Слайд 1Школы социологии ХХ века
Выполнили:
Бородачева Юлия
Кожевникова Анна
Слайд 2Символический интеракционизм
Создателем этой теории считается Джорж Мид
(1863—1931).
Продолжателем стал
Герберт Блумер (1900-1987), который и открыл для науки эту теорию.
Интеракционализм означает взаимодействие.
Слайд 3 Эта теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов.
Символ – это язык, жесты, знаки, передающие информацию.
Слайд 4Основные тезисы этого учения:
3. В процессе социального взаимодействия люди учатся
смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных
существ.
1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие.
2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия.
Слайд 57. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации
процессов межличностного общения.
4. Люди обладают способностями использовать смыслы и
символы, исходя из конкретной ситуации.
5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности.
6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества.
Слайд 6 Социальный мир, по Миду, — это
мир значений. Человек не соотносится с реальностью на прямую, а
лишь через использование интерпретивных механизмов.
Главная задача процесса взаимодействия, по Миду, — прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Слайд 7
личностного «Я»(набора спонтанных желаний и потребностей);
"Я" индивида состоит из:
2)
«Мы»(усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека);
3) акта взаимодействия.
Слайд 8Механизм формирования значений — это набор действий, в ходе которых
индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему
значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение.
Слайд 9Структурный функционализм
Основоположниками считаются: американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), который в
своих исследованиях опирался на классические концепции Г. Спенсера и Э.
Дюркгейма, а также Роберт Мертон (1910-2003).
Слайд 10Эта теория трактует общество как социальную систему, имеющую свою структуру
и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную
функцию.
Слайд 11Общество рассматривается как система;
2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения
взаимосвязанности ее частей;
3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть
в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).
Основные положения:
Слайд 12Мертон, модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер,
устранил недостатки связанные с динамическими аспектами. Он ввел дополнительные категории
к описанию «функций»:
дисфункция, понятие, характеризующее то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие;
нонфункция — функция, не имеющая большого значения для системы;
явная и латентная(скрытая) функция, т. е. в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие — нет(они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования.
Слайд 13Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны
и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города,
социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.
Слайд 14Структурализм
Основные представители:
Клод Леви-Строс (антропология)
Роман Якобсон (лингвистика)
Ролан
Барт
Мишель Фуко
Жак Лакан (психоанализ)
Жан Пиаже (психология)
Николя
Бурбаки (математика)
Слайд 15Одним из основных его положений является утверждение о том, что
социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а
определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением.
Слайд 16Структурализм ставит своей целью объяснить, как данные социальные институты, которые
могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий
опыт.
Слайд 17Теория социального обмена
Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (1910- 1989)
и Питер Блау (1918-2002).
Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа»(1950),
«Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967).
Слайд 18В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию
и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по
аналогии с рыночным обменом, т. е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Он считал, что структурно-функциональный анализ и марксизм слишком абстрактны и эмпирически не обоснованы.
Слайд 19Исходная единица социологического анализа — элементарное социальное поведение, т. е.
непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из
действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек, по Хомансу, обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать.
Слайд 20Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и
издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена).
В
сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение).
Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное.
Слайд 21Питер Блау объясняет межличностный обмен в категориях социального конфликта, интеракционизма
и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и
распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен — это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений.
Слайд 22Согласно принципам обмена: Чем большую выгоду человек ожидает от другого,
осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять
эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация — пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.
Слайд 23Феноменологическая теория
Феномен означает явление.
Представителем этой теории является Альфред Щюц (1899-1959).
Слайд 24Феноменология — наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью.
Он
формирует феноменологию, интересующуюся рефлексией (самопониманием). Рефлексия — объект изучения, цель
— изучение жизненного мира. Жизненный мир — это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами.
В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии — то, как человек воспринимает мир.
Слайд 25Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный
набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных
ситуаций, т. е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный,(который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов.
Слайд 26Обыденное знание, по Щюцу, — это одновременно рациональное и моральное.
Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает
то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность — это общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей.
Слайд 27Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной
жизни. Социальный мир — это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям
присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т. е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.
Слайд 28Бихевиоризм
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон
(1858-1978).
Одним из сторонников бихевиористского движения был Эдвард Торндайк
(1874-1949).
Слайд 29Суть теории состоит в том, что она на первое место
выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления
социальной системы, которая происходила в рамках структурно-функционального подхода. Другой особенностью этого направления была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.
Слайд 30Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе
реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось
в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Бихевиоризм существует в основном в двух крупных теориях — теории социального обмена и символического интеракционизма.
Слайд 31Теория социального конфликта
Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис
Козер (1913-2003).
Его труды: «Функции
социального конфликта»(1956), «Исследования социального конфликта»(1967).
Слайд 32И немецкий социолог Ральф Дарендорф(1929-2009).
Его труды: «Выход из утопии»(1967)
«Очерки по теории общества»(1968).
Слайд 33Современная теория социального конфликта возникла как реакция на широкое распространение
в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы — структурно-функционального анализа.
Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, — вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами существующими реально в обществе. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.
Слайд 34Козер считал, что стабильность не может исчерпывать состояние общества, кроме
стабильности необходим и конфликт .
По Козеру, социальная система предполагает неравное
распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов.
Слайд 35Козер, исследуя положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе,
выделяет:
1. функция разрядки напряженности между враждующими группами.
2. Коммуникативно-информационная функция:
в результате конфликта люди лучше узнают друг друга, через конфликт люди проверяют друг друга.
3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы.
4. Функция стимулирования социальных изменений.
Слайд 36Конфликт препятствует оскудению и стагнации(застою) общественных порядков. Он порождает новые
нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение
потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта.
Слайд 37 Несколько иную цель преследовал Р. Дарендорф, доказывал, что теория
конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта — антогонизм
власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. Дарендорф говорит, что причины конфликтов — это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт — естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.