Слайд 1Религия как социокультурное явление.
Религиозная ситуация в Республике Беларусь
Слайд 2План:
Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование.
Специфика социологического анализа религии.
Социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
Религиозная ситуация
в Республике Беларусь.
Слайд 3Демографическое исследование, проведенное в 2010 г. Pew Research Center в
более, чем 230 государствах и территориях, показало:
32% от общей численности
человечества исповедуют христианство,
23% – ислам,
15% – индуизм,
7% – буддизм,
0,2% – иудаизм.
Слайд 4По прогнозам Pew Research Center к 2050 г.:
христиане останутся крупнейшей
религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных
религий, так как среди мусульман в среднем много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость. К 2050 году доля мусульман составит 30% населения и будет почти равна числу христиан (удельный вес которых прогнозируется 31%).
Слайд 5
Мировоззрение – сложная система взглядов на объективный мир, совокупность знаний,
убеждений, идеалов, ценностей, образующих целостный взгляд на мир и место
человека в нем.
Исторические типы мировоззрения:
Мифологическое
Религиозное
Философское
Научное
Слайд 6Религия -
специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность убеждений,
ценностей, взглядов на мир и человека как творение Бога.
такая форма
духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, Богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.
Слайд 7
Социология религии изучает религию как социальное явление, её социальные проявления,
т. е. те структуры, процессы, социальные связи, образцы поведения, религиозные
группы, которые возникают по поводу религиозного феномена.
Структура религии как социального явления:
религиозное сознание
религиозный культ
религиозная организация
религиозные отношения
Слайд 8
Религиозное сознание – форма общественного сознания (взгляды, идеи, представления), главным
признаком которого является вера в реальность сверхъестественных сил.
Религиозный культ –
система символических действий, с помощью которых верующие выражают свою приверженность к той или иной религии и стремятся воздействовать на сверхъестественное.
Слайд 9Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманской
религии, статуя или изображение Будды в буддизме; в христианстве обязательными
считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших, крестный ход на Пасху; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход»
Слайд 10
Религиозная организация – форма объединения верующих и средство управления ими.
Религиозные
отношения – устойчивые, повторяющиеся связи и взаимодействия между различными социальными
группами и сообществами людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами.
Слайд 12Церковь -
открытая массовая религиозная организация, имеющая большое количество сторонников
в разных слоях общества, а также прочные и длительные связи
с обществом.
Слайд 13Церковь как религиозная организация
имеет единое вероучение, определяющее поведение, деятельность и
этику верующих
в ней существует деление на рядовых верующих (миряне, прихожане)
и духовенство, то есть служителей культа (церковнослужители и священнослужители) – людей, которые занимаются выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией религиозной деятельности и религиозных отношений.
имеет также централизованную систему управления отдельными церковными подразделениями
специфические культовые здания и сооружения.
Слайд 14Секта -
группа верующих, отвергающая ценности официальной церкви и возникающая,
как оппозиция по отношению к господствующей церкви, это организация меньшинства.
представляет
собой закрытую или полузакрытую организацию, вход и выход из которой затруднены (замкнутость)
претендует на исключительность вероучения
отказывается от многих сторон общественной жизни (самоизоляция),
имеет строгую дисциплину;
как правило, имеет харизматичного лидера, претендующего на роль живого Бога, распадается и исчезает, когда умирает (или уходит) ее лидер
выражает нетерпение к инакомыслящим.
Слайд 15Деноминация -
промежуточное звено между церковью и сектой; более многочисленна
и открыта, чем секта, и образовывается, как правило, в результате
укрупнения секты.
Деноминация – религиозная организация современного типа; отличается веротерпимостью, отсутствием жесткого соблюдения дисциплины, стремится завоевать как можно больше сторонников.
Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от христианской церкви.
Слайд 16Социальные функции религии:
компенсаторная: религия восполняет практическое и социальное бессилие людей
в конкретной жизненной ситуации;
интегративная: религия как средство объединения и сплочения
(или разъединения) людей одной веры;
мировоззренческая: предлагает определенный взгляд на мир;
коммуникативная: обеспечивает общение с единоверцами;
регулятивная: регулирует поведение верующих через систему традиций, обычаев, установок, которые содержатся в вероучении;
культуротранслирующая: через религию передаются достижения культуры от народа к народу, от поколения к поколению;
придание смысла человеческой жизни.
Слайд 17Функциональными эквивалентами религии являются:
психотерапия,
медитация,
политические партии,
общественные организации и объединения по интересам
(университет золотого возраста, общество анонимных алкоголиков и др.)
Слайд 18
Социодинамика религиозных систем – изменение религии во времени.
В социодинамике выделяют:
процесс
освобождения различных сфер
общественной жизни (государство, политика, культура, образование, семья) от
влияния и воздействия религии
и церкви; вытеснение религии светскими
(нерелигиозными) формами организации
жизнедеятельности людей
усиление влияния религии и церкви на общество и его подсистемы
Слайд 193 Современная религиозная ситуация
Республика Беларусь – светское нерелигиозное государство.
Государство отделено
от религии и церкви.
Религиозные организации не выполняют государственные функции, равны
перед законом.
Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны (ст. 16, 31). Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Слайд 20В Республике Беларусь сложился поликонфессиональный уклад религиозной жизни. Пестрая поликонфессиональная
структура белорусского общества является исторической традицией, характерной для белорусского общества
со времен средневековья
На данный момент в РБ насчитывается 26 религиозных конфессий и направлений.
Наиболее распространенные:
Белорусская православная церковь (1643 прихода),
Римско-католическая церковь (491 община),
протестантские религиозные организации (14 религиозных направлений).
Слайд 21
Религиозное сознание населения РБ:
83% населения культурно идентифицируют себя с
православием;
9,5% - культурно идентифицируют себя
с католицизмом
2% - с другими (иудейская, протестантская, мусульманская)
Не считают себя приверженцами религиозных конфессий 5 %
Слайд 22
По данным социологического опроса:
65% - считают себя верующими, однако только
9% активно ведут себя в религиозном плане: постоянно принимают участие
в богослужениях и отправлении всех обрядов и таинств);
Все остальные – «верующие вообще» (представляют себе Бога как высший разум, высшее Добро, Справедливость).
Слайд 23Западная и Восточная Беларусь различаются
большей и меньшей религиозностью
По данным
белорусских социологов, 65% респондентов объявляют себя верующими, в Гродненской области
– 85 %.
Уровень религиозности в Западных областях является более высоким: Верующие составляют 70-80 % населения
Слайд 24
В Беларуси существуют так называемые этно-конфессиональные группы, где национальная принадлежность
и вероисповедание слиты воедино (например, татары-мусульмане, поляки-католики, евреи-иудеи, русские-старообрядцы, немцы-лютеране).
Прослеживается
тесная связь религиозных организаций с культурно-просветительскими учреждениями и с этническими группами, которые отличаются от белорусов вероисповедальной и национальной принадлежностью.