Слайд 1Россия и российское общество на рубеже XX - XXI столетий.
1.
Характеристика политической системы РФ на постперестроечном этапе.
2. Реформы «рыночной шокотерапии»
1991 - 1993 гг.
3. Социально - экономическое и политическое развитие РФ в 1993 - 2010 гг.
4. Достижения и проблемы российского общества в начале XXI столетия
Слайд 2Характеристика постперестроечного периода
Поражение ГКЧП и развал СССР создали качественно новый
этап в истории России.
В литературе его назвали постперестроечным периодом. Это
время поиска новой национальной самоидентификации России, формирования суверенной государственности, перехода к рыночным отношениям. Эти преобразования разворачивались в обстановке острой политической борьбы.
Исследователи этот период делят на 2 этапа:
1.1991 - 1993 гг. Демонтаж советской власти, переходный период к рынку и новой государственной системе. Идеология в это время отражала интересы радикальных рыночных реформ.
2.1993 - настоящее время - утверждение и расцвет режима термидора. Идеология строится на государственной поддержке патриотизма и державного могущества России.
Слайд 3Термидор
Термидор - это историческое понятие, появившееся в период Великой Французской
революции 1789 -1794 гг. Термидор - название месяца нового революционного
календаря. (с 19 июля - 18 августа по григорианскому календарю). В ночь на 28 июля 1794 г. (9 термидора 2 года республики) - генерал Бонапарт произвел военный переворот, установил диктаторскую власть. В этот день закончилась французская революция.
Слайд 4термидор
Сегодня термин термидор используется для обозначения политического режима, который приходит
на смену революционной эпохе. Это окончание революции, присвоение ее результатов
новой правящей элитой. Это не контрреволюция. Это как разрыв, так и преемственность с революционной эпохой. Термидор означает, что новая элита оттеснила народ от результатов революции, используют их в своих интересах и хочет стабильности. Термидор - это авторитарная политическая система.
Слайд 5Концепция реформ
Во второй половине 1991 г. власть сосредоточилась в
руках президента РФ Б.Н.Ельцина, Все усилия новая правящая элита РФ
направила на радикальные рыночные реформы, которые вошли в историю, как реформы «рыночной шокоперапии». Автор, премьер министр - Т.Е. Гайдар.
В основу рыночной шокоперапии были положены идеи:
1. «Либерализация цен» - отказ от государственного регулирования цен, прекращение инфляции и эмиссии. Регулятором финансовой политики объявлялись рыночные механизмы.
2. Приватизация государственного сектора в торговле, сельском хозяйстве, легкой промышленности и инфраструктуре. Эти меры должны были создать в стране средний класс.
3.Государственный контроль за инфраструктурой( связь, транспорт, энергетика) и рядом важнейших отраслей промышленности ( естественных монополий).
4. Развитие самостоятельности регионов, отказ от их дотации из центра.
5. Развитие политических свобод, идейного плюрализма.
Слайд 6Реформы начались с января 1992 г.
Основные направления реформ:
С января 1992
г. были введены свободные цены. Официально разрешены все виды частной
деятельности.
Проводилась либерализация торговли, для граждан сняты запреты на торговые сделки как внутри, так и за рубежом. (появился новый социальный слой - «челночники»)
Введен свободно конвертируемый рубль и хождение иностранной валюты
Началась приватизация (с августа 1992 г. - «компании «ваучеризации», акционирование убыточных предприятий и др.)
Слайд 7Результаты реформ «рыночной шокотерапии» к 1993 г.
1.Начали формироваться рыночные
механизмы. Быстро росли банковская, посредническая, биржевая, сбытовая инфраструктура.
2.Заработали механизмы торговой
конкуренции. Магазины наполнились товарами.
3. Были либерализованы механизмы внешней торговли, таможенной и паспортной службы. Общество стало более открытым.
4. Началась широкомасштабная приватизация. В РФ были заложены основы частного сектора и собственности.
Слайд 8Вместе с тем:
1.Макроэкономической стабилизации - не произошло. В РФ продолжался
спад производства. В1992 - 1993 гг. он составил 24%, (т.е
производство сократилось на четверть от 1991 г.). Национальный доход - на 30 %. Продолжалась инфляция (реформаторы рассчитывали, что цены увеличатся в 3 -5 раз. В 1992 г. цены на бытовые услуги для населения выросли в 50 раз, на продукты питания в 100раз). В начале 1993 г. инфляция переросла в гиперинфляцию. (цены росли на 20% ежемесячно). Начались процессы макроэкономической дестабилизации.
2. Подорвана социальная стабильность. Возник гигантский (30кратный) разрыв в доходах россиян. За чертой бедности оказалось более трети населения. Сократились расходы на социальную сферу, (пенсионное обеспечение , здравоохранение, образование, науку
Слайд 9Отрицательные последствия реформ шокотерапии
3.Стала расти безработица
4.Началось формирование буржуазии.
Передел собственности породил коррупцию.
5.Реко возросла преступность. Легализация
подпольного предпринимательства, бесконтрольность чиновников и директорского корпуса, культ наживы привели к значительной криминализации бизнеса.
6.Начался демографический кризис. Продолжительность жизни в России сократилась с 68 до 66 лет, смертность - росла, рождаемость - падала.
Вывод: социальная плата за реформы оказалась чрезвычайно высокой. Это изменило политическую ситуацию в РФ, привело к двоевластию
Слайд 10Политическая ситуация в РФ 1991 -1993 гг.
После провала путча ГКЧП
в России сложились 2 центра власти.
1.Съезд Советов и Верховный Совет
РФ. ( Глава ВС РФ Р.И. Хасбулатов и вице президент России А.В.Руцкой) Они опирались на систему местных советов, которые объединили законодательную и исполнительную власть в регионах.
2.Прездент и Правительство РФ. Они отражали исполнительную ветвь власти, начали строить свою ветвь власти на местах (муниципальные органы и силовые структуры).
в 1991 -1993 гг. президентская власть оставалась слабой (правительство сформировалось недавно, губернаторы избирались и проводили собственную региональную политику).
Реально президент опирался только на силовые структуры, новую политическую элиту.
Слайд 11Формирование двоевластия
ВСРФ имел явный перевес и большие рычаги для вмешательства
в оперативную деятельность правительства и жизнь регионов.
Характер взаимоотношений представительной
и исполнительной властей становятся определяющим фактором политической жизни. Если в начале 1992 г. эти взаимоотношения были корректными, то весной - летом 1992 г. в ВС сложилась мощная оппозиция реформам шокотерапии и Б.Н.Ельцину. Вне ВС появилась «непримиримая оппозиция» - блок некоммунистических, национал - патриотических и других сил, враждебных курсу реформ. Основа всех антипрезидентских сил - высокая социальная плата за переход к рыночной модели развития.
Слайд 12Двоевластие в конце1992 – 1993 гг.
Что бы найти компромисс, Б.Н.
Ельцин отправил в отставку Е.Т.Гайдара, но ВС воспринял это как
слабость президента,
VII съезд Советов РФ ( декабрь1992 г.) потребовал предоставления всей полноты власти. Президент не принял решений съезда. В начале 1993 г. противоречия между исполнительной и законодательной властями переросли в двоевластие. В апреле 1993 г. прошел IX съезд Советов, который высказался за импичмент Президента (решение не прошло, т. к. за него не хватило 10 голосов депутатов). Тогда был проведен референдум по доверию Президенту и Советам, поддержке политики правительства. Референдум показал парадоксальный результат: большинство населения проголосовало за поддержку президента и сохранение полномочий Советов, но высказалось против политики правительства. Т.е. ни одна из сторон не получила перевеса. Летом 1993 г. ВС отклонил все законодательные инициативы Президента, и блокировал все работу исполнительной власти. Паралич социально - экономической политики стал неизбежен.
Слайд 13Позиция регионов
В этих условиях губернаторы проводили политику заигрывания
с ВС и с Президентом, получали широкие полномочия для регионов.
Особенно ярко сепаратизм проявился в Чечне, где регионально - клановая элита во главе с Д. Дудаевым поставила вопрос об отделении от России.
Слайд 14двоевластие
Президент спешно укреплял свое влияние в силовых структурах: в 1991
г. в Советской армии -3,8 млн. чел. и 1930 генералов.
К апрелю 1993 г. в армии 2,3 млн. чел и 2218 генералов. Перед референдумом 25 апреля 1993 г. звания генералов срочно получили еще 256 полковников. ( В армии РФ 1 генерал на 700 военнослужащих. В США - на 1,5 тыс.)
Стремление к политическому господству привело к политическому кризису в сентябре - октябре 1993 г.
Слайд 15Политический кризис в сентябре- октябре 1993 г.
21 сентября Президент
объявил о прекращении полномочий ВС и Съезда народных депутатов РФ
и ввел в стране прямое президентское правление. В декабре назначались выборы в новый законодательный орган - Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ. Это означало ломку государственного строя и системы управления страны. Сам Б.Н.Ельцин прямо признал, что это противоправные действия, но это единственный выход из паралича власти.
Слайд 16Политический кризис в сентябре- октябре 1993 г.
22 сентября ВС признал
Указ незаконным, обвинил Президента в попытке государственного переворота и сместил
Б.Н.Ельцина с поста президента. Б.Н.Ельцин блокировал «Белый Дом», где заседал ВС.
Началась открытая фаза конфликта: многие регионы поддержали ВС, силовые структуры - Президента.
3 октября 1993 г. защитники Белого Дома захватили Московскую мерию и штурмовали Останкинскую телебашню. В ответ в Москву были введены войска и 4 октября 1993 г. - штурм Белого Дома. Президентская сторона победила.
Слайд 17Последствия политического кризиса1993 г.:
1.По официальным данным погибло 160 чел.
2.
Победа исполнительной власти позволила радикально реформировать политическую систему. Советы всех
уровней - распускались.
- в августе 1991 г. произошел развал СССР, распущена КПСС.
- в октябре 1993 г. - демонтирована система советов. На смену им должны были придти органы власти, созданные на основе новой Конституции. До ее принятия в декабре 1993 г. вводилось прямое президентское правление.
Советская история окончательно ушла в прошлое. Начался новый этап постперестроечного периода современной истории России - формирования и расцвета режима термидора.
Слайд 18 Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г.
РФ - демократическое федеративное,
государство с республиканской формой правления, призванное создать условия для достойного
развития человека.
РФ - светское государство, ни одна из религий не является государственной. В Конституции имеется раздел о правах человека, а области края, республики являются субъектами федерации.
Конституция наделяла Президента большими правами. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеет право назначать референдумы и сроки выборов в Госдуму, назначать главу правительства и министров, глав Конституционного, Верховного Арбитражного судов, Генпрокурора, является главнокомандующим. Президент имеет право роспуска Госдумы. По сути, правительство выведено из под контроля парламента.
Все это дало право политологам утверждать, что РФ - «суперпрезидентская республика»,
По сути, в России создана квазифранцузская конституционная система, режим выборной монархии (И.М. Клямкин, Л.Ф. Швецова), режим термидора (В.В Согрин).
Слайд 19Экономика 1993 -2010 гг. Курс на стабилизацию
После политического кризиса 1993
г. курс на шокотерапию был свернут. Новый премьер- министр В.С.Черномырдин
заявил о плавном переходе к рынку. Главной целью выступила финансовая и промышленная стабилизация.
1. Государство поддерживало отрасли, ориентированные на экспорт: металлургию, горную добычу, лесозаготовки, энергосырьевые отрасли, под развитие этих отраслей РФ получила кредиты МВФ, но экономика приобрела сырьевой характер, страна села на нефтяную иглу.
Слайд 20Экономика 1993 -2010 гг. Курс на стабилизацию
2.Продолжалась приватизация.
Государство избавлялось от нерентабельных секторов экономики. К концу XX в.
в негосударственном секторе (разные виды негосударственной или смешанной собственности: частной, акционерной, кооперативной, и др.) находилось до 73% предприятий. Доля государства в акционерном капитале перестала играть доминирующую роль.
Слайд 21Экономика 1993 -2010 гг. Курс на стабилизацию
3. Снизились
масштабы инвестиций в реальный сектор экономики. В конце XX в.
абсолютный уровень инвестиций в промышленность снизился на 80% в сравнении с 1990 г. Проходил процесс «бегства денег из сферы производства». Предприятия не обновляли технологическую базу. Сложилась катастрофическая ситуация, когда сокращение устаревшего оборудования не сопровождалось его обновлением. Росли аварии, росла текучка квалифицированных кадров, сузились возможности экономического роста.
Слайд 22Экономика 1993 -2010 гг. Курс на стабилизацию
4. Возросла доля теневой экономики.
5. Продолжались
процессы социальной дифференциации
В результате, проходило падение всех макроэкономических показателей. За 1993 -1998 гг. российский ВВП сократился на 44%, (для сравнения в 1941-1945 гг. - на 24%), объем промышленного производства - на 56% (т.е. вдвое).
Т.е состояние экономики РФ в 1993 – 1998 гг. оставалось депрессивным.
Слайд 23Почему?
В 1990 -х гг. в РФ сложилась хозяйственная модель, которая
получила название спекулятивной экономики. Главной бедой оставался дефицит бюджета. Во
второй половине 1990 - х гг. достиг до 7% ВВП.
Главная причина - низкая собираемость налогов и низкая доля отчислений от реального сектора (предприятия не получали прибыли), низкий уровень жизни населения.
Государство вынуждено было заимствовать средства для покрытия дефицита, проводя спекулятивную политику выпуска ценных бумаг (облигаций государственных займов)
Слайд 24Меры покрытия дефицита
Дефицит покрывался внутренними заимствованиями: 35 - 40% покрытия
дефицита облигациями федеральных займов (ОФЗ ) и 25% -государственными краткосрочными
обязательствами ( ГКО).
На внешнем рынке: до 35 -40 %. - кредитами международных банков и правительств. Все кредиты выдавались под высокий процент, прибыль банковских структур достигала до 50 - 80 %. По уровню доходности и риску финансовые операции выглядели предпочтительнее реального сектора.
К 1998 г. сумма только внешнего долга превысила 156 млд. руб. Главной задачей правительства стала выплата долгов.
Слайд 25Меры покрытия дефицита
Правительство вынуждено было брать новые кредиты, что
бы расплатиться со старыми долгами. По сути, была создана финансовая
государственная пирамида, доля вложений в реальный сектор - падала, а доля выплат по долгам - нарастала (в 1998 г. выплаты по долгам должны были составить до 33% расходной части федерального бюджета. Это была критическая точка, после которой мог бы начаться развал финансовой системы и экономический хаос).
Слайд 26Экономический кризис лета 1998 г.
17 августа 1998 г. правительство объявило
о дефолте.
( т.е. признало неспособность государства рассчитаться о
своим финансовым обязательствам. Счета в банках - замораживались, рубль - девальвировался. Национальная валюта теряла покупательную способность).
Уровень инфляции прыгнул с 11% в 1997 г. до 84% в конце 1998 г. Хронический финансовый кризис перерос в тяжелый экономический и политический кризисы
Слайд 27Экономический кризис лета 1998 г.
Масштабными последствиями стали:
1.Развал финансовой системы РФ.
Развитие бартерных схем.
2. Свертывание многих секторов экономики.
3. Сокращение среднего класса, снижение уровня жизни населения, снижение доверия к властям. Политический кризис проявился в растерянности властей и быстрой смене премьеров. После В.С.Черномырдина и В.С.Кириенко этот пост занимали Е.М.Примаков, С.В.Степашин, В.В.Путин.
Дефолт стал одной из причин досрочного ухода Б.Н.Ельцина в отставку в конце 1999 г., после дефолта он озаботился поиском преемника, им стал В.В.Путин. В 2000 г. он стал президентом РФ.
Слайд 28Экономика 1998 - 2010 гг.
Экономическая стратегия В.В.Путина
сформировалась в начале XXI в.
Она предполагала:
1.удаление олигархов от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий глав естественных монополий.
2.Углубление рыночных отношений, процессы приватизации естественных монополий, транспортно - информационной инфраструктуры и энергодобывающих отраслей.
3.Реформу жилищно - коммунальной сферы.
4.Реформн силовых структур и армии.
5. Большое внимание стало уделяться военно - промышленному комплексу, как сектору, через который можно будет развивать наукоемкие отрасли.
6.Развитие наукоемких отраслей и отказ от «сырьевого уклона» отечественной экономики.
Слайд 29Экономика 1998 - 2010 гг.
В начале XXI в. мировые цены
на энергоносители вновь пошли вверх, и у правительства появились возможности
пополнять бюджет и проводить социальные программы. К 2004 г. были ликвидированы отрицательные последствия дефолта 1998 г., и в 2005 г. были приняты 4 национальные социальные программы:
- Здравоохранение и демографический подъем
- Образование
- Доступное жилье и реформа ЖКХ
- Сельское хозяйство
Слайд 30Экономика 1998 - 2010 гг.
не смотря на благоприятную мировую конъюнктуру,
власти не удалось перевести экономику на интенсивные факторы, развить внутренний
рынок. Технологического обновления промышленности - не произошло.
В это время бурно развивались только отрасли, которые поставляли на мировой рынок полуфабрикаты и сырье (металлургия, лесозаготовки, энергосырьевые и др.)
В это время страна вновь стала получать потребительские кредиты и кредиты на развитие сырьевых отраслей. На развитие наукоемких производств нам денег - не давали.
Слайд 31Экономический кризис 2008 г.
Такая экономика могла стабильно развиваться при одном
условии - благоприятной мировой экономической конъюнктуре. Такая конъюнктура была в
2000- 2007 гг. С весны в мире начался финансовый кризис и спад производства.
Осенью 2008 г. Россия вошла в очередной экономический кризис. В отличие от дефолта 1998 г. кризис в РФ охватил не только финансы, но и сырьевые отрасли (1998 г. они еще не были так развиты)
В 2009 гг. падение ВВП составило 10 % от уровня 2008 г. Объемы промышленного производства упали на 14% (таких темпов падения не знали 10 последних лет). Особенно болезненно это проявилось в металлургии и горной добыче: производство проката сократилось на 44 %, труб - 36%. Дефицит бюджета 2009 г. - 13% от ВВП
Слайд 32Экономический кризис 2008 г.
Кризис 2008 г. выявил недостатки системы:
отсутствие механизма
связи власти и общества, внутри самой власти - отсутствие нормальных
отношений меду федеральным и региональным уровнями
Отсутствие согласованности между элитами. Пока была благоприятная конъюнктура, они жили спокойно, в период кризиса начался новый передел собственности.
Слайд 33Депрессивное состояние современной экономики РФ
В 2010 г. кризис продолжается: по
прогнозам экономистов падение ВВП составит 8-9%.
( политики планировали падение ВВП
на 2 %) - эта неблагоприятная тенденция сохранилась даже при росте цен на энергоносители (пошли вверх с весны 2010 г.)
В России сохраняются все предпосылки для новой волны падение производства, и прежде всего, - низкий уровень инвестиций, сужение потребительского рынка и торговли. (население предпочитает хранить деньги, но не тратить их на товары)
По оценкам экономистов депрессивное состояние экономики продлиться до 2015 г
Слайд 34Эволюция государственности и политической системы РФ
В 1990 -е гг.
в стране наблюдался кризис государственности:
- власть принадлежала кланам и
олигархам
- расцвет коррупции и бандитизма
- судебная система была развалена. К судам прорывались немногие, стоимость судебных процессов была высокой, их решения - не исполнялись.
- любая силовая структура навязывала свои решения
- не действовала система налогообложения, не работала фискальная система, получил распространение сепаратизм регионов. В 1990 -е гг. Россия провела 2 чеченские войны.
Кризис государственности был следствием хронического экономического кризиса и политической системы термидора
Слайд 35Приход к власти В.В.Путина в 2000 г. знаменовался стремлением укрепить
государственность на основе ужесточения властной вертикали
1 В.В. Путин объявил
войну олигархам. В первые годы президентства он оттеснил их от власти силовыми методами: выдворил из страны самых одиозных (Березовского и др., посадил Ходорковского) организовал процессы над «Лукойлом», «Сибнефтью» и др. После заключил с олигархами негласный договор 2002 г.: они исправно платят налоги, развивают базисные отрасли, не лезут в политику, поддерживают власть. Власть - не лезет в их бизнес и дела. В 2004 г. этот договор был нарушен государством (дело «Юкоса»)
Слайд 36укрепление государственности на основе ужесточения властной вертикали
2. В 2000- 2003
гг. была проведена реформа исполнительной власти:
- ограничил права губернаторов. Если
при Б.Н. Ельцине губернаторов выбирали, с 2003 г. их стал назначать президент.
- ввел систему федеральных округов и институт полномочных представителей президента в них.
- ограничил права Совета Федерации в Российском парламента
- изменил законодательство по выборам в Государственную Думу. В результате сегодня в Думе большинство имеет одна проправительственная партия.
- ввел в государственные структуры силовиков. Сегодня высший государственный аппарат на 70% состоит из представителей силовых структур.
Слайд 37Каковы общие итоги развития российского общества в начале XXI в.
1.
После развала СССР Россия получила уникальный исторический шанс. Россия больше
не играет роль «Старшего брата» по отношению к другим странам и народам. Все, что получаем, можем тратить для собственного развития
2. С 1993 г. российское общество живет в условиях политической стабильности. В отличие от Украины, азиатских и кавказских республик бывшего СССР, в России - более стабильная политическая система.
3. Россия стала открытым обществом.
4. Население учится жить в рыночной экономике, проявляет самостоятельность, не надеется на какую - либо помощь из вне или от государства.
Слайд 38При этом, в российском обществе нарастают большие социально - экономические
проблемы:
1.В стане происходит укрепление и расцвет авторитарной системы термидора.
- передача
власти происходит от патрона к клиенту, а не путем выборов, как в либеральных системах.
Даже выборы Президента приобрели устойчивую псевдолиберальную окраску.
- исполнительная власть полностью подчинила законодательную, судебную и власть СМИ. Система разделения властей, как признак гражданского общества - не действует.
Это дало основание многим правоведам сказать, что в России Конституция - скорее документ о намерениях и целях, но не реально выполняемый закон.
Слайд 39социально - экономические проблемы:
2. Общество поражено коррупцией сверху донизу. В.В.Жириновский:
В России создано чиновничье государство, в котором ни один вопрос
нельзя решить без коррупции. В стане есть только с 3-7 высших постов, которые купить нельзя, все остальные - продаются: кресло губернатора стоит 5-7 млн.евро, место в Думе - столько же, должность начальника управления в министерстве - 3-4 млн.евро. Коррупция в самых разных видах -национальная трагедия и позор России.
Слайд 40социально - экономические проблемы
3. В обществе нет национальной идеи, которая
бы сплотила граждан и указала национальный путь развития. Попытки властей
сплотить общество на основе державности, патриотизма, православия или какого-либо особого пути России - пока не дают результатов.
4. Экономика базируется на энергосырьевых отраслях и экспорте полуфабрикатов.
5.В обществе проходят процессы социально - культурной дифференциации, нарастают противоречия между центром и провинцией, городом и деревней, разрыв в доходах основной массы населения и элиты - нарастает
Слайд 41Анализ социальной структуры Российского общества академика Т.Заславской
богатые (средств достаточно для
организации самостоятельной экономической деятельности) - 5%
состоятельные (средств достаточно для
приумножения капитала) - 7%
обеспеченные (средств достаточно для приобретения предметов длительного пользования и отдыха, обучения детей)
11%
малообеспеченные (средств достаточно на повседневные расходы) 57%
неимущие (средств достаточно для поддержания жизни и отсутствие перспектив для улучшения существования) - 20%
Слайд 42Мнение аналитиков Московского центра Корнеги
( сайт ПОЛИТ.РУ.)
Россия сегодня
- слабое государство с неэффективными, коррумпированными институтами. Армия, образование, здравоохранение
и реальный сектор экономики - принадлежат к XX в. Социальная политика, бюрократия - к XIX в. Режиму не хватает динамики и политической воли, что бы дать толчок к реальным преобразованиям.
Слайд 43Мнение аналитиков Московского центра Корнеги
Обществу нужно:
1. Простая и всем
понятная система налогов.
2. Одинаковые правила игры для всех
участников рынка, чиновников и населения
3. Война с бедностью, преступностью и коррупцией
4. Национальная идея, которая бы сплотила россиян
5. Политическая воля руководства к реальным преобразованиям
Слайд 44Вывод по всему курсу отечественной истории:
Годовой курс истории отечества был
построен на основе концепции модернизации. Постперестроечный период показал, что в
России проходят модернизационные процессы. При этом, современная модернизация развивается по тем же закономерностям, что и модернизация конца XIX в.
Сегодня в России осуществляется парциальная (фрагментарная, консервативная) модернизация. Она проходит медленно, отличается высокой социальной платой, ее результаты должны сказаться через длительный период.