Разделы презентаций


Самые известные православные храмы-памятники

Содержание

О храмах-памятниках Храмы-памятники Москвы Храмы-памятники Петербурга Храмы-памятники России и ближнего зарубежья Современные храмы-памятники Задания для любознательных Карточки с названиями храмов Вопросы викторины

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Самые известные православные храмы-памятники

Самые известные православные храмы-памятники

Слайд 2 О храмах-памятниках Храмы-памятники Москвы Храмы-памятники Петербурга Храмы-памятники России и ближнего

зарубежья Современные храмы-памятники Задания для любознательных Карточки с названиями храмов Вопросы викторины

О храмах-памятниках  Храмы-памятники Москвы Храмы-памятники Петербурга  Храмы-памятники России и ближнего зарубежья  Современные храмы-памятники

Слайд 3Красная площадь в Москве. Памятник Минину и Пожарскому
Первые светские памятники

– скульптурные композиции - появились в России при Петре I.

А в Москве первый памятник был построен только в 1818 году – это был монумент на Красной площади, посвящённый героям 1612 года Минину и Пожарскому. До этого в память воинских побед или других знаменательных событий строили храмы и часовни. Обо всех рассказать невозможно. Вспомним только самые известные.
Красная площадь в Москве. Памятник Минину и ПожарскомуПервые светские памятники – скульптурные композиции - появились в России

Слайд 4
«Храмы-памятники - это не только наиболее древний, но и наиболее

универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции

церкви, памятника, музея и мемориала. Подобная многозначность проистекала из смыслового значения храма.           В православном мировосприятии храм - образ Царства Божия на Земле. Здесь человек чувствует себя частью Вселенной, участником мирового исторического процесса, продолжателем дел предков. Здесь пробуждаются его национальные и патриотические чувства.           Храм - это обращение человека к Богу, молитва, воплощенная в камне, благодарение Бога за его заступничество и в то же время памятник народному подвигу. Мемориальная функция храма находит свое выражение в посвящении его тому или иному христианскому празднику, чудотворной иконе или святому, в день памяти которого произошло решительное событие военной кампании или крупная победа. Таким образом, престольный праздник храма совпадает с днем празднования победы.           Главная и наиболее гуманная задача храма-памятника - это моление о погибших воинах».
«Храмы-памятники - это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и

Слайд 5« Имена павших воинов вписывались в синодик для вечного поминовения.

Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и

захоронения особо отличившихся героев.           Церкви и монастыри издревле являлись хранилищами реликвий, представлявших особую духовную ценность. Подлинными сокровищницами были монастырские библиотеки, где хранились древнейшие рукописи, книги религиозного и философского содержания, образцы церковно-славянской литературы. Ризницы постоянно пополнялись богатыми вкладами, нередко имевшими мемориальное значение и свою мирскую историю. Часто эти реликвии выставляли на всеобщее обозрение и становились объектами паломничества. Первыми на Руси "мемориальными музеями" были, по-видимому, сохранявшиеся при монастырях кельи подвижников. Так, в Троицком Комельском монастыре святым местом почиталось дупло древа, в котором прожил три года основатель монастыря преподобный Павел Обнорский. Монастыри и храмы были лучшим местом для хранения военных реликвий. Сюда по возвращении из походов помещали чудотворные иконы, прославленные в боях, победные хоругви, иконостасы походных церквей. Здесь же хранились и реликвии, связанные с героями сражений. Так, в Дмитриевом Ряжском монастыре хранился посох героя Куликовской битвы Пересвета, среди реликвий Александро-Невской лавры был маршальский жезл Петра I. Поздне храмы стали пристанищем военных трофеев, боевых наград».
Расскажем о некоторых православных храмах-памятниках России и ближнего зарубежья.
« Имена павших воинов вписывались в синодик для вечного поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с

Слайд 6Свято-Данилов монастырь в Москве
«Древнейший московский монастырь, Свято-Данилов, был основан в

конце XIII в. князем Даниилом Московским в память своего небесного покровителя

Даниила Столпника. Позднее в монастыре появился престол во имя самого Святого Благоверного князя Даниила, причисленного к лику святых. Для наших современников эта московская обитель уже прочно ассоциируется с памятью о князе так много сделавшем для нашей столицы. Не случайно теперь неподалеку установлен скульптурный памятник Святому Благоверному князю Даниилу Московскому».

Свято-Данилов монастырь в Москве«Древнейший московский монастырь, Свято-Данилов, был основан в конце XIII в. князем Даниилом Московским в память

Слайд 7«После Куликовской битвы многих погибших в сражении воинов привезли в

Москву и похоронили на холме при слиянии рек Москвы и

Яузы. На братских могилах поставили церкви в честь Рождества Богородицы, Всех Святых, Троицы и Николы. Позже в память о погибших возвели монастырь Иоанна Предтечи. Храмы в память Куликовской битвы появились во многих русских городах и селах. В Москве погибших в Куликовской битве традиционно поминали в храме Всех Святых.
В 10-х годах XX века и на самом Куликовом поле был построен храм-памятник во имя Преподобного Сергия Радонежского, лично благословившего князя Дмитрия Донского на битву и поддерживавшего его уже на поле брани своими грамотами».
«После Куликовской битвы многих погибших в сражении воинов привезли в Москву и похоронили на холме при слиянии

Слайд 8 Храм Всех Святых на Кулишках  в Москве
« В память

Куликовской битвы были возрождаемый ныне собор Рождествпоставлены а Пресвятой Богородицы

Рождественского монастыря (основан в 1386 г. вдовой князя Андрея Ивановича Серпуховского Марией Кестутьевной) и известный москвичам храм Всех Святых на Кулишках  (на нынешней Славянской площади). Конечно, позднее эти церкви, как и многие другие, были перестроены, но от этого не утратили своего памятного характера. Если глянуть на Кремль с Большого Каменного моста, то можно заметить золотую главку церкви Рождества Богородицы с приделом Св. Лазаря во дворе Большого Кремлевского дворца. Ее называют самым старым сохранившимся (правда, отчасти) сооружением нашего города. А поставлена она была в 1392 году (древнее нынешних кремлевских стен!) Великой Княгиней Евдокией в память победы на Куликовом поле и избавления от татарского хана Мазовши».
Храм Всех Святых на Кулишках  в Москве« В память Куликовской битвы были возрождаемый ныне собор Рождествпоставлены

Слайд 9Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
«И сегодня москвичи

приходят поклониться могилам православных иноков-воинов Пересвета (в схиме Александра) и

Осляби (в схиме Андрея) в церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове».
Храм Рождества Пресвятой Богородицы  в Старом Симонове «И сегодня москвичи приходят поклониться могилам православных иноков-воинов Пересвета

Слайд 10Старый собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре
«О чудесном

избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея напоминает т.н. Старый собор

Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре».
Старый собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре«О чудесном избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея напоминает

Слайд 11Храм Ризоположения Московского Кремля
«Все знают маленький храм Ризоположения рядом с

Успенским собором московского Кремля. Эта домовая церковь митрополита Ионы (позднее

перестроена) была освящена в память праздника Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Именно в этот день, второго июля 1351 года, приблизившееся войско Мазовши неожиданно отступило от Москвы. Событие получило название “скорой татарщины”, а наименование храма приобрело мемориально-благодарственный характер».

Храм Ризоположения Московского Кремля«Все знают маленький храм Ризоположения рядом с Успенским собором московского Кремля. Эта домовая церковь

Слайд 12Архангельский собор Московского Кремля
«Известный позднее как великокняжеская 
усыпальница Архангельский собор

Московского Кремля является наследником более древнего собора, поставленного Иваном Калитою

в память об избавлении Москвы от сильного голода в 1333 году».

Архангельский собор  Московского Кремля«Известный позднее как великокняжеская  усыпальница Архангельский собор Московского Кремля является наследником более древнего

Слайд 13Спасо-Андроников монастырь в Москве
«Целый ряд храмов и монастырей вошел

в историю Руси как обетные, т.е. поставленные по обету в

благодарность за чудесную помощь свыше. Таков Спасо-Андроников монастырь, основанный, как известно, Святителем Алексием по возвращении в Москву из Константинополя в память чудесного спасения во время бури на море, о чем усердно молился Святитель.
Спасо-Андроников монастырь   в Москве«Целый ряд храмов и монастырей вошел в историю Руси как обетные, т.е.

Слайд 14Чудов монастырь в Кремле
«Не менее чудесное событие послужило к основанию

несохранившегося Чудова монастыря в Кремле. Святитель Алексий, имевший огромный авторитет

даже среди иноверцев-татар, был вызван в Орду для попытки исцеления ханши Тайдулы от слепоты по его молитвам. После отслуженного молебна татарская царица прозрела! На принадлежавшем татарам участке земли в московском Кремле, который благодарная Тайдула подарила Святителю Алексию, он заложил монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358/60 гг.)»

Чудов монастырь в Кремле«Не менее чудесное событие послужило к основанию несохранившегося Чудова монастыря в Кремле. Святитель Алексий,

Слайд 15Это был «кафедральный мужской монастырь в восточной части Кремля в

Москве . Разрушенен в 1929 и 1930 гг
В 1483 году на

территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501—1503 годы древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведенный итальянскими мастерами.
По преданию, из Чудова монастыря бежал печально знаменитый монах-расстрига Григорий Отрепьев (см. Лжедмитрий I). Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген. При Екатерине II в монастырь свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и др. упразднённых обителей. В 1812 году в нём располагались штаб Наполеона и некоторые из его гвардейских полков. В алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.
В начале XX века в подклете Алексиевской церкви была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в феврале 1905 года от рук террориста. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия».

Это был «кафедральный мужской монастырь в восточной части Кремля в Москве . Разрушенен в 1929 и 1930 ггВ

Слайд 16Собор Смоленской иконы Божией матери
«К этому же типу мемориальных храмов

относится собор Смоленской иконы Божией матери, с которого начинался Новодевичий

монастырь. Он напоминает о данном Василием III после возвращения Смоленска под власть Москвы обете поставить храм на месте состоявшегося когда-то прощания москвичей с иконой Смоленской Божией Матери при передаче ее смолянам».

Собор Смоленской иконы Божией матери«К этому же типу мемориальных храмов относится собор Смоленской иконы Божией матери, с

Слайд 17Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывшем селе Дьякове

«Вокруг центрального восьмигранного столпа собрались в симметричной композиции четыре меньших

столпа-придела, по форме напоминающих главный храм. Исследователи сходятся на том, что эта церковь изначально поставлена как памятная, но расходятся в определении самого памятного события. Чаще всего ее связывают с венчанием на царство Ивана IV Грозного в 1547 году. Другое мнение — это также моленный храм Василия III о даровании наследника. И тогда освящение центрального престола (по нему называют и всю церковь) в память Иоанна Предтечи должно выражать желание Василия иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите как основателю династической линии московских великих князей  ( Дома Калитовичей.)

Единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества».

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывшем селе Дьякове «Вокруг центрального восьмигранного столпа собрались в симметричной

Слайд 18Колокольня Ивана Великого Московского Кремля
«стала известна как Иван Великий или

Годунов столп. И самим фактом строительства высочайшего в городе сооружения

и с помощью специальной надписи царь Борис Годунов решил утвердить себя и сына-наследника как авторитетных и законных держателей престола. Мемориальная надпись на пояске поверх барабана гласит: “Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во вторы лето государства их 7108”.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля«стала известна как Иван Великий или Годунов столп. И самим фактом строительства высочайшего

Слайд 19Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Слайд 20Церковь Вознесения в Коломенском
В селе Коломенском на Москва-реке в 16

веке был построен первый на Руси шатровый каменный храм. Князь

Василий III приказал заложить его в честь рождения долгожданного наследника престола – будущего царя Ивана Грозного. Шатёр –восьмигранный столп, который увенчивает храм. Храм украшен очень искусно и богато. На восточной стороне галереи, которая опоясывает церковь, сохранился белокаменный трон, с которого московские цари иногда любовались окружающими просторами. Сейчас этот устремлённый ввысь храм находится в черте города Москвы.

Церковь Вознесения в КоломенскомВ селе Коломенском на Москва-реке в 16 веке был построен первый на Руси шатровый

Слайд 21Храм Василия Блаженного в Москве

Храм Василия Блаженного в Москве

Слайд 22Храм был построен на Красной площади в конце 16 века

при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним

из главных символов не только Москвы, но и России. На его месте раньше действительно был оборонительный ров вокруг Кремля. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный – Покровский. Именно в праздник Покрова была одержана решающая победа и взята Казань. Позже в храм перенесли мощи похороненного неподалёку московского Христа ради юродивого Василия, обладавшего даром ясновидения, и храм стал называться в народе по имени этого почитаемого москвичами святого. Все его купола и барабаны – разные по цвету и форме отделки. У храма есть интересная особенность. С какой стороны к нему ни подойдёшь, кажется, что эта сторона и есть главная. Уходя из Москвы в 1812 году, французы заминировали собор, но взорвать не смогли. Второй раз планировали убрать его, чтобы не мешал, большевики в 1936 году, но храм сохранился и по прежнему радует нас.

Храм Василия Блаженного в Москве, или Собор Покрова Божией Матери на Рву

Храм был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани.

Слайд 23Собор Казанской Иконы Богоматери на Красной площади В Москве
«Окончание Смуты

и избавление от поляков было отмечено в первой трети семнадцатого

столетия строительством недавно возрожденного (он был разрушен большевиками ради строительства столовой и туалета) собора Казанской Иконы Богоматери на Красной площади. Список с чудотворной иконы находился в ополчении кн. Д. Пожарского и после взятия Москвы ополченцами в 1612 году был установлен в Успенском соборе Кремля, а затем для него усердием князя был построен собор на Красной площади.
8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, Патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II.

В 1936 году храм был уничтожен. На его месте в советское время был устроен летний каток и душ.
Восстановлен в 1990—1993» .


Собор Казанской Иконы Богоматери  на Красной площади В Москве«Окончание Смуты и избавление от поляков было отмечено

Слайд 24Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском
В память избавления

от поляков был заложен «по обету царем Михаилом Федоровичем храм

Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском (там в 1610 г. стоял Сапега). Нынешний храм был построен в начале 1650-х гг. и приобрел дополнительное мемориальное значение — 100-летие присоединения Казани к Московскому государству (ведь именно в Казани в конце XVI в. был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери), о чем была сделана памятная надпись под крестом».
Храм Казанской иконы Божией Матери в селе КоломенскомВ память избавления от поляков был заложен «по обету царем

Слайд 25«На месте Полтавской виктории Петр распорядился поставить и храм, и

скульптурный монумент. Так и в Москве  о военных победах Петра

напоминает знаменитый сегодня кафедральный собор Богоявления в Елохове, заложенный царем в 1712  г. в память присоединения к России прикаспийских земель».

«Городское предание связывает с полтавской победой нарядную разноцветную Церковь Иоанна Воина на Якиманке. Считают, что она построена неподалеку от прежней, затопленной разливом реки, по указу Петра»

«На месте Полтавской виктории Петр распорядился поставить и храм, и скульптурный монумент. Так и в Москве  о

Слайд 26Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве

Слайд 27Храм Христа Спасителя в Москве, или Собор Рождества Христова
Храм

создан в благодарность за заступничество Христа как памятник в честь

героев Отечественной войны 1812 года на народные деньги. В 1931 году разрушен большевиками. На его месте коммунисты планировали построить свой дворец советов, но смогли сделать лишь открытый бассейн «Москва». Восстановлен в конце 90-х годов 20 века. Вмещает 10000 человек. Считается главным храмом России. В наше время он состоит из верхнего и нижнего храмов и ряда залов - Зала Церковных соборов, Зала для совещаний Священного Синода и др.
Храм Христа Спасителя в Москве, или Собор Рождества Христова Храм создан в благодарность за заступничество Христа как

Слайд 28«Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо

или косвенно связана с темой войны 1812 года. Приделы храма

были освящены во имя небесных покровителей царей-храмоздателей – Александра Невского и Николая Чудотворца (Николай поддержал дело старшего брата). На южной стене в средней большой арке было помещено изображение Иконы Богородицы Смоленской, бывшей в войсках накануне Бородинского боя. В малых арках помещались изображения святых, во дни которых произошли сражения: Св. Роман Рязанский (сражение при Клясицах 19.07.1812г.); Св. Апостол Фома (у Тарутина 6.10.1812 г.); Св. Иоанн Креститель (при Малоярославце 12.10.1812 г.); Св. Иоанн архиепископ Новгородский (при Красном 5.11.1812 г.). Скульптурные композиции, разрабатывая библейские сюжеты, аллегорически мемориализовывали события Отечественной войны (Авраам и Давид встречаемые как победители). На северной стороне над аркой больших врат помещалась икона Богородицы Иверской, а в четырех малых арках – изображения Св. мученика Лаврентия (битва при Кульме 18.08.1813г.); Св. муч. Сергия (взятие Лейпцига 7.1071813 г.); Св. Григория Двоеслова (начало похода на Париж 12.03.1814 г.); Св. муч. Хрисанфа (взятие Парижа 19.03.1814 г.).
По углам были сделаны изображения сцен из русской истории, ощущаемых в параллели с событиями 1812 г.: Преп. Сергий Радонежский благословляет на битву князя Димитрия; Преп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского. Перечисленные формы характерны для прежней храмовой мемориальной традиции. Неординарной же чертой явилось создание "мемориальной галереи" –коридора вокруг внутрихрамового пространства, в котором на 177 мраморных плитах были изложены в хронологическом порядке главные сражения войны, имена участников и другие сведения (время; место сражения; главноначальствующие; перечень частей; имена убитых и раненых офицеров; число убитых нижних чинов; имена отличившихся; отдельно – имена награжденных Орденом Св. Георгия). Мемориальные доски сообщали о выставленных в ополчение ратниках и о сделанных сословиями пожертвованиях во время войны. Всего на 177 плитах было вырублено св. 200 тыс. букв».
«Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связана с темой войны 1812

Слайд 29Восстановленный храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле.

Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем

золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси
Восстановленный храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и

Слайд 30Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Слайд 31 Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, —

в честь освобождения России от польской интервенции и в память

о покойном сыне от первого брака Фёдоре.
Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от

Слайд 32Часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского в Москве
«Две замечательных мемориальных

часовни были сооружены в память русско-турецкой войны 1877 – 78

гг. за освобождение Болгарии.
31 июля 1882 г. в самом центре города, на Моисеевской (ныне Манежная) площади, по инициативе Общества Поощрения Трудолюбия при Всероссийском Императорском Человеколюбивом Обществе в память убиенных солдат была заложена часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского.
В 1922 году, как указывает В.Ф. Козлов[v][5], к пятой годовщине революции часовня была снесена. . Часовня Александра Невского стала первым в Москве церковным зданием, снесённым советской властью»
Часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского в Москве«Две замечательных мемориальных часовни были сооружены в память русско-турецкой войны

Слайд 33Памятник героям Плевны
«Другой часовне, Плевенской, сооруженной чинами гренадерского корпуса в

честь освобождения болгарского города Плевны от турок по проекту архитектора

В.О.Шервуда (строил инж.-полковник А.И.Ляшкин) повезло больше – ее не тронули в советское время и даже обычно включали в списки достопримечательностей города.
Часовня была выполнена в нетрадиционных формах и из нетрадиционного материала – чугуна. Она представляет собою восьмигранную пирамиду, напоминающую по форме воинский походный шатер, и увенчана шапкой Мономаха и 8-конечным крестом, пронзающим полумесяц. На гранях памятника отлиты картины-горельефы:
– Отец, благословляющий иконой сына-гренадера,
– Женщина (олицетворение Болгарии), склоняющаяся перед воином –освободителем;
– Русский воин и сдающийся турок;
– Зверства баши-бузуков
Внутри были установлены семь бронзовых досок с именами убитых и умерших от ран солдат и офицеров. Снаружи памятные надписи».

Памятник героям Плевны«Другой часовне, Плевенской, сооруженной чинами гренадерского корпуса в честь освобождения болгарского города Плевны от турок

Слайд 34Собор Александра Невского на Миусской площади в Москве
«Александро-Невский собор — снесённый

кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда

соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
В Построен в память  обретения крестьянской свободы.
Собор должен был вмещать 6000 человек, Место строительства было торжественно освящено митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), закладка и начало осуществления проекта произошло 22 сентября 1913 г. Автором проекта был В.М. Васнецов, а руководил его воплощением архитектор А.Н. Померанцев.
К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён.
Советская власть вынашивала планы переоборудовать его в крематорий или в радиоцентр. Обветшавшая постройка была снесена в 1952 году, на её фундаменте в 1960 году был возведён Дом пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах».



Собор Александра Невского на Миусской площади в Москве«Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве.

Слайд 35«Храм-памятник Русской скорби во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой

"Отрада и Утешение" на Ходынском поле в Москве
Связан с жертвами

первой русской революции связан чудом уцелевший и возрожденный к настоящему времени. Построен в память Великого князя Сергия Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года."[ix][9]
«Храм-памятник Русской скорби во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой

Слайд 36«Характер трагической смерти московского генерал-губернатора Сергея Александровича поставил посвященные его

памяти объекты в ряд памятников жертвам терроризма. Это храм Ватопедской

Иконы Божией Матери на Ходынском поле, упомянутый выше храм-усыпальница князя в Чудовом монастыре, и церковь Святых Сергия и Елисаветы в Сергиево-Елизаветинском убежище. Ужасная смерть Сергея Романова, разорванного бомбой террориста Ивана Каляева 4 февраля 1905 г., вывела эти памятники из разряда воплощавших ординарное славословие членов правящей фамилии, при всей неоднозначности отношения москвичей к личности покойного. Супруга Сергея Александровича, Великая Княгиня Елизавета Федоровна (причислена к лику святых как Новомученица Всероссийская в 1992 г.), как известно, при жизни пользовалась широким признанием москвичей за бескорыстное служение на ниве милосердия и благотворительности. Во имя ее небесной покровительницы, преподобной Елизаветы, в 1915 г. был устроен храм монахинями эвакуированного с запада Турковицкого женского монастыря, получившими в Москве приют благодаря стараниям Великой княгини».
«Характер трагической смерти московского генерал-губернатора Сергея Александровича поставил посвященные его памяти объекты в ряд памятников жертвам терроризма.

Слайд 37«Весьма значительную группу памятных престолов составляют "именные", т.е. поставленные, как

правило, состоятельными людьми во имя своих небесных покровителей или (иногда

по завещанию) – своих родственников. Мемориальный характер этих престолов был очевиден для постоянных прихожан и не всегда очевиден в общегородском масштабе, он быстро стирается временем. Еще в древней Руси существовал обычай ставить так называемые "часовни-прощи" на месте расставания (прощания) с людьми или иконами. В 1890 г., в преддверии 500-летия преставления Св. Сергия Радонежского на средства купца В.А. Александрова архитектором А.А. Латковым была сооружена часовня-проща, на месте обветшавшей старой часовни Спасо-Андроникова монастыря в Москве, когда-то поставленной на месте прощания отбывавшего в Нижний Новгород Св. Сергия Радонежского с игуменом монастыря Андроником. Она сохранилась в перестроенном виде до сих пор».

«Весьма значительную группу памятных престолов составляют

Слайд 38«Особо стоит выделить памятники, связанные с погребением – храмы-усыпальницы .

Такова великокняжеская усыпальница – Архангельский собор в Московском Кремле, в

котором находятся 54 захоронения. Местом упокоения митрополитов и патриархов Московской Руси является Успенский собор Московского Кремля, главный собор России, мемориальное значение которого также состоит в напоминании о том, что когда-то закладка первого собора на этом месте изволением митрополита Петра знаменовала превращение Москвы в столицу русской земли».
«Особо стоит выделить памятники, связанные с погребением – храмы-усыпальницы . Такова великокняжеская усыпальница – Архангельский собор в

Слайд 39«В этот же период появляются два невиданных прежде храма, заранее

запроектированные как коллективные усыпальницы на большое число усопших. В 1891

г. на новом кладбище Алексеевского монастыря по проекту архитектора А.А.Никифорова был закончен  огромный храм Всех Святых, вмещавший до тысячи молящихся, в подклете которого была предусмотрена объемная коллективная усыпальница, выполненная  в виде отдельных ниш вдоль коридоров, в которых помещались гробы. В основании открытого в 1914 г. (заложен в 1904 г.; арх. З.И.Иванов) храма во имя Св. преподобного Серафима Саровского и Св. благоверной Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря были устроены три яруса склепов, общим числом 450. По жуткой логике истории именно этот храм был перестроен архитекторами Д.П. Осиповым и Н.Я. Тамонькиным в первый московский крематорий в 1920-е годы, известный и сегодня каждому москвичу как Донской крематорий.
«В этот же период появляются два невиданных прежде храма, заранее запроектированные как коллективные усыпальницы на большое число

Слайд 40Храм святого Николая у Соломенной сторожки в Москве
«Деревянный шатровый храм

был построен в 1916 году в неорусском стиле по проекту

архитектора Фёдора Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки.
Являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны[1].
В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте.

Храм святого Николая у Соломенной сторожки в Москве«Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году в неорусском

Слайд 41Храм Воскресения Христова в Петербурге (Спас-на-Крови)

Храм Воскресения Христова в Петербурге (Спас-на-Крови)

Слайд 42 сооружён в память того, что на этом месте 1

марта 1881 года в был смертельно ранен террористами император-освободитель

Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России. Высота девятиглавого храма 81 м.

Собор Воскресения Христова на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге

сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в  был смертельно

Слайд 43Казанский собор в Петербурге

Казанский собор в Петербурге

Слайд 44Когда Пётр Первый перевёз из Москвы в новую столицу Казанскую

икону пресвятой Богородицы, там вскоре построили Казанскую церковь, где происходили

важные государственные церемонии. Император Павел I захотел построить в Петербурге храм, похожий на знаменитый Собор св. Петра в Риме, и в начале 19 века в течении 10 лет строили Казанский кафедральный собор. На главную улицу Петербурга Невский проспект обращёна северная часть здания, к которой примыкает грандиозная колоннада из 96 колонн. Фасад собора облицован пудожским камнем. Он интересен тем, что когда его добудут, он легко пилится и даже режется ножом, из него можно вырезать самый сложный орнамент. После долгого пребывания на воздухе камень становится твёрдым как кирпич. Долгое время Казанский собор был храмом-памятником Отечественной войны 1812 года, здесь был похоронен М.И.Кутузов. Иконостас был отлит из серебра, отбитого казаками у французов.

Казанский собор в Петербурге

Когда Пётр Первый перевёз из Москвы в новую столицу Казанскую икону пресвятой Богородицы, там вскоре построили Казанскую

Слайд 45Храм святого великомученика Пантелеимона в Петербурге
Один из старейших храмов Петербурга

(заложен в 1718 г.) получил свое посвящение в память о

первой крупной победе русского флота, одержанной под командованием самого Петра у мыса Гангут 27 июля 1714 г. в день этого святого. А возведенный храм стал памятником сразу двум победам российского флота, увековечив память об еще одной важной победе, приблизившей окончание Северной войны (у острова Гренгам, в день памяти того же святого, но в 1720 г.!). В день церковной памяти великомученика Пантелеимона здесь служился особый молебен, на памятных досках у входа высечены в мраморе имена полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме, и любой проходящий по улице мимо храма, и тем более заходящий в храм, может и сегодня прикоснуться к славной истории петровских побед.

Храм святого великомученика Пантелеимона  в ПетербургеОдин из старейших храмов Петербурга (заложен в 1718 г.) получил свое

Слайд 46Сампсониевский собор в Петербурге
«Самую важную, ключевую победу в борьбе за

выход России к морю и за ее место в Европе

Петр одержал вдали от морских вод — под Полтавой. День памяти праведного Сампсония Странноприимца (27 июня) — день Полтавской победы — с тех пор стал особым праздничным днем, вплоть до 1760-х годов отмечался в памятном храме «церковным парадом в Высочайшем присутствии», впоследствии здесь ежегодно служился «молебен и панихида с провозглашением вечной памяти Петру I». А сам возведенный в память о Полтавской победе Сампсониевский собор (первый вариант был заложен Петром уже через пять месяцев после победы, современный же храм является редким памятником ранней архитектуры XVIII века) был местом пристанища под старость, а затем и вечного упокоения для многих ветеранов: при храме было открыто первое городское кладбище «для всех христиан», а вскоре и первая в столице богадельня».

Сампсониевский собор в Петербурге«Самую важную, ключевую победу в борьбе за выход России к морю и за ее

Слайд 47Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Петербурге
«Воевавший со Швецией Петр I небесным

покровителем новой северной столицы избрал знаменитого полководца, защищавшего эти северные

земли и побеждавшего шведов еще в XII веке, прославленного Русской Православной Церковью среди святых — великого благоверного князя Александра Невского. Именно на месте победы над шведами в 1240 г., за которую князь Александр и получил прозвание «Невский», и был построен духовный центр столицы, главный ее монастырь — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (заложена Петром в 1710 г.). Сюда в 1724 году сам Петр торжественно перенес из Владимира мощи этого великого защитника Русской Земли. День перенесения мощей князя Александра Невского (30 августа/12 сентября н. ст.) стал главным праздником новой столицы, и сегодня по всей России в этот день совершается праздничное богослужение. А знаменитый Невский проспект («Невская першпектива») является ни чем иным, как дорогой, связывающей «светский», административный центр города с его духовным сердцем: именно по нему ежегодно 30 августа, ставшего выходным днем, совершался общегородской торжественный крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божией Матери от Казанского или Исаакиевского собора к Александро-Невской Лавре.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Петербурге«Воевавший со Швецией Петр I небесным покровителем новой северной столицы избрал знаменитого полководца,

Слайд 48«Есть храмы-музеи, а есть храмы-памятники, воздвигнутые в память о победах

и о тех, чьи жизни принесены на алтарь этих побед.

Санкт-Петербург не просто Северная столица, он создавался как город-порт, «окно в Европу», он – родина Балтийского морского флота. И естественно, что здесь должны быть морские храмы.
Многие и многие моряки, павшие в морских сражениях, не имеют могил на земле. Памятью и местом их поминовения являются морские храмы. До революции их было несколько. Так, в здании Главного Адмиралтейства помещался Морской собор во имя Святителя Спиридония Тримифунтского, а в здании Морского корпуса имени Петра Великого (бывшее ВВМУ имени Фрунзе) сохранился зал, в котором была церковь Св. Павла Исповедника»
«Есть храмы-музеи, а есть храмы-памятники, воздвигнутые в память о победах и о тех, чьи жизни принесены на

Слайд 49Никольский(Николо-Богоявленский) морской собор в Петербуре

Никольский(Николо-Богоявленский) морской собор в Петербуре

Слайд 50«В воздаяние достойной памяти славных дел флота российского» в Петербурге

был построен храм в честь свт. Николая Чудотворца – покровителя

моряков. Величественный собор с стиле елизаветинского барокко строил один из самых талантливых архитекторов второй половины 18 века С.И. Чевакинский. Двухэтажный, увенчанный пятью широко расставленными куполами собор украшают группы колонн, стоящих на высоких постаментах. Храм двухпрестольный. Один престол посвящен св. Николаю Чудотворцу, второй — во имя Богоявления Господня.
По проекту Чевакинского создан и иконостас Свято Никольского собора — один из самых замечательных образцов русского искусства того времени. Иконостас украшен великолепной колоннадой и тонкой резьбой».
«В воздаяние достойной памяти славных дел флота российского» в Петербурге был построен храм в честь свт. Николая

Слайд 51Никольский морской собор в Петербуре
«В Никольском соборе неизменно проводились торжественные

богослужения, связанные с важными событиями в жизни флота — закладкой

новых кораблей, спуском их на воду, отправлением в дальнее плавание или, наоборот, возвращением к родным берегам. Здесь служились торжественные молебны по поводу одержанных побед при Чесме, Наварине, Синопе. Здесь поминали погибших героев-моряков. На стенах собора установлены мраморные доски в память моряков, погибших в русско-японской войне 1904 — 1905 годов. Эти традиции были возобновлены с конца 1980-х годов. В 1989 году в храме была установлена доска в память экипажа подводной лодки «Комсомолец»: «Подводникам Русского флота. Взяты морем 7 апреля 1989 года. Вечная память». 27 мая 1990 года в храме прошла панихида по русским морякам, погибшим в Цусимском сражении».
Никольский морской собор в Петербуре«В Никольском соборе неизменно проводились торжественные богослужения, связанные с важными событиями в жизни

Слайд 52«Героическая оборона Порт-Артура дорого обошлась России. Русская армия потеряла около

27 тыс. убитыми и ранеными, после капитуляции крепости свыше 30

тыс. попало в плен. В память погибших однополчан во многих храмах устанавливались мемориальные доски
Наиболее тяжелые испытания в этой войне пришлись на долю русских моряков. К 28 июля почти вся Тихоокеанская эскадра была уничтожена, остатки ее блокированы в Порт-Артурской бухте. Отправившаяся на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра З.П.Рождественского подошла уже после падения Порт-Артура. 14-15 мая в Цусимском проливе произошло морское сражение, закончившееся полным разгромом русской эскадры. Почти все корабли были уничтожены, некоторые были потоплены своими командами, не желавшими сдавать их противнику. Только в этом сражении погибло более 5000 моряков и более 800 человек ранено и контужено.
В 1911 году был построен храм «Спас-на-Водах», в память моряков погибших в Цусимском сражении русско-японской войны 1904-1905 гг. Внутри его на стенах были укреплены бронзовые доски с именами всех погибших, над каждой было начертано название судна и сражение с его участием. Белокаменный храм стоял в конце Английской набережной, невдалеке от судостроительных верфей. Уникальный храм-памятник был снесён в 1932 г».
«Героическая оборона Порт-Артура дорого обошлась России. Русская армия потеряла около 27 тыс. убитыми и ранеными, после капитуляции

Слайд 53Це́рковь Христа́ Спаси́теля в память Гефсиманского борения и святителя Николая

Чудотворца («Спа́с-на-Во́дах») — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском

острове. Предполагается его восстановление.

«Храм «Спас-на-Водах» был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении.
В закладной камень греческой королевой был положен солдатский Георгиевский крест. 8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы».

Це́рковь Христа́ Спаси́теля в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спа́с-на-Во́дах») — ныне несуществующий православный храм в

Слайд 54«Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его возведение

являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм,

по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества.
Место расположения храма было выбрано удачно. Облицованный белым камнем, он очень красиво смотрелся с Невы, замыкая перспективу набережной.
Храм был рассчитан на 300—400 прихожан.
В верхнем храме на алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н. А. Бруни, мозаика «Спаситель, шествующий по водам»[1]. Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В. М. Васнецова и Н. А. Бруни — «Моление о Чаше» и «Несение Креста».
Иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня и имел два яруса. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.
Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» А. Н. Новоскольцева.
Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора.
Нижний храм
Вход в нижний храм был через узкий коридор.
Низкие своды нижнего храма покрывала выполненной М. М. Адамовичем сплошная роспись, изображавшая Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца.
Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С. Н. Смирновым и датировались XVI веком. Местный образ Казанской Божией Матери был шит золотом.
Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с причта.
Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов.
Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».
В память об их подвиге на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

«Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его возведение являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских

Слайд 55
«По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были

начертаны названия:
эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;
крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;
миноносцев

«Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;
транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.
Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены[2].
Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В. П. Гурьянова.
На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те кто скончался от ран в Японии.
И как бы благословляя их, заливавших собственной кровью палубы, задыхавшихся от дыма в башнях, захлёбывавшихся в тесных отсеках, опускавшихся на дно в наглухо закупоренных кочегарках тонущих кораблей, шествовал по водам Христос Спаситель».



«По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;крейсеров «Дмитрий

Слайд 56«В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-Водах».

Восстановление храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит

производственный корпус «Адмиралтейских верфей». Поэтому, хотя в своё время храм не имел часовни, комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с возрождённым храмом. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.
24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена.
После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.
В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам».

«В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-Водах». Восстановление храма осложняется тем, что на части

Слайд 57 Морской Никольский собор (Кронштадт)

Морской Никольский собор (Кронштадт)

Слайд 58«Морской Никольский собор Кронштадта рассчитан на 10 000 человек. Праздничное

зрелище создавала внутренняя отделка собора — золочение, лепнина, резьба по

дереву и камню.
Никольский Морской собор не просто храм, это храм-памятник морской славы России. В нем проводили богослужения по всем важным для морского флота событиям. Здесь освящалась закладка нового корабля и спуск его на воду, здесь провожали моряков в экспедиции и встречали их из долгого плавания. В Никольском соборе служили молебны по поводу главных побед и тяжких поражений».
«Построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым. Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
«Морской Никольский собор Кронштадта рассчитан на 10 000 человек. Праздничное зрелище создавала внутренняя отделка собора — золочение,

Слайд 59Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим

морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски.

Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Центральный зал после реконструкции 1954 года разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. Сохранился византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители. На месте иконостаса — театральная сцена.
Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и

Слайд 60Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой

Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от

прототипа.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра;[7] диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.
Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжается реставрация. В настоящее время ведутся переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. 19 ноября стало известно о принятия закона, по которому имущество религиозного назначения в России будет передано церквям[2].
19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия в Свято-Никольском Морском соборе г. Кронштадта[3].
20 ноября 2010 года, Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте. Богослужение транслировалось по телевидению Санкт-Петербурга[4].
Реставрационные работы в собору продолжатся до весны 2013 года, при этом службы будут проводиться уже сейчас»[6].




Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей

Слайд 61Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи в Петербурге
«На улице Ленсовета, в

Московском районе Санкт-Петербурга, находится удивительно красивый и ни на какой

другой непохожий храм – Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (архитектор Ю. М. Фельтен). Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 1770 года. Торжественная закладка храма состоялась 6 июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Торжественное освящение церкви состоялось 24 июня 1780 года, к десятой годовщине победы русского флота в Чесменской битве. Рядом с церковью находится военное кладбище, на котором захоронены герои Кутузовских и Суворовских походов, защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 7 мая 2003 года на кладбище был установлен памятный крест в честь всех погибших воинов. У основания креста находится доска с надписью: «Вечная память павшим во имя России в период: Отечественной войны 1812, Русско-турецких войн 1828-1829, 1877-1878, Крымской кампании 1853-1855, Русско-японской войны 1904–1905, Первой мировой войны 1914-1918, Великой Отечественной войны 1941-1945».


Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи в Петербурге«На улице Ленсовета, в Московском районе Санкт-Петербурга, находится удивительно красивый и

Слайд 62Храм Покрова на Нерли(Владимирская обл.)

Храм Покрова на Нерли(Владимирская обл.)

Слайд 63заложил в 12 веке князь Андрей Боголюбский в честь победы

над волжскими булгарами и в память своего молодого сына Изяслава,

погибшего в битве с врагами. Храм находится на заливном лугу у впадения реки Нерли в Клязьму. Весной, во время разлива рек, он весь окружён водой, рукотворный холм, на котором он стоит, превращается в остров. Очень простой, устремлённый ввысь, он считается самым красивым русским храмом.

Храм Покрова на Нерли, или на Нерли

заложил в 12 веке князь Андрей Боголюбский в честь победы над волжскими булгарами и в память своего

Слайд 64Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (Храм-памятник воинам, павшим при

взятии Казани в 1552 г.)

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя  (Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г.)

Слайд 65«После покорения Казани Иоанном Грозным на месте братской могилы ,

в которой были похоронены русские воины, был построен монастырь, где

должны были молиться об упокоении павших воинов. Позже монастырь и захоронения были перенесены в другое место, не так страдавшее от половодья. В Синодике – поминальной книге- было только около 800 имён дворян, погибших при взятии Казани. Всего захоронено было несколько тысяч человек. Уже в 16 веке была часовня, где ежедневно молились о них. В 1813 году был начат сбор средств на строительство храма-памятника. В 1823 году храм был освящен во имя Нерукотворного образа Спасителя - изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV. Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Обошла его и вакханалия 1924 г. Когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители - с согласия местных «историков» - решили использовать храм для этой цели, назвав его «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста должен был быть установлен шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху, и все увенчано соломоновой звездой. У подножья «минарета» на куполе храма - жмущие друг другу руки мужики - естественно, русский и татарин. Надпись «содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.» (которой, кстати, давно уже нет, как нет и лепных атрибутов - георгиевских крестов, знаков Дома Романовых и т. д.). Господь уберег памятник от святотатства.
«После покорения Казани Иоанном Грозным на месте братской могилы , в которой были похоронены русские воины, был

Слайд 66В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике

памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. В 1924 году

его переименовали в «памятник во имя содружества народов». Был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета. В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было. 4 марта 2005 г. храм был передан Казанской Епархии Русской Православной Церкви, после окончания ремонтных работ предполагается его совместное использование  Казанской епархией и администрацией города Казани».

В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани.

Слайд 67 Храм-памятник «Неопалимая Купина» в Дятьково (Брянская обл.)
«Всемирно известной достопримечательностью Дятькова в

XIX веке была Преображенская Церковь, построенная в 1810 году основателями

завода Мальцовыми. За внутреннее убранство, выполненное мастерами дятьковской хрустальной фабрики - хрустальный иконостас, хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники многослойного стекла, очень часто белокаменную «жемчужину» называли «восьмым чудом света». В храме также размещался фамильный склеп Мальцовых. В 20-х годах XX столетия церковь была полностью разрушена. Декабрь 1999 года. В историческом центре Дятькова был заложен первый камень начала строительства храма-часовни «Неопалимая Купина», в память о погибших воинах- земляках»

Храм-памятник «Неопалимая Купина» в Дятьково

Слайд 68Хрустальное убранство храма –единственное в мире
«Хрустальное убранство нового храма состоит

из нескольких тысяч деталей, хрустальные фрагменты иконостаса весят несколько тонн.

Эту работу ООО Дятьковский хрустальный завод посвящает памяти основателей Дятьковского хрустального завода, семьи Мальцовых и всех поколений дятьковских хрустальщиков. В новой церкви сооружен единственный в мире хрустальный иконостас, элементы которого создавались вручную и безвозмездно работниками ООО "Дятьковский хрустальный завод" по сохраненным старинным эскизам.
Хрустальное убранство храма –единственное в мире«Хрустальное убранство нового храма состоит из нескольких тысяч деталей, хрустальные фрагменты иконостаса

Слайд 69Свято-Никольский храм-памятник в Севастополе
Холм, на котором расположено Братское кладбище,

венчает величественный пирамидальный храм Святого Николая — общий памятник павшим

воинам, защищавшим Севастополь в 1854-55гг.

Свято-Никольский храм-памятник в Севастополе Холм, на котором расположено Братское кладбище, венчает величественный пирамидальный храм Святого Николая —

Слайд 70Высота пирамиды 27 метров. Ее основанием служит высокий цоколь, сложенный

из квадров, обработанных крупным рустом. Квадры прочеканены свинцом, отлитым из

пуль, собранных на местах сражений. С четырех сторон пирамиды находятся ризалиты. В них с севера на юг устроены окна вытянутых пропорций, в восточном ризалите, где помещается алтарь, окна отсутствуют. В толщину стен пирамиды врезаны узкие окна с сандриками, выше — арочные проемы с колоннами дорического ордена, ведущие в небольшую звонницу. На гранях пирамиды вмонтированы плиты из темного гранита с перечислением воинских соединений, принимавших участие в обороне, временем пребывания в осажденном Севастополе и понесенных потерь. Напоминая о важном событии в военной истории Отечества, они удачно вписались в памятник, подчеркивая строгую индивидуальность храма-пирамиды. 24 мемориальные доски с наименованиями частей войск севастопольского гарнизона установлены к 50-летию первой обороны и на церкви Святого архистратига Михаила.В 1870 году , храм Святого Николая освятили».


Высота пирамиды 27 метров. Ее основанием служит высокий цоколь, сложенный из квадров, обработанных крупным рустом. Квадры прочеканены

Слайд 71Современные храмы-памятники
В последние 20 лет в России и других странах

возводятся храмы в честь погибших в великой Отечественной войне, а

также в память невинно убиенных от безбожных властей - так называемых жертвах политических репрессий.
Современные храмы-памятникиВ последние 20 лет в России и других странах возводятся храмы в честь погибших в великой

Слайд 72«Наряду с возведением памятников-преемников разрушенного в советское время (Храм Христа

Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Иверская часовня), что представляется

своего рода покаянием, являются и примеры сооружения храмов-памятников как органичной современной культуре живой традиции. По масштабам она еще уступает прежней России, особенно если иметь в виду частную благотворительность, но, будем надеяться, это дело времени. Уже немало отрадных фактов мемориализации важнейших событий нашей истории, в том числе содержащих напоминание молиться о тех, которые отдали жизнь за нас. К 50-летию Победы был сооружен храм Св. Георгия Победоносца у Поклонной горы (напоминающий, кстати, и о главном полководце Второй Мировой Георгии Жукове, чьим небесным покровителем был Святой Георгий), совсем недавно, в двенадцатую годовщину Чернобыльской трагедии у мемориала погибшим ликвидаторам-чернобыльцам на Митинском кладбище в Москве Святейшим Патриархом Алексием II была заложена памятная часовня.  Шестого мая 1998 г. торжественно заложили первый камень в основание храма-часовни Преображения Господня на территории возрождаемого мемориала Первой мировой войны Братского кладбища во Всехсвятском, в Москве. Сегодня в ней уже служат молебны».
«Наряду с возведением памятников-преемников разрушенного в советское время (Храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Иверская

Слайд 73Храм в честь св. Георгия Победоносца на Поклонной горе

Храм в честь св. Георгия Победоносца на Поклонной горе

Слайд 74Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых в земле Российской

просиявших в Екатеринбурге

Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге

Слайд 75Храм-памятник в Екатеринбурге
Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в

подвале которого были убиты святые Царственные страстотерпцы. Не смотря на

снос здания в 1977-м году, совершить паломничество на это место ежегодного стремилось множество верующих. 23 сентября 1992 года архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень в основание будущего храма.
Храм на Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны святые Царственные страстотерпцы

Храм-памятник в Екатеринбурге Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты святые Царственные

Слайд 76«18 апреля 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил

нижний придел Храма-на-Крови в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

В Храме на Крови пребывает множество святынь, из которых самой ценной можно назвать икону Божией Матери «Троеручица». Доподлинно известно, что этот святой образ находился в доме Ипатьева, в момент заключения в нем святых Царственных страстотерпцев. Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи.
Рядом с храмом расположено Патриаршее подворье, включащее в себя библиотеку, выставочные площади, концертный зал и домовый храм в честь святители Николая Чудотворца.
Ежегодно, в ночь с 16 на 17 июля, в Храме на Крови совершается богослужение в память о Царской семье, которое завершается крестным ходом в монастырь на Ганиной яме.
«18 апреля 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил нижний придел Храма-на-Крови в честь Собора новомучеников

Слайд 77Храм-памятник в честь Всех святых в Минске

Храм-памятник в честь Всех святых в Минске

Слайд 78« Помощь в строительстве храма-памятника в честь Всех святых оказывалась

правительством Белоруссии. В 2005 году был утверждён проект «Храм-памятник в

честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем». Начало строительства храма-памятника – лето 2006 года.
Храм-памятник в честь Всех святых имеет форму шатра, увенчанного крестом. Шатер символизирует Божию Матерь и Христа как главу Церкви. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром — его вершиной. В крипте (нижней алтарной части храма) будет собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Слева и справа от шатра находятся два боковых придела — они напоминают о соотечественниках, которые погибли во время войн. Пять куполов храма-памятника устанавливаются в честь Всех святых Беларуси, в память всех павших за отечество воинов, всех без вины замученных в тюрьмах и лагерях и всех убиенных детей. Предусматривается зажжение негасимой лампады в крипте, перезахоронение останков видных исторических деятелей, установка мемориальных досок по всему периметру, вплетение в орнамент пластин с именами погибших.
В храме-памятнике будут каждый день совершаться панихиды о невинно убиенных согражданах, звучащие как призыв к примирению в отечестве и по всему лицу земли. Также в храме будет размещен архив, содержащий сведения о белорусах ― жертвах войн и репрессий».
 

« Помощь в строительстве храма-памятника в честь Всех святых оказывалась правительством Белоруссии. В 2005 году был утверждён

Слайд 79Всехсвятская церковь - полное название — Храм-памятник в честь Всех

Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем в

Минске

2 июля 2010 года в крипте храма-памятника состоялась церемония захоронения останков неизвестных солдат. Это были останки трёх неизвестных солдат, павших в сражениях трёх войн – Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, были захоронены со всеми церковными и воинскими почестями.

Всехсвятская церковь - полное название — Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во

Слайд 80Храм в честь Всех святых на Мамаевом кургане в Волгограде

Храм в честь Всех святых на Мамаевом кургане в Волгограде

Слайд 81Идея постройки на Мамаевом кургане храма родилась в июне 1993

года, когда Волгоград посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II, приехавший вместе с участником Сталинградской битвы архимандритом Кириллом (Павловым).
Начались проектные работы, в результате которых определилось и нынешнее место для храма, располагающегося примерно в 200 м от монумента «Родина-Мать» возле братской могилы. Геологи подтвердили, что храм не нанесет какого-либо ущерба монументу Матери-Родине и всему архитектурно-художественному ансамблю. Но неожиданно строительству воспротивилась администрация Волгограда.
В 1997 году Святейший Патриарх дал повторное благословение строить храм именно у братской могилы. Это место просматривается со всех близлежащих точек, да и сама братская могила, находящаяся ниже и в стороне от скульптуры «Родина-Мать», долгое время посещалась мало — людской поток проходил в стороне. А возведение храма возле братской могилы, где покоится прах несколько тысяч защитников Сталинграда, придает особый смысл всей идее строителей, являясь органичным продолжением старых русских традиций. Именно здесь, на главной высоте России, на протяжении 120 дней и ночей шли ожесточенные бои, десятки тысяч солдат сражались за Родину и положили здесь свою жизнь за Отечество.
Первый камень в основании храма на Мамаевом кургане был заложен 9 мая 2002 года после крестного хода с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери, который ежегодно проходит в День Победы на главной высоте России с 1997 года
Идея постройки на Мамаевом кургане храма родилась в июне 1993 года, когда Волгоград посетил Святейший Патриарх Московский

Слайд 82Фундамент здания Храма Всех Святых стоит на восьми буронабивных бетонных

сваях, каждая из которых высотой 27 метров. Сваи не только

являются основанием храма, но и «связывают» в целом Мамаев Курган и искусственную насыпь, на которой установлен главный 85 метровый монумент весом восемь тысяч тонн – «Родина-мать зовет».
Купола были специально заказаны на Урале, и отливали их из титанового сплава, долговечность которого 50 лет.
Высота пятиглавого собора — 33 метра, а верхняя точка креста вознесена над землей на 38 метров. Золотые купола видны из некоторых районов города за 10-15 километров. И именно Храм Всех Святых, а не Родина-Мать находится точно на высоте 102 метра — так Мамаев Курган обозначался на военных картах времен Великой Отечественной войны. Иконы астраханских мастеров украсили храм Всех Святых на Мамаевом кургане.
на иконах изображены покровители военных: св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и св. Иоанн Воин. Все три иконы необычны своим исполнением. Святые изображены в объеме. И украшены оригинальными, нестандартными материалами: стекло, бисер, золотые и серебряные нити. Такой технологией создания икон на Руси пользовались 400-500 лет назад. Со временем секреты мастерства были утеряны. И только сейчас тайны иконошвейного дела обретают свои прежние очертания. Волгоград стал одним из первых городов, где появились подобные шедевры».
В. И. Супрун, С. М. Иванов
Фундамент здания Храма Всех Святых стоит на восьми буронабивных бетонных сваях, каждая из которых высотой 27 метров.

Слайд 83Храм Успения Пресвятой Богородицы (Блокадный храм на Малой Охте) в

Петербурге
«На правом берегу Невы, на Малой Охте, совсем недавно появился

новый храм-памятник – Храм Успения Пресвятой Богородицы, который сразу стали называть Блокадным храмом. Он построен на пожертвования горожан в 1996-2001 годах. Сколько пережил Ленинград в страшные военные годы, знают его жители, и поэтому строительство Блокадного храма стало для всех горожан своим личным делом. Он стал единственным в России православным храмом, посвященным блокаде Ленинграда. При строительстве на кирпичи, из которых были возведены стены храма, наносились имена людей, погибших в блокадном городе. Для вечного поминовения погибших в годы блокады и для молитв о здравии тех, кто пережил эту трагедию, в храме создана Молитвенная книга. Ежегодно в памятный день полного снятия блокады Ленинграда в храме проводятся торжественное богослужение и крестный ход, открываются выставки, показывающие участие Русской православной церкви в жизни блокадного города».

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Блокадный храм на Малой Охте) в Петербурге«На правом берегу Невы, на Малой Охте,

Слайд 84Свято-Троицкий Храм-памятник в Магадане
«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в

Магадане совершил чин великого освящения Троицкого собора, представляющего собой храм-памятник

жертвам политических репрессий. Собор высотой более 70 метров виден со всех концов города. Храм, который строили десять лет, стал крупнейшим собором Дальнего Востока.
Колымские лагеря были организованы в 1932 году и просуществовали 25 лет. Точное число людей, прошедших через них, до сих пор неизвестно, они исчисляются сотнями тысяч. Десятки тысяч арестантов были сосланы на Колыму по политическим статьям».

Свято-Троицкий Храм-памятник в Магадане«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Магадане совершил чин великого освящения Троицкого собора,

Слайд 85Храм-памятник святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново
«В Старо-Паново, там,

где проходила линия обороны Ленинграда, достраивается и одновременно уже действует

храм, посвященный всем погибшим и пропавшим без вести защитникам Ленинграда.
Храм святых мучеников Адриана и Наталии начал строиться еще в 1993 году по инициативе жительницы Старопаново Антонины Петровны Осиповой. С января 2005 года в храме совершаются регулярные богослужения. При Храме есть небольшой музей, проходят памятные мероприятия, посвященные героям защиты города. Пополняется Книга памяти, где каждый может поместить рассказ о своих родственниках, сражавшихся под Ленинградом и поддерживавших его жизнь в годы блокады».
Храм-памятник святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново«В Старо-Паново, там, где проходила линия обороны Ленинграда, достраивается и

Слайд 86
Для работы индивидуально, в парах или для соревнования 2-3 команд.


Задания:

Соотнести картинку и подпись.
Распределить карточки по группам (храмы московские и

питерские, храмы в честь побед русской армии и флота, в память невинно убиенных, в честь других событий и т.п.)
Расположить карточки в хронологической последовательности (примерная дата постройки)  и вспомнить соответствующее им историческое событие.
«Кто больше?» – конкурс капитанов – по очереди называть изученные храмы, кто назовёт последний, тот выиграл.
Для работы индивидуально, в парах или для соревнования

Слайд 92 Вопросы викторины: Чем храм отличается о обычного здания? В чём

отличие христианского храма от часовни? Можно ли назвать храмом в строгом

смысле слова костёл, кирху, синагогу, мечеть? На какие группы можно разделит храмы-памятники? (по месту расположения, типу, по событиям, в честь которых они освящены). Какие из изученных храмов разрушены большевиками и до сих пор не восстановлены? Когда был создан первый светский памятник в Москве и кому он посвящён? Почему Чудов монастырь получил такое название? Как вы думаете, почему в честь погибших часто строили Всехсвятские храмы? Назовите наиболее известные из них? Какие два храма-памятника включают в своё название слова «на крови» и почему? Какие русские монастыри, связанные с памятными событиями русской истории можно отнести к храмам-памятникам? Какие храмы-памятники выполнены с применением необычных материалов? Какой храм был самым большим собором, посвящённым одному из русских святых покровителей воинов, и вторым по величине после Храма Христа Спасителя храмом Москвы? Как связан Сампсониевский собор в Петербурге с главной победой Петра I в войне за выход к морю? Что связывает знаменитый Невский проспект и почему именно 30 августа является самым главным праздником северной столицы? В каком храме алтарной завесой являлся Андреевский флаг, а паникадила висели на якорных цепях и почему? Почему этот храм имеет такое название? Какой храм был построен в честь победы над волжскими булгарами? Какие храмы связаны с покорением Казани? Какие из храмов-памятников имеют необычную форму? Как вы думаете, почему храм-памятник на Поклонной горе освящён в честь св. вмч. Георгия? В каком храме воссоздан единственный в мире хрустальный иконостас?
Вопросы викторины:  Чем храм отличается о обычного здания? В чём

Слайд 93Список использованных материалов
Храмы России http://www.russian-temples.ru/category/14/ http://russian-temples.ru/articles/nikolskiy-morskoy-sobor.html

http://www.temples.ru/names.php
Энциклопедия Санкт-Петербурга
http://www.spbin.ru/encyclopedia/temples/nikolsky.htm
Православие в Татарстане. Храм-памятник в честь Нерукотворного Спаса http://kazan.eparhia.ru/
Екатеринбургская

епархия Официальный сайт http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/action/at174
Храмы России иллюстрированный путеводитель по православным храмам России http://hramy.ru/index.htm
Храмы России http://www.rus-sobori.ru/
Википедия (статьи Храм-памятник Александра Невского, Всехсвятская церковь (Минск), Церковь Спаса-на –водах (Птербург) и др.)
Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/
Официальный сайт храмов Георгия Победоносца на Поклонной горе и Храм-часовня Архангела Михаила близ Кутузовской избы, что в Филях г. Москвы. http://www.altaryvic.ru/
Волгоград Православный http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/xram-vsex-svyatyx/
Реферат: Храмы-памятники Москвы http://www.bestreferat.ru/referat-26741.html
Гертруда Рыбакова Сколько храмов в Санкт-Петербурге? Часть 3. Храмы-памятники http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27537/
Исакова Е.В. Храмы - памятники воинской доблести. - М.: Знание, 1991. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "История"; №11). http://rusjapwar.narod.ru/regtempls_1.htm
А.Б. Пивоваров. ХРАМЫ–ПАМЯТНИКИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ХРАМЫ–ПАМЯТНИКИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Источниковедение в школе», №2, 2005 http://www.orthgymn.ru/publish/istved/iv2-05/xramupam.php
Храм-памятник «Неопалимая Купина»: Основное http://strana.ru/places/190913
Свято-Никольский храм-памятник http://www.hram-flot.narod.ru/hram.html
Храм-памятник в честь Всех святых в Минске http://www.patriarchia.ru/db/print/750176.html
Храм святых мучеников Адриана и Натальи http://a-n-church.ru/
























Список использованных материаловХрамы России http://www.russian-temples.ru/category/14/     http://russian-temples.ru/articles/nikolskiy-morskoy-sobor.html http://www.temples.ru/names.phpЭнциклопедия Санкт-Петербургаhttp://www.spbin.ru/encyclopedia/temples/nikolsky.htmПравославие в Татарстане. Храм-памятник в честь

Слайд 94

Данная презентация предназначена для знакомства

школьников с самыми известными православными храмами – памятниками . Может

быть использована уроках ОПК ОРКСЭ и МХК, а также во внеклассной работе. Будет полезна родителям, занимающимся развитием своих детей, преподавателям истории и всем, интересующимся русской православной культурой и желающим расширить свой кругозор.
Вопросы и задания можно использовать для проверки знаний на уроках, викторинах и олимпиадах.


Автор-составитель презентации Дедусенко О.А. 2012 год

Данная презентация предназначена для знакомства школьников с самыми известными православными храмами – памятниками

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика