Слайд 1«Сикстинская Мадонна»
Рафаэль Санти
Малахов Дмитрий
Слайд 2Общие данные
Автор: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская Мадонна»
Год и место создания:
Полотно было создано Рафаэлем в 1512—1513 годах для алтаря церкви
монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.
Размеры: 265 × 196 см (монументальное полотно)
Материал: Холст, масло
Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
Слайд 3Форма
Гармония объемов и пространства
Композиция. На картине изображены Мадонна с младенцем
в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием
II, и Святой Варвары (мощи этих святых находятся в церкви св. Сикста). Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции.
Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчеркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову.
Слайд 4Композиция
Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц
и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде
страданий и смерти Христа.
Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.
Поскольку имя св. Сикста происходит от латинского «шесть», Рафаэль изобразил его с шестью пальцами на правой руке. На картине также шесть фигур.
Слайд 5Сюжет
В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем
более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается.
На лице её нечто не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находят, в каком то таинственном соединении, всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мерная, постоянная, не могущая уже возмутить ясности душевной. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного; а для неё уже нет случая – всё свершилось); но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.
Она не поддерживает младенца, но руки её смиренно и свободно служат ему престолом: и в самом деле, эта Богоматерь есть не иное что одушевлённый престол божий, чувствующий величие сидящего. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. И в его глазах есть тот же никуда не устремленный взор; но эти глаза блистают как молнии, блистают тем вечным блеском, которого нечто не произвести, не изменить не может. Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено, другая как будто готова подняться и простереться над небом и землёю.
Слайд 6Тема картины
тема (идея, цель)
Образ вечной женственности и
материнства
эмоциональное содержание
Светлая печаль матери, знающей судьбу своего сына
выражена гармонично-величественно и пронзительно остро
мотив, символы.
Занавес раздвинут перед явлением чуда. Шестипалый св. Петр, ангелочки.
Слайд 7Стиль, направление художника
характерные форма и черты
Эпоха Возрождения, где
человек всегда составляет центр композиции; именно он является главным героем
драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине.
почерк художника, своеобразие
Гармония во всем.
Слайд 8Интересные факты
Рафаэлевы ангелы — мотив многочисленных открыток и постеров
Два ангелочка,
изображенные на картине, являются мотивом многочисленных открыток и постеров.
После
Великой Отечественной войны картина находилась на реставрации в Москве и в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден.
Слайд 9Заключение.
«Сикстинская Мадонна» – известнейшее и лучшее произведение Рафаэля Санти.