Слайд 1Сады итальянского Возрождения
Слайд 2Эпоха Возрождения, или Ренессанса - конец IV века
Продлилась 200
лет, включает 3 периода:
Раннее Возрождение,
Высокое Возрождение
Позднее Возрождение
Слайд 4 Название города - от лат. Florentia – цветущая, знаменитый кафедральный
собор Санта Мария дель Фиоре (от итал. Fiore – цветок
) -связано с цветами, свидетельство любви флорентийцев к природе.
Слайд 5 Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового
искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется
форма жизнерадостного, связанного с природой сада.В этих садах находили применение все достижения садового искусства античности и современные технические усовершенствования.
Слайд 6
Типичные флорентийские виллы XV в. - вилла Медичи во Фьезоле
близ Флоренции, построенная Микелоццо (1396-1472)…
Слайд 7… и вилла в Поджо-а-Кайано ( Джулиано да Сангало (1445-1516).
Слайд 8 Центрическая композиция виллы, подчиняющая себе сад и связанные с ним
террасы и лестницы, свидетельствует о характерном для того времени представлении
о господствующем положении человека в природе.
Слайд 9 На строительство садов и парков Италии оказывает влияние творчество талантливых
архитекторов и художников (Браманте , Рафаэль, Палладио, Микеланджело, Леонардо да
Винчи).
Хозяйственное значение виллы отходит на второй план или исчезает.
В 1503 г., соединяя постройки Ватикана в единый ансамбль, архитектор Браманте создает длинный двор и сад на разных уровнях. Применяется совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси: с одной стороны нишей, а с другой - зрелищным амфитеатром.
Двор Бельведер используется как сцена для представлений, а окружающие части сада как декорации
Слайд 10 Этот прием стал характерным для Италии XVI в. и был
повторен в амфитеатре сада Боболи.
Слайд 11 Сады Боболи – знаменитый парк во Флоренции, один из
лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.
Находятся на склонах холма Боболи за
палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи
Слайд 13 Парк Боболи разделяют длинные осевые дорожки и широкие гравийные дорожки
Сад украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами.
Слайд 14 Особенность садов Боболи - открывающиеся из них великолепные виды на
город.
Слайд 15 Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к
тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по
своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи.
Слайд 16 Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и
маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы
Джулио Париджи.
Слайд 18 Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в
виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя
дюжинами ниш.
Слайд 19 Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак и
других животных, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с
имитацией под мрамор.
Слайд 20 Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был привезен
сюда с римской виллы Медичи.
Слайд 21 Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, который в верхней части
садов Боболи венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде
ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна.
Слайд 22 Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре
площади находится пруд с фонтаном и бронзовая статуя Нептуна в
окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».
Слайд 24 Центральная лестница заканчивается у мраморной скульптуры «Изобилие»
В 2005 году искусствоведы
выразили предположение, что прототипом скульптуры являлась французская королева Мария Медичи.
Слайд 25 В самой высокой части сада Микеланджело соорудил форт, с которого
открывается прекрасный вид на окрестные холмы.
Слайд 27Другая осевая линия – широкая Кипарисовая Аллея – ведёт от
амфитеатра к «Площади Островка» («Пьяцца Изолотто»).
Слайд 29 Островок расположен посередине овального пруда с формальным садом в стиле
барокко.
Слайд 31 На берегах пруда установлены скульптуры тритонов, которые держат чаши из
раковин. В центре острова установлен фонтан «Океан» со статуями Нептуна
и других богов.
Слайд 32В водах пруда установлены изваяния Персея и Андромеды. Этот участок
- пример сада в стиле маньеризма, или раннего барокко.
Слайд 33Вторая часть сада, связанная кипарисовой аллеей, - это коридор
из деревьев, новый элемент композиции –берсо – крытая галерея из
перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживаются растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок.
Слайд 35 Особенность в том, что остов (каркас) имеет самостоятельную эстетическую ценность
и выглядит красиво и в холодное время года.
Слайд 36 Впоследствии в других странах сформировались свои разновидности берсо, имеющие национальные
особенности, менялся посадочный материал.
Слайд 37 В Голландии усложнялась конструкция -создавались пересекающиеся коридоры, образующие систему переходов
и комнат.
Слайд 38 Южнее большой аллеи - боскетовые лабиринты, декорированные стенами из белого
песчаника и поилками для птиц.
Слайд 39 Боскет – участок сада, ограниченный регулярными дорожками и обрамленный рядовыми
посадками или стенами живой изгороди, имеющий геометрический контур.
Типы боскетов:
«Искусственная роща» — группа декоративных кустов и деревьев, на поляне или плоском газоне, где внутреннее пространство занято деревьями (регулярными или свободными)
«Кабинет», когда насаждения расположены по периметру, а внутреннее пространство занято МАФ (скульптура, фонтаны, беседки и др.)
Боскет -основной мотив в композиции регулярных парков XVI—XVIII вв. Замкнутые пространства внутри боскетов называли не только «кабинетами», но и «зелёными залами».
Слайд 43 Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в
4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время
сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.