Слайд 1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Высшая школа психологии, педагогики и
физической культуры
Кафедра специальной педагогики и психологии
Слайд 2
Направление подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»;
Магистерская программа:
«Образование лиц с эмоциональными
и поведенческими расстройствами»
Слайд 3МБАПРАС – изучает медицинские и биологические проблемы специальной педагогики и
психологии, находится в предметной области с нечеткой системологией на стыке
естественных и гуманитарных наук.
Входит в модуль «Введение в проблематику».
ЦЕЛЬ: освоить современные специальные и метапредметные научные знания и материалы педагогических исследований в образовании лиц с эмоциональными и поведенческими расстройствами для проведения педагогического проектирования и прогнозирования;
ЗАДАЧИ:
Изучение причин возникновения РАС;
Научиться применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка с эмоциональными и поведенческими расстройствами;
Совместная медико-психолого-педагогической помощь в коррекционной работе с детьми и подростками РАС.
Слайд 4Ожидаемые результаты
Способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими
и правовыми нормами.
Способность проектировать и осуществлять диагностическую работу с учетом
особенностей РАС детей и подростков, необходимую в профессиональной деятельности.
Умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения детей и подростков с РАС.
Способность использовать инновационные технологии в практической деятельности.
Способность изучать и систематизировать достижения российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных отраслей знаний
Слайд 5
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин
учебного плана:
Диагностика и консультирование при эмоциональных и поведенческих расстройствах;
Особенности
психического развития детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами;
Развитие речи и коммуникативных навыков при РАС;
Слайд 6Медико-биологические аспекты проблемы РАС
Общая трудоемкость 3 з.е. 108 часов, в
том числе:
аудиторная учебная нагрузка:
10 часов – лекции;
22 часа
– практические занятия;
самостоятельная работа – 76 час
Тестирование (входное, текущее),
Зачет
Слайд 7Учебно-тематический план дисциплины
Естественно-научные основы психических процессов. Сенситивные, кризисные и критические
периоды развития.
Структура и функции ЦНС. Нейрофизиологические механизмы психических процессов.
Наследственность
и среда. Генетические маркеры РАС.
Патология нервной системы. Клинико-педагогическая характеристика нарушений при РАС.
Нарушения сенсорных систем при РАС.
Слайд 8Основные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков Архангельской области
и НАО
Болезни нервной системы;
Психические расстройства (психозы, аутизм, умственная отсталость, расстройства
поведения);
Врожденные аномалии развития (аномалии развития нервной системы; аномалии развития сердца и сосудов; хромосомные нарушения и др.).
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
Болезни лор-органов;
Болезни глаз;
Болезни кровообращения;
Болезни органов дыхания;
Болезни пищеварительной системы.
Слайд 9Частота встречаемости отклонений в развитии в детской популяции (%)
Трудности
обучения ………………………………………….. 5
Речевая патология ……………………………………………. 2,9
Умственная отсталость ………………………………………
1,8
Эмоциональные нарушения ……………………………….. 0,9
Слабослышащие и глухие ………………………………………0,2
Дефекты моторной сферы ...……………………………………0,1
Слабовидящие и слепые…………………………………………0,07
Множественные дефекты развития
(У.О. + утрата зрения, слуха) ...…………….……………0,07
Слайд 10Психолого-педагогические исследования
90% детей дошкольного возраста имеют факторы риска в развития
психической и моторной сфер (М.М. Безруких, Д.А. Фарбер);
50% первоклассников имеют
трудности усвоения письма и чтения (Т.В. Ахутина);
85% детей имеют перинатальное поражение ЦНС, стволовые изменения мозга;
Рост формирования девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей и подростков.
Слайд 12Законы роста и развития организма
1). Неравномерность темпа роста
и развития.
2). Гетерохронность: неодновременность роста и развития отдельных органов и
систем.
3). Половой диморфизм: обусловленность роста и развития полом.
4). Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
5). Генетическая обусловленность роста и развития.
6). Обусловленность роста и развития средовыми факторами.
7). Акселерация роста и развития.
Слайд 13Закономерности
онтогенетического развития
Гетерохронность развития. Системогенез.
Непрерывность.
3. Необратимость.
4. Последовательность.
5.
Индивидуальность.
Слайд 14Схема процессов роста и развития
Слайд 15Схема возрастной периодизации онтогенеза человека
Слайд 16Характерные особенности критических, сенситивных и
кризисных периодов онтогенеза (по В.П. Рыбакову,
2003)
Слайд 17Периоды сенситивного развития физических качеств
и психомоторных функций в детском и
подростковом возрасте (по А.Г. Сухареву, 1991)
Слайд 19 Основные источники:
Основная литература
Медико-биологические
основы дефектологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р.
И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 224 с Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/mediko-biologicheskie-osnovy-defektologii-437219 (дата обращения: 05.04.2019).
Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06932-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/420465 (дата обращения: 09.07.2019).
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Аспект-Пресс», 2000. (ЭБ САФУ)
Слайд 20Дополнительные источники:
Мануэль, Ф.К. Невропатология аутизма: обзор современной литературы. [Электронный ресурс]
/ Ф.К. Мануэль, М. Меган, М.С. Тато. — Электрон. дан.
// Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2. — С. 5. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/294863 — Загл. с экрана.
Комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Л.Г. Ажевская [и др.]. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 96 с. — ISBN 978-5-9765-3811-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119077 (дата обращения: 09.07.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Слайд 21Интернет-ресурсы
Институт коррекционной педагогики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики Российской академии образования». – Электрон. дан. – М.,
2010– . – Режим доступа: https://ikprao.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Институт проблем инклюзивного образования [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Институт проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета (ИПИО МГППУ). – Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: http://www.inclusive-edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Дефектолог.ру http://www.defectolog.ru
Особое детство http://www.osoboedetstvo.ru
Дефектологический словарь http://www.defectology.ru/
Аутизм http://www.autism.ru
Альманах Института коррекционной педагогики http://alldef.ru/ru/