же посвящены изучению
коллектива.
Была установлена зависимость взаимоотношений членов группы, как от индивидуально-психологических,
так и от социальных факторов, в частности от характера их совместной деятельности.
Слайд 6А.С.Макаренко писал:
“Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные
его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском и идеологическом объединении”.
Слайд 7Особенности организации коллективов в специализированных учреждениях для слепых и слабовидящих
Большая часть инвалидов по зрению проводит практически всю жизнь в
обществе лиц с нарушениями зрения, а это усугубляет трудности в налаживании контактов со зрячими.
Образуются закрытые территории(резерваты) с собственной инфраструктурой, что затрудняет межличностные отношения между ними и нормально видящими.
Для решения такой проблемы нужно в рамках данной системы расширять взаимодействие слепых и слабовидящих детей с нормально видящими при условии обязательной подготовки к контактам такого рода как тех, так и других.
Слайд 8Первые месяцы слабослышащего ребенка
Отсутствие зрения или его нарушение могут быть
констатированные уже на первой неделе после рождения, и поэтому нарушение
зрительных функций не сказывается негативно на общем развитии ребенка, в том числе и на развитии его коммуникации в этот период.
Это происходит, потому что развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. И лишь ко второму месяцу у детей появляется предметное зрение, когда ребенок начинает живо реагировать на мать.
Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к искажается система сенсорных эталонов.
«Чего не было в восприятии, не может быть и в представлении"
Слайд 9Коммуникация у детей от 6 месяцнв до 4 лет
С 5
- 6 мес. жизни становится очевидным отставание детей с нарушениями
зрения от их нормально видящих сверстников.
В возрасте от 6 мес. до 3х лет для детей с нарушениями зрения на первый план выступает коммуникативная потребность в сотрудничестве, осуществляемая в процессе ситуативно-деловой формы общения со взрослыми
Общение может осуществляется одновременно на уровне содержания, передающего цифровую информацию, выраженную словами, и на уровне отношения, передающего аналогичную информацию, в которой выражено отношение говорящего к произносимым словам или к слушателю. Ребенок с нарушенным зрением лишен возможности овладевать неречевыми и речевыми средствами коммуникации на основе простого подражания и требует специального обучения элементам предметной деятельности.
Формирование предметной деятельности детей с нарушениями зрения затягивается до 3 - 4хлетнего возраста; но с момента включения речи в предметное общение происходит качественный скачок в развитии их коммуникативной деятельности
Слайд 10Межличностные отношения в коллективе
Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте
межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в группах и коллективах
складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положении оказываются тотально слепые.
В среднем школьном возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относительной однородностью коллектива (у всех школьников имеется патология зрении) и, во-вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план выступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива.
Слайд 11Слабовидящие в коллективе
В смешанном коллективе слепые часто занимают позиции изоляции,
крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы
с трудностями. Очевидно, что подобные позиции есть следствие недостаточной рабогы специальной школы по подготовке слепых к самостоятельной жизни и мире зрячих.
Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слепому достаточного знания о партнере по общению.
Слайд 12В результате при рассмотрении статуса инвалидов по зрению в смешанном
коллективе наблюдается тенденция, указывающая на наличие определенной зависимости его (статуса)
от степени нарушения зрения.
Определенная зависимость социометрического статуса слабовидящих в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наиболее благоприятном положении находятся дети с упавшим зрением в детском и подростковом возрасте.
При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению - осуществлять в нем функции лидера.
Слайд 13Особенности
1. Дети с нарушением зрения недостаточно владеют невербальными средствами общения:
выразительные движения, жесты, мимику, не улавливают изменение настроения;
2. трудности распознания
сходных эмоций;
3. для детей с нарушением зрения характерен уход от общения, от контакта с окружающим, многие отказываются участвовать в совместных играх;
4. для детей с патологией зрения характерно появление трудностей в установлении контактов с окружающими, поддержание процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения;
5. дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения практически не умеют привлекать к себе внимание партнера, часто не знают как нужно обратиться с просьбой к окружающим;
6. часто деятельность детей с нарушением зрения организует взрослый;
7. совместная деятельность детей с нарушением зрения является непродолжительной.
Слайд 14Список литературы
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие /
А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.
-- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.