Слайд 1Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №30
г.Подольска Московской области
Митрофанская Анжела Петровна
Система уроков по комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор»
Слайд 2Цели урока: 1.Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать
содержание комедии.
Урок 1.
Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох в уездном городе. Комментированное
чтение
I действия.
Слайд 3История создания комедии и источник сюжета
Н.В.Гоголь очень любил театр и
имел замечательную способность юмористически изобразить человека.
А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя,
посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Слайд 4Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о
Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина
и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Н.В.Гоголю.
Слайд 5Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Проверка индивидуальных
домашних заданий.
Постановка пьесы «Ревизор»
в Москве.
Слайд 7 «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу
всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости,
какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Идейный замысел Гоголя
Слайд 8Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «О драматических произведениях».
Задание: дома
выписать значения терминов «драма» (в широком смысле), «трагедия», «комедия», «драма»
(в узком смысле).
Особенности драматического произведения
Слайд 9Познакомьтесь с действующими лицами.
Как называются такие имена и фамилии персонажей,
которые характеризуют их?
Запишите в тетрадях заголовок «Средства комического изображения». На
каждом уроке мы будем этот список пополнять.
Говорящие фамилии;
Ирония;
Гипербола;
Саморазоблачение.
Комментированное чтение I действия
Слайд 10Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?
Обобщение
Слайд 11 Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?
Известие
о приезде ревизора.
Почему известие о ревизоре
переполошило весь город?
Обобщение
Слайд 12Перечитать I действие.
Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.
Домашнее задание
Слайд 13Цели урока: 1.Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. 2.Собирать
материал о различных формах комического изображения героев.
Урок 2.
Визит Городничего в
гостиницу.
II действие.
Слайд 14Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие
эпизоды являются элементами развития действия?
Слайд 15Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие
эпизоды являются элементами развития действия?
Завязка.
Известие о приезде
ревизора.
Слайд 16Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие
эпизоды являются элементами развития действия?
Развитие действия.
Городничий даёт распоряжения
чиновникам.
Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице.
Городничий отправляется в гостиницу.
Слайд 17В чём особенность драматических произведений?
Назовите основные виды драматических произведений. Чем
они отличаются друг от друга?
Почему «Ревизор» – это комедия?
Какие средства
комического изображения встречаются в I действии?
Проверим ваше знание литературоведческих терминов.
Слайд 18Замечания о речи Городничего в
I действии.
Городничий разговаривает с чиновниками,
т.е. со «своими».
Он делает им замечания, даёт советы.
В выражениях не
стесняется.
Начальственный тон, затем нотки страха.
Слайд 19Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;
Это речь начальника,
не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
Это речь
малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
Выводы
Слайд 20 Элементы комического изображения:
Жизнеописание Хлестакова;
Контраст мечты и реальности;
Сочетание страха и
гонора;
Текст вслух и в сторону, разница между ними.
Речь героев:
Определяется ситуацией;
У
Городничего речь – маска;
Хлестаков искренен в речи.
Комментированное чтение II действия.
Обобщение наблюдений.
Слайд 21Прочитать II и III действия комедии.
Выучить записи в тетради.
Домашнее задание
Слайд 22Урок 3.
«Коронование» Хлестакова.
III действие.
Слайд 23Прочитайте диалог Городничего и Хлестакова (II действие, явление 8).
Кратко перескажите
III действие (явления 1-4).
Из явления 2 прочитайте реплику Анны Андреевны
о записке мужа.
Комический приём – накладка текстов.
Прочитайте явления 5 и 6.
Кратко перескажите явления 7-11.
Слайд 24Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает
ли он верность правде теперь? Почему?
О чём Хлестаков врёт?
Как характеризует
Хлестакова его речь?
Беседа по содержанию III действия
Слайд 25В речи Хлестакова перепутаны разные стили;
Речь Хлестакова показывает его полное
безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.
Слайд 26
Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
Почему можно сказать,
что Хлестакова «короновали»?
Слайд 27Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
Элементы комического:
Накладки текстов;
Путаница (в пословице);
Ирония и намёк;
Гротеск
вранья Хлестакова (фантастическое сочетание ужасного и смешного).
Обобщение наблюдений
Слайд 28
Составить план IV действия.
Прочитать V действие.
Домашнее задание
Слайд 30
Парад чиновников.
Обзор содержания IV действия
Картина I
Слайд 31
Хлестаков и жалобщики.
Обзор содержания IV действия
Картина II
Слайд 32
Волокитство Хлестакова
Обзор содержания IV действия
Картина III
Слайд 33
Проводы Хлестакова
Обзор содержания IV действия
Картина IV
Слайд 34Чем являются данные события в сюжетном плане?
Обобщение
Слайд 35Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии
действия)
Что создавало комический эффект в этих сценах?
Обобщение
Слайд 36Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии
действия)
Что создавало комический эффект в этих сценах? (Саморазоблачения героев; нарастающий
«разгул» Хлестакова)
Обобщение
Слайд 37Чем является V действие в композиционном отношении?
Комические элементы здесь есть?
В чём они?
Как вы можете охарактеризовать речь Городничего?
Чтение и анализ
V действия
Слайд 38Композиционный план
комедии «Ревизор»
Завязка
Развитие действия
Развязка
Известие о приезде ревизора.
Распоряжения Городничего. Новость
из гостиницы. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым города. Парад
чиновников. Сватовство Хлестакова.
Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.
Слайд 39Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.
Прочитать
статью учебника «Николаевская Россия во времена Н.В.Гоголя.
Домашнее задание
Слайд 40Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения.
2.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
Урок 5.
Уездный город, его правители
и обитатели.
Слайд 41Что говорится в комедии о местонахождении города?
Слайд 42Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город.
Далеко
от столицы.
Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
Слайд 44Какова система образов?
Чиновники
Полиция
Обитатели
Слайд 45Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
Какое
событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?
Что заставляет правителей
города и обитателей объединиться?
Слайд 46Какой уездный город нарисовал Гоголь?
Укажите на основные злоупотребления.
Ситуация комедии «Ревизор»
является характерной только для России времён Николая I?
Обобщение
Слайд 471.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант).
2.Повторить
литературоведческие термины; особенности драматических произведений.
Домашнее задание
Слайд 48Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения.
2.Показать учащимся значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик
героя. 3.Учить делать выводы от частного к общему.
Урок 6.
Городничий и Хлестаков.
Мастерство речевых характеристик.
Слайд 50Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Слайд 51Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Какие события
в комедии «Ревизор» являются
Экспозицией;
Завязкой;
Развитием действия;
Кульминацией;
Развязкой?
Слайд 52Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?
Какие
средства комического изображения использует Гоголь в комедии?
Слайд 53Образ Городничего
I вариант
План ответа:
1.Положение
в городе.
2.Грехи Городничего.
3.Отношение к Хлестакову.
4.Торжество и падение.
Слайд 54Образ Городничего
I вариант
Вывод:
1.Отношение к
власти как к средству обогащения.
2.Произвол и беззаконие.
3.Трусость и угодничество по
отношению к начальству.
4.Грубость и низкий уровень образования.
Слайд 55Образ Хлестакова
II вариант
План ответа:
1.Социальное
положение.
2.Причина задержки в городе.
3.Поведение в неожиданной ситуации.
Слайд 56Образ Хлестакова
II вариант
Вывод:
1.Безудержное, непомерное
хвастовство.
2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
3.Полная бездумность,
легкомыслие, бездуховность.
Слайд 57
Городничий – действие V, явление 2.
Хлестаков – действие V, явление
8.
Городничий и Хлестаков – действие II, явление 8.
Чтение в лицах
эпизодов, характеризующих героев.
Слайд 58Малообразованный и грубый человек. Обманщик.
1.Речь героев определяется ситуацией, меняется в
зависимости от неё.
2.Речь героев – показатель их положения и личности.
Пустой,
никчёмный человек.
Слайд 59
Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Домашнее задание
Слайд 60Урок 7.
Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».
Слайд 61План работы
К кому обращена речь?
О чём говорит герой?
Каков подбор слов?
Каков
характер предложений?
Каков тон речи?
Вывод. Черты характера героя, выразившиеся в этой
речи.
I вариант – Хлестаков
(Действие II, явление 2;
Действие III, явление 6).
II вариант – Городничий
(Действие II, явление 2;
Действие V, явление 8).