Слайд 1Сигналы светофора и регулировщика
СВЕТОФОР
Педагог дополнительного образования: Станкевич А.В.
Слайд 2Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Любой из нас с самого детства знает,
что красный сигнал светофора запрещает движение, зелёный сигнал разрешает движение,
а жёлтый - предупреждает о смене сигналов.
Но далеко не каждый знает, как работает современный «продвинутый» транспортный светофор.
Слайд 3Классический трёхсекционный транспортный светофор.
К красному сигналу добавился жёлтый. Через пару
секунд они оба одновременно погаснут, и включится зелёный.
На экзамене в
ГИБДД вас будут спрашивать: «Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?».
Ответ не должен вызывать у вас сомнений – кратковременное сочетание красного и жёлтого сигналов информирует водителей о том, что скоро включится зелёный сигнал
Слайд 4Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и
можно двигаться во всех направлениях (если, конечно, знаками или разметкой
не дано иных указаний).
Но не торопитесь начинать движение. Сначала нужно убедиться, остановились ли те, кому сейчас загорелся красный. Кто-то может просто не успеть остановиться, а кто-то ну очень спешит и готов проскочить перекрёсток, пусть даже, рискуя жизнью (ладно бы только своей, но ведь и чужой тоже).
Слайд 5Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Зелёный погорел, погорел и замигал.
И опять-таки на
экзамене в ГИБДД кому-то обязательно достанется этот вопрос: «Что означает мигание
зелёного сигнала светофора?».
И снова ответ очевиден – мигание зелёного сигнала информирует водителей о том, что время его действия истекает и скоро включиться жёлтый.
А можно ли двигаться на зелёный мигающий?
Не сомневайтесь, можно. Время действия его истекает, но ещё не истекло! Другое дело, что мигать зелёный будет не долго – всего три раза мигнёт, а потом погаснет.
Слайд 6Классический трёхсекционный транспортный светофор.
И следом загорится жёлтый. Одинокий жёлтый тоже
будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится
на красный, и цикл начнётся сначала.
А теперь представьте, что жёлтый включился, когда до стоп-линии осталось 5 – 10 метров. При скорости 60 км/час, удержать машину можно только, применив экстренное торможение, да и то, останавливаться придётся уже на перекрёстке, переехав за стоп-линию. Начинающие водители частенько так и делают (резко тормозят на жёлтый), и если следом ехал агрессивный «опытный водитель», то удар сзади новичку в этой ситуации гарантирован.
А между тем Правила запрещают резкое торможение везде и всюду (за исключением случаев, когда надо предотвратить ДТП) и разрешают движение на жёлтый сигнал светофора (если плавно остановиться перед стоп-линией уже невозможно)
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14.
"Водителям, которые при включении жёлтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается продолжить дальнейшее движение".
Слайд 7Классический трёхсекционный транспортный светофор.
Наступила ночь, транспортный поток спал, теперь разумнее
перевести светофор в режим «жёлтого мигающего сигнала». До утра ни
красный, ни зелёный включаться не будут, всю ночь будет мигать жёлтый.
Вопрос: «Что означает мигание желтого сигнала светофора?».
Ответ – разрешает движение и предупреждает о том, что перекрёсток стал нерегулируемым (или пешеходный переход стал нерегулируемым). В этом случае движение осуществляем по знакам приоритета.
Слайд 8
Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).
Классический трёхсекционный
светофор могут оснастить дополнительной секцией (справа или слева) или двумя
дополнительными секциями (справа и слева).
Такая «рационализация» даёт возможность существенно увеличить пропускную способность перекрёстка, важно только, чтобы водители правильно понимали сигналы такого светофора.
И, прежде всего, необходимо понимать, что движение в направлении стрелки разрешено только тогда, когда дополнительная секция включена.
Например, сейчас движение направо открыто. Причём только направо и больше никуда! Все кому нужно в других направлениях, должны стоять и дожидаться включения основного зелёного сигнала.
Слайд 9Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).
Основной зелёный
включился, и обратите внимание – на основном зелёном сигнале нанесены
чёрные контурные стрелки. На трёхсекционном светофоре такого не было, а для светофора с дополнительной секцией наличие контурных стрелок на основном зелёном – это обязательная принадлежность!
И сейчас движение разрешено только в направлениях, указанных контурными стрелками.
Слайд 10Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).
А вот
сейчас движение открыто во всех направлениях.
Слайд 11Если светофор трёхсекционный, то включение зелёного сигнала открывает движение во
всех направлениях. Но при этом общий принцип безопасности никто не
отменял – со всех полос можно прямо, направо – с правой полосы, налево и на разворот – с левой полосы.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Во всех.
2. Только прямо или направо.
В каких направлениях может продолжить движение водитель синего автомобиля?
1. Во всех.
2. Только прямо, налево или в обратном направлении.
Слайд 12А вот сейчас знаками даны иные указания. И мы помним,
что знаки (или разметка), разрешающие поворот налево, разрешают и разворот. Но
разворот всегда должен выполняться только с крайней левой полосы!
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Только прямо или налево.
2. Прямо, налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель синего автомобиля?
1. Только налево.
2. Налево или в обратном направлении.
Слайд 13Перед перекрёстком установлены знаки «Направление движения по полосам». Водитель коричневого
автомобиля намерен повернуть направо, и он мог бы сейчас это
сделать, но ему мешает стоящий у стоп-линии красный автомобиль. Водитель красного автомобиля намерен двигаться прямо, и дожидается разрешающего сигнала светофора.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля после того, как включится основной зелёный сигнал светофора?
1. Прямо или направо.
2. Только направо.
Что должен был сделать водитель красного автомобиля, если он намерен двигаться прямо?
1. Можно сейчас выехать за стоп-линию и перестроиться на левую полосу.
2. Необходимо было перестроиться на левую полосу при подъезде к перекрёстку.
Слайд 14При отсутствии знаков или разметки, устанавливающих иной порядок движения на перекрёстке,
движение прямо разрешено со всех полос. Поэтому сейчас водитель красного
автомобиля ничего не нарушает, дожидаясь основного зелёного сигнала, чтобы проехать прямо.
Но всё это время, пока он стоит, сзади будут сигналить. И если вы не хотите оказаться на его месте, то лучше и в этой ситуации заранее перестроиться на левую полосу.
Хотя, повторяю, сейчас вы ничего не нарушаете. И если у вас устойчивая психика, можете стоять и посылать их всех обратно.
Что должен был сделать водитель красного автомобиля, если он намерен двигаться прямо?
1. Можно сейчас выехать за стоп-линию и перестроиться на левую полосу.
2. Необходимо было перестроиться на левую полосу при подъезде к перекрёстку.
Слайд 15О чём информирует водителей контурная стрелка на зелёном сигнале светофора?
1. На
этом перекрёстке движение всегда разрешено только прямо.
2. На этом перекрёстке движение
направо и налево регулируется дополнительными секциями светофора.
Слайд 16В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Прямо или
налево.
2. Только прямо.
А что он должен делать, если ему нужно направо?
1. Придётся
ехать до следующего перекрёстка.
2. Нужно постоять у стоп-линии и дождаться, когда включиться стрелка направо.
Слайд 17Особенные светофоры, предназначенные для регулирования движения в определённых направлениях.
Вы подъезжаете
к перекрёстку и видите вместо одного светофора целых три (по
числу полос в вашем направлении).
Следует предположить, что действие каждого светофора распространяется только на ту полосу, над которой он висит. А раз везде включен красный сигнал, значит движение со всех полос запрещено.
- Но почему вместо привычного круглого сигнала горят красные стрелы?
- Это сделано для того, чтобы водители, подъезжая к перекрёстку, могли заранее перестроиться на нужную им полосу.
Слайд 18И на желтом сигнале будут гореть те же стрелы, информирующие
водителей о том, в каких направлениях им будет разрешено движение
с данной полосы, когда включится зелёный сигнал.
Слайд 19Вот теперь движение разрешено со всех полос. НО! Необходимо придерживаться
тех указаний, которые продиктованы стрелами на сигналах светофоров.
Слайд 20В каких направлениях может продолжить движение водитель синего автомобиля?
1. Прямо или
налево.
2. Налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение
водитель коричневого автомобиля?
1. Прямо или налево.
2. Прямо, налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Прямо или направо.
2. Водитель красного автомобиля обязан остановиться у стоп-линии и дождаться зеленого сигнала.
Слайд 21Что означает эта стрела на красном сигнале светофора?
1. На этом перекрёстке
движение прямо запрещено.
2. Эта стрела на красном сигнале информирует водителей о
том, что такая же стрела будет и на жёлтом, и на зелёном сигнале. И когда зелёный включится, движение будет разрешено только прямо.
Слайд 22Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Наиболее опасные пересечения на пути
движения водителя – это нерегулируемый пешеходный переход и нерегулируемый перекрёсток.
На этих пересечениях водители должны самостоятельно определять очерёдность проезда, руководствуясь соответствующими требованиями Правил.
Безопасность движения можно существенно повысить, если установить на таких пересечениях простейшие светофоры с одним жёлтым мигающим сигналом. Беспрерывное мигание жёлтого сигнала заранее информирует водителя о приближении к нерегулируемому перекрёстку или пешеходному переходу.
Слайд 24Реверсивные светофоры.
До недавнего времени дороги с реверсивным движением у нас
были, чуть ли не экзотикой (хотя в Правилах они были
всегда).
А сегодня изредка уже можно увидеть вот такое предупреждение.
Слайд 25Реверсивные светофоры
И вот он – участок дороги с реверсивным движением.
На проезжей части соответствующая разметка (сдвоенные прерывистые линии с длинными
штрихами), а над полосами, выделенными для реверсивного движения, висят реверсивные светофоры.
Сейчас на всех светофорах нам включены зелёные стрелы, и пока они горят, эти три полосы отданы для движения в нашем направлении.
Слайд 26Реверсивные светофоры
На этом участке дороги для реверсивного движения выделена только
одна полоса. И сейчас на реверсивном светофоре нам горит красный
крест. И, следовательно, сейчас реверсивная полоса отдана водителям встречного направления.
Слайд 27Реверсивные светофоры
В нашей стране принято правостороннее движение транспорта и, в
принципе, каждому понятно, что, освобождая реверсивную полосу, перестраиваться нужно вправо.
Тем
не менее, Правила предусмотрели и трёхсекционный реверсивный светофор – жёлтая стрела, во-первых, информирует о предстоящей смене сигнала, а, во-вторых, показывает водителям, куда надо перестраиваться, освобождая реверсивную полосу.
Сейчас водителю синего джипа пора включать правые указатели поворота и незамедлительно перестраиваться вправо. На следующем по ходу реверсивном светофоре уже будет гореть красный крест.
Слайд 28Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Слайд 29Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Для регулирования движения транспорта
через железнодорожные переезды Правила предусмотрели целых три типа светофоров.
Это может
быть либо один красный сигнал, мигающий с частотой раз в секунду.
Слайд 30Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Либо два попеременно мигающих
красных сигнала.
Слайд 31Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Либо вместе с двумя
красными сигналами может быть установлен ещё сигнал бело-лунного цвета, который,
если включен, то тоже мигает с частотой раз в секунду.
Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
Слайд 32
допускается применение на железнодорожном переезде и обычных транспортных светофоров
Слайд 33Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Слайд 34Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Регулирует движение маршрутных транспортных средств,
движущихся по выделенной для них полосе.
Сейчас на светофоре включены все
четыре бело-лунных сигнала и, следовательно, трамвай (автобус, троллейбус) могут двигаться во всех направлениях.
Слайд 35Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Если включены нижний сигнал и
левый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение налево.
Слайд 36Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Если включены нижний сигнал и
средний верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение прямо.
Слайд 37Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Если включены нижний сигнал и
правый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение направо.
Слайд 38Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.
Если нижний сигнал не горит,
тогда трамваю (автобусу, троллейбусу) включен «кирпич» - въезд на перекрёсток
запрещен
Слайд 39Сейчас трамваю разрешено прямо или налево, а нам – прямо
или направо.
Действительно, бесконфликтное движение.
Слайд 40Сейчас трамваю разрешено прямо или направо, а мы будем стоять
у стоп-линии.
И снова никакого конфликта.
Слайд 41А вот сейчас трамвай будет стоять, а нам можно во
всех направлениях.
Слайд 42В каком случае такой светофор могут применить для регулирования движения
автобусов и троллейбусов?
1. В случае если это маршрутные автобусы и троллейбусы.
2. В
случае если это маршрутные автобусы и троллейбусы и они двигаются по специально выделенной для них полосе.
Слайд 45Палка вверх устремлена – всем стоять велит oнa!
Слайд 46Если палка смотрит вправо, ехать нe имеешь права
Слайд 47Если палка смотрит в рот, делай правый поворот
Слайд 48Если палка смотрит влево, поезжай как кoрoлeвa!!!
Слайд 49«Голые» грудь и спина — для водителя стена
Слайд 51Регулировщик и трамвай
(едет только из рукава в рукав)
Слайд 53При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны
остановиться перед стоп-линией
Слайд 54а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью
(с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
(Водитель, въехавший
на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.)
Слайд 55перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
(В
случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у
стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.)
Слайд 56в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая
помех транспортным средствам и пешеходам,
движение которых разрешено
Слайд 57Водители и пассажиры должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика,
даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или
разметки.
Регулировщик может разрешать, но может и требовать!
Сейчас регулировщик разрешает движение.
А вот сейчас регулировщик явно требует, чтобы водитель перестроился на край проезжей части и остановился.
Слайд 58Регулировщик – главное лицо на дороге. Он отменяет действие сигналов
светофора
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Ни в
каком.
2. В любом.
В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Только направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель розового автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Только направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель чёрного автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Только прямо.
Слайд 59Регулировщик – главное лицо на дороге. Он отменяет действие знаков
приоритета.
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Ни в
каком.
2. Только направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Прямо или направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель чёрного автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Прямо или направо.
Слайд 60Да, регулировщик – главное лицо на дороге. Да, он отменяет
действие сигналов светофора и знаков приоритета. Но в данной ситуации
он не вмешивается в порядок движения, установленный на перекрёстке другими знаками или разметкой.
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля?
1. Прямо или направо.
2. Только направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель розового автомобиля?
1. Только прямо.
2. Прямо или направо.
В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля?
1. Ни в каком.
2. Только направо.