Слайд 1Сферы корпоративной социальной ответственности
Домрачев С.С. к.ф.н., доцент
Слайд 2Определение
сфера корпоративной социальной ответственности – область социально-экономических отношений, возникающих в
результате использования материально-вещественных факторов производства, в процессе организации хозяйственной деятельности
и оказания обществу социально значимых услуг.
Слайд 3Стандарты корпоративной социальной ответственности
Стандарты корпоративной социальной ответственности разрабатываются с учетом
руководящих принципов, зафиксированных в документах авторитетных международных организаций (Руководящие принципы
Организации экономического сотрудничества и развития для транснациональных корпораций (OECD Guidelines for Multinational Enterprises);
Нормы ООН относительно обязанностей компаний в области прав человека (UN Human Rights Norms for Business);
Глобальный договор ООН (Global Compact);
Соглашения Международной Организации Труда (МОТ) (ILO Conventions);
Глобальные принципы Салливана (Global Sullivan Principles)).
Слайд 4Российские стандарты КСО
Основными российскими документами, характеризующих социальную ответственность и регламентирующих
социально ответственное поведение предприятий являются:
- Социальная хартия российского бизнеса, разработанная
Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП);
- Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, утвержденный Ассоциацией менеджеров России;
- Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ) «12 принципов ведения дел в России».
Слайд 5Основные сферы КСО
1. Технико-технологическая сфера;
2. Организационно-экономическая сфера;
3. Внепроизводственная сфера;
Слайд 61. Технико-технологическая сфера
Промышленная безопасность, охрана и безопасность труда, ресурсосбережение,
утилизация отходов, качество производимой продукции, развитие инновационных процессов образуют технико-технологическую
сферу корпоративной социальной ответственности и реализуются в следующем:
- соблюдение законодательства об охране труда исходя из приоритета сохранения жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
- создание и развитие нормативно-правовой базы и механизма управления промышленной безопасностью, безопасностью труда на основе постоянно совершенствуемых норм и стандартов;
- создание благоприятных возможностей для общественного контроля в области промышленной безопасности и охраны труда;
Слайд 71. Технико-технологическая сфера
- выявление источников опасности и вреда для здоровья
и жизни людей, связанные с производством и принятие мер по
их устранению или максимальному смягчению их действия;
- организация предупредительных мер по диагностированию и лечению заболеваемости работающих;
- соблюдение законодательства и других нормативных актов, направленных на защиту материнства и создание здоровых и безопасных условий для беременных женщин;
- использование передовых технологий и методов управления для снижения объемов образования отходов, минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и сохранения природных ресурсов;
- совершенствование технологии производства, внедрение инновационных технологий, обновление оборудования;
Слайд 81. Технико-технологическая сфера
- соблюдение приоритета превентивных мер по охране окружающей
среды на всех стадиях производственного цикла;
- принятие мер к последовательному
сокращению количества выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов, снижению их токсичности за счет использования современных природоохранных технологий, оборудования, материалов и методов управления;
- проведение научно-исследовательских работ по природоохранной тематике, направленных на снижение потребления ресурсов и утилизацию отходов;
- проведение работ по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений, и других природоохранных объектов;
Слайд 91. Технико-технологическая сфера
- обеспечение производства продукции, работ, услуг надлежащего качества,
безопасных и надежных, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством
и другими нормативными актами;
- осуществление мер по добровольной сертификации, стандартизации продукции, работ, услуг на основе ГОСТов, технических условий, фирменных стандартов и т.п.;
- создание условий, препятствующих производству и распространению контрафактной продукции, работ, услуг.
Слайд 102. Организационно-экономическая сфера
Социальное партнерство в сфере труда, взаимоотношение с работниками,
развитие персонала и профессиональная подготовка, организация и уровень оплаты труда,
соблюдение договорных обязательств с партнерами, ценовая политика, выполнения обязательств по уплате налогов и сборов составляют содержание корпоративной социальной ответственности в организационно-экономической сфере и реализуются в следующем:
- построение взаимоотношений с работниками на основе социального партнерства, заключения соглашений, коллективных и трудовых договоров;
- соблюдение прав работников на создание профсоюзных организаций и участие в них;
- соблюдение установленных законом и другими нормативными актами прав работников в сфере труда;
Слайд 112. Организационно-экономическая сфера
- признание прав работников на достойное и своевременное
вознаграждение за результаты труда;
- установление минимально гарантированного уровня оплаты труда
в организациях для всех профессионально-квалификационных групп работников на уровне не ниже предусмотренного областным трехсторонним Соглашением;
- прозрачность заработной платы и ее своевременная выплата, объективность системы оплаты и мотивации труда работников;
- регулярная индексация заработной платы на основе индекса потребительских цен;
- периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда;
- предотвращение любых форм дискриминации и принудительного труда;
Слайд 122. Организационно-экономическая сфера
- соблюдение законов и других нормативных актов, в
том числе договорного характера, определяющих длительность и режим работы на
предприятии (в течение рабочего дня, недели и т.д.);
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее предусмотренной законами и другими нормативными актами (в том числе, договорного характера);
- способствование раскрытию профессиональных и личных способностей работников, поддержание их инициатив в решении принципиальных вопросов развития предприятий, в том числе через выполнение коллективных договоров и соглашений;
- развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду;
Слайд 132. Организационно-экономическая сфера
- внедрение эффективных систем подготовки, переподготовки и постоянного
повышения квалификации персонала, в том числе для освоения работниками новых
профессий;
- создание возможностей работникам, которые могут быть уволены в результате модернизации производства или структурных изменений, для переподготовки, повышения квалификации и получении новых профессий;
- использование современных систем оценки и аттестации персонала, позволяющие объективно оценивать вклад работников, обоснованно формировать кадровый резерв на выдвижение, производить ротацию персонала;
- поддержка, материальное и моральное стимулирование изобретателей и рационализаторов;
Слайд 142. Организационно-экономическая сфера
- проведение политики найма, сочетающей эффективность и социальную
ответственность (конкурсный отбор кандидатов, их испытание и обучение в процессе
практической работы, равенство по половому, национальному, возрастному и иным признакам при найме на работу);
- создание новых рабочих мест (в том числе, для инвалидов);
- подбор квалифицированных кадров путем предоставления полной и своевременной информации о наличии свободных рабочих мест в органы государственной службы занятости населения;
- сочетание трудовых обязанностей молодых работников с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития;
- недопущение применения труда нелегальных работников;
- развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения работников организаций за счет средств работодателя;
Слайд 152. Организационно-экономическая сфера
- создание условий для развития долевого участия работника
в формировании собственных пенсионных накоплений;
- справедливое ценообразование, добросовестная конкуренция
и реклама, соблюдения договорных и этических норм ведения бизнеса;
- обеспечение прозрачности хозяйственных операций для собственников, своевременное и полное раскрытие информации о результатах деятельности;
- обеспечение собственникам (акционерам, участникам) права участия в управлении предприятием путем принятия решений по наиболее важным вопросам его деятельности в соответствии с законодательством и учредительными документами;
- установление прозрачного и понятного механизма определения размера и доли прибыли, направляемой на выплату собственникам (акционерам, участникам);
- добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.
Слайд 163. Внепроизводственная сфера
Дополнительное социальное обеспечение работников, членов их семей, формирование
гражданского общества, благотворительная деятельность, развитие местного сообщества, участие в решении
социально-экономических проблем региона, информационная открытость составляют содержание внепроизводственной сферы корпоративной социальной ответственности и реализуются в следующем:
- стремление к партнерскому сотрудничеству на благо комплексного социально-экономического развития региона, создания благоприятного делового климата;
- стремление к гибкому подходу в изыскании возможностей софинансирования, соучастия, разделения ответственности с государством и местным самоуправлением в ходе социально-экономического развития территорий;
- долевое участие в социальных программах федерального, регионального и муниципального уровней;
Слайд 173. Внепроизводственная сфера
- осуществление работникам выплат социального характера и предоставление
услуг за счет средств работодателя (организация лечения, питания, проезда к
месту работы, мероприятий по формированию здорового образа жизни и др.);
- предоставление путевок на санаторно-курортное лечение с полной или частичной компенсацией их стоимости для работников и членов их семей;
- оказание помощи женщинам-работницам предприятия, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, включая своевременную выплату ежемесячного денежного пособия не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в пределах срока, установленного законодательством;
- содействие работающим матерям в устройстве детей в детские дошкольные учреждения;
Слайд 183. Внепроизводственная сфера
- предоставление населению доступа к социально-бытовой инфраструктуре предприятий;
- оказание финансовой, организационной и иной поддержки региональным образовательным и
научно-исследовательским организациям;
- материальное стимулирование молодежи, обучающейся в учебных заведениях всех уровней;
- содействие движению студенческих трудовых отрядов с целью получения студентами практики по приобретаемой профессии, а также для выполнения общественно значимых работ в каникулярный период и в свободное от учебы время, путем:
- оказание помощи в организации профессиональной ориентации учащихся, обучение учащихся школ трудовым навыкам, организация экскурсий на предприятия;
Слайд 193. Внепроизводственная сфера
- оказание поддержки и помощи инвалидам, многодетным и
малоимущим семьям, ветеранам войны и труда, одиноким престарелым, детям из
неблагополучных семей, сиротам и оставшимся без попечения родителей, семьям погибших солдат и офицеров, беженцам посредством дотаций для оплаты лечения, лекарств, улучшения жилищно-бытовых условий, посещения различных культурных мероприятий, и др.;
- создание и содержание мест и зон отдыха, благоустройство территорий;
- налаживание шефских связей с местными организациями социальной сферы, включая детские дома, детские дошкольные учреждения, школы, больницы, дома инвалидов и престарелых и др.;
- оказание поддержки творческим личностям и коллективам, театрам, музеям, спортивным командам, общественным, религиозным и благотворительным организациям;
- информирование общества о своей деятельности в области корпоративной социальной ответственности.
Слайд 20Индикаторы КСО
Формой подтверждения следования предприятия требованиям настоящего стандарта является
его отчетность по индикаторам корпоративной социальной ответственности, отражающим технико-технологическую, организационно-экономическую
и внепроизводственную результативность.
Помимо обязательного перечня индикаторов предприятие вправе самостоятельно выбирать показатели, которые считает необходимым указать в качестве характеристики своей корпоративной социальной ответственности.
Слайд 21Индикаторы должны обладать следующими свойствами:
- верифицируемость – сообщаемые данные
и информация должны быть систематизированы, проанализированы и представлены таким образом,
чтобы их достоверность могла быть проверена посредством внутреннего или внешнего аудита;
- полнота – представляемая информация соответствует заявленным границам, сферам и временным рамкам документа;
- значимость – в отчетность включаются показатели, имеющие высокую значимость для оценки уровня корпоративной социальной ответственности предприятия;
- точность – сообщаемая информация должна быть представлена с такой степенью точности, которая позволяет использовать ее для принятия эффективных решений;
Слайд 22Индикаторы должны обладать следующими свойствами:
- объективность – при отборе и
представлении информации необходимо избегать предвзятости и стремиться представить сбалансированную картину
результативности для различных групп заинтересованных сторон;
- сопоставимость – информация должна предоставлять возможность самооценки и сопоставления результатов во времени и со значениями, рекомендуемыми нормативными актами, договорами, достигнутыми в практике других предприятий, среднестатистическими;
- ясность – представляемая информация должна быть понятна максимальному количеству пользователей, в то же время сохраняя приемлемый уровень детализации.