Разделы презентаций


Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Содержание

Цели урока: 1.Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать содержание комедии.Урок 1. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох в уездном городе. Комментированное чтение I действия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №30

г.Подольска Московской области
Митрофанская Анжела Петровна
Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской областиМитрофанская Анжела ПетровнаСистема уроков по

Слайд 2Цели урока: 1.Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать

содержание комедии.
Урок 1. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох в уездном городе. Комментированное

чтение I действия.
Цели урока: 1.Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать содержание комедии.Урок 1. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох

Слайд 3История создания комедии и источник сюжета

Н.В.Гоголь очень любил театр и

имел замечательную способность юмористически изобразить человека.
А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя,

посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

История создания комедии и источник сюжетаН.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность юмористически изобразить человека.А.С.Пушкин, заметив

Слайд 4Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о

Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина

и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Н.В.Гоголю.
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника.

Слайд 5Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Проверка индивидуальных домашних заданий.
Постановка пьесы «Ревизор»

в Москве.

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.Проверка индивидуальных  домашних заданий.Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

Слайд 7 «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу

всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости,

какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Идейный замысел Гоголя

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда

Слайд 8Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «О драматических произведениях».

Задание: дома

выписать значения терминов «драма» (в широком смысле), «трагедия», «комедия», «драма»

(в узком смысле).

Особенности драматического произведения

Работа с учебником. Чтение статьи учебника «О драматических произведениях».Задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле),

Слайд 9Познакомьтесь с действующими лицами.
Как называются такие имена и фамилии персонажей,

которые характеризуют их?
Запишите в тетрадях заголовок «Средства комического изображения». На

каждом уроке мы будем этот список пополнять.
Говорящие фамилии;
Ирония;
Гипербола;
Саморазоблачение.

Комментированное чтение I действия

Познакомьтесь с действующими лицами.Как называются такие имена и фамилии персонажей, которые характеризуют их?Запишите в тетрадях заголовок «Средства

Слайд 10Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?
Обобщение

Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?Обобщение

Слайд 11 Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?
Известие

о приезде ревизора.

Почему известие о ревизоре

переполошило весь город?

Обобщение

Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой? Известие о приезде ревизора.   Почему известие

Слайд 12Перечитать I действие.
Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.
Домашнее задание

Перечитать I действие.Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.Домашнее задание

Слайд 13Цели урока: 1.Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. 2.Собирать

материал о различных формах комического изображения героев.
Урок 2. Визит Городничего в

гостиницу. II действие.
Цели урока: 1.Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. 2.Собирать материал о различных формах комического изображения героев.Урок

Слайд 14Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие

эпизоды являются элементами развития действия?

Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?

Слайд 15Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие

эпизоды являются элементами развития действия?


Завязка.
Известие о приезде

ревизора.
Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?Завязка.

Слайд 16Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие

эпизоды являются элементами развития действия?
Развитие действия.
Городничий даёт распоряжения

чиновникам.
Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице.
Городничий отправляется в гостиницу.
Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?  Развитие

Слайд 17В чём особенность драматических произведений?
Назовите основные виды драматических произведений. Чем

они отличаются друг от друга?
Почему «Ревизор» – это комедия?
Какие средства

комического изображения встречаются в I действии?

Проверим ваше знание литературоведческих терминов.

В чём особенность драматических произведений?Назовите основные виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?Почему «Ревизор» –

Слайд 18Замечания о речи Городничего в I действии.
Городничий разговаривает с чиновниками,

т.е. со «своими».
Он делает им замечания, даёт советы.
В выражениях не

стесняется.
Начальственный тон, затем нотки страха.
Замечания о речи Городничего в  I действии.Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими».Он делает им замечания,

Слайд 19Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;
Это речь начальника,

не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
Это речь

малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

Выводы

Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;Это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться

Слайд 20 Элементы комического изображения:
Жизнеописание Хлестакова;
Контраст мечты и реальности;
Сочетание страха и

гонора;
Текст вслух и в сторону, разница между ними.
Речь героев:
Определяется ситуацией;
У

Городничего речь – маска;
Хлестаков искренен в речи.


Комментированное чтение II действия. Обобщение наблюдений.

Элементы комического изображения:Жизнеописание Хлестакова;Контраст мечты и реальности;Сочетание страха и гонора;Текст вслух и в сторону, разница между

Слайд 21Прочитать II и III действия комедии.
Выучить записи в тетради.
Домашнее задание

Прочитать II и III действия комедии.Выучить записи в тетради.Домашнее задание

Слайд 22Урок 3. «Коронование» Хлестакова. III действие.

Урок 3. «Коронование» Хлестакова. III действие.

Слайд 23Прочитайте диалог Городничего и Хлестакова (II действие, явление 8).
Кратко перескажите

III действие (явления 1-4).
Из явления 2 прочитайте реплику Анны Андреевны

о записке мужа.
Комический приём – накладка текстов.
Прочитайте явления 5 и 6.
Кратко перескажите явления 7-11.


Прочитайте диалог Городничего и Хлестакова (II действие, явление 8).Кратко перескажите III действие (явления 1-4).Из явления 2 прочитайте

Слайд 24Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает

ли он верность правде теперь? Почему?
О чём Хлестаков врёт?
Как характеризует

Хлестакова его речь?

Беседа по содержанию III действия

Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?О чём

Слайд 25В речи Хлестакова перепутаны разные стили;
Речь Хлестакова показывает его полное

безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.

В речи Хлестакова перепутаны разные стили;Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и

Слайд 26
Чем в композиционном отношении является сцена вранья?


Почему можно сказать,

что Хлестакова «короновали»?

Чем в композиционном отношении является сцена вранья? Почему можно сказать, что Хлестакова «короновали»?

Слайд 27Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
Элементы комического:
Накладки текстов;
Путаница (в пословице);
Ирония и намёк;
Гротеск

вранья Хлестакова (фантастическое сочетание ужасного и смешного).
Обобщение наблюдений

Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.Элементы комического:Накладки текстов;Путаница (в пословице);Ирония и намёк;Гротеск вранья Хлестакова (фантастическое сочетание ужасного и смешного).Обобщение

Слайд 28

Составить план IV действия.
Прочитать V действие.
Домашнее задание

Составить план IV действия.Прочитать V действие.Домашнее задание

Слайд 29Урок 4. Парад чиновников.

Урок 4. Парад чиновников.

Слайд 30

Парад чиновников.
Обзор содержания IV действия
Картина I

Парад чиновников.Обзор содержания IV действияКартина I

Слайд 31

Хлестаков и жалобщики.
Обзор содержания IV действия
Картина II

Хлестаков и жалобщики.Обзор содержания IV действияКартина II

Слайд 32


Волокитство Хлестакова

Обзор содержания IV действия
Картина III

Волокитство ХлестаковаОбзор содержания IV действияКартина III

Слайд 33


Проводы Хлестакова

Обзор содержания IV действия
Картина IV

Проводы ХлестаковаОбзор содержания IV действияКартина IV

Слайд 34Чем являются данные события в сюжетном плане?
Обобщение

Чем являются данные события в сюжетном плане?Обобщение

Слайд 35Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии

действия)
Что создавало комический эффект в этих сценах?
Обобщение

Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии действия)Что создавало комический эффект в этих сценах?Обобщение

Слайд 36Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии

действия)
Что создавало комический эффект в этих сценах? (Саморазоблачения героев; нарастающий

«разгул» Хлестакова)

Обобщение

Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии действия)Что создавало комический эффект в этих сценах?

Слайд 37Чем является V действие в композиционном отношении?
Комические элементы здесь есть?

В чём они?
Как вы можете охарактеризовать речь Городничего?
Чтение и анализ

V действия
Чем является V действие в композиционном отношении?Комические элементы здесь есть? В чём они?Как вы можете охарактеризовать речь

Слайд 38Композиционный план комедии «Ревизор»
Завязка

Развитие действия





Развязка







Известие о приезде ревизора.

Распоряжения Городничего. Новость

из гостиницы. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым города. Парад

чиновников. Сватовство Хлестакова.

Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.
Композиционный план  комедии «Ревизор»ЗавязкаРазвитие действияРазвязкаИзвестие о приезде ревизора.Распоряжения Городничего. Новость из гостиницы. Визит городничего в гостиницу.

Слайд 39Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.
Прочитать

статью учебника «Николаевская Россия во времена Н.В.Гоголя.
Домашнее задание

Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.Прочитать статью учебника «Николаевская Россия во времена Н.В.Гоголя.Домашнее

Слайд 40Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения.

2.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
Урок 5. Уездный город, его правители

и обитатели.
Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения. 2.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.Урок 5.

Слайд 41Что говорится в комедии о местонахождении города?

Что говорится в комедии о местонахождении города?

Слайд 42Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город.

Далеко

от столицы.

Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.

Что говорится в комедии о местонахождении города?Это не пограничный город.Далеко от столицы.Находится на пути из Петербурга в

Слайд 43Какова система образов?

Какова система образов?

Слайд 44Какова система образов?

Чиновники

Полиция

Обитатели

Какова система образов?ЧиновникиПолицияОбитатели

Слайд 45Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?

Какое

событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?

Что заставляет правителей

города и обитателей объединиться?
Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в

Слайд 46Какой уездный город нарисовал Гоголь?

Укажите на основные злоупотребления.

Ситуация комедии «Ревизор»

является характерной только для России времён Николая I?
Обобщение

Какой уездный город нарисовал Гоголь?Укажите на основные злоупотребления.Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая

Слайд 471.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант).

2.Повторить

литературоведческие термины; особенности драматических произведений.
Домашнее задание

1.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант).2.Повторить литературоведческие термины; особенности драматических произведений.Домашнее задание

Слайд 48Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения.

2.Показать учащимся значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик

героя. 3.Учить делать выводы от частного к общему.

Урок 6. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.

Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения. 2.Показать учащимся значение речи персонажей как одну

Слайд 49Назовите элементы сюжета.

Назовите элементы сюжета.

Слайд 50Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Слайд 51Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Какие события

в комедии «Ревизор» являются
Экспозицией;
Завязкой;
Развитием действия;
Кульминацией;
Развязкой?

Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)Какие события в комедии «Ревизор» являются Экспозицией;Завязкой;Развитием действия;Кульминацией;Развязкой?

Слайд 52Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?


Какие

средства комического изображения использует Гоголь в комедии?

Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?Какие средства комического изображения использует Гоголь в комедии?

Слайд 53Образ Городничего I вариант
План ответа:
1.Положение

в городе.
2.Грехи Городничего.
3.Отношение к Хлестакову.
4.Торжество и падение.

Образ Городничего I вариант      План ответа:1.Положение в городе.2.Грехи Городничего.3.Отношение к Хлестакову.4.Торжество и

Слайд 54Образ Городничего I вариант
Вывод:
1.Отношение к

власти как к средству обогащения.
2.Произвол и беззаконие.
3.Трусость и угодничество по

отношению к начальству.
4.Грубость и низкий уровень образования.
Образ Городничего I вариант      Вывод:1.Отношение к власти как к средству обогащения.2.Произвол и

Слайд 55Образ Хлестакова II вариант
План ответа:
1.Социальное

положение.
2.Причина задержки в городе.
3.Поведение в неожиданной ситуации.

Образ Хлестакова II вариант      План ответа:1.Социальное положение.2.Причина задержки в городе.3.Поведение в неожиданной

Слайд 56Образ Хлестакова II вариант
Вывод:
1.Безудержное, непомерное

хвастовство.
2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
3.Полная бездумность,

легкомыслие, бездуховность.
Образ Хлестакова II вариант      Вывод:1.Безудержное, непомерное хвастовство.2.Трусость перед сильными и наглость в

Слайд 57
Городничий – действие V, явление 2.
Хлестаков – действие V, явление

8.
Городничий и Хлестаков – действие II, явление 8.
Чтение в лицах

эпизодов, характеризующих героев.
Городничий – действие V, явление 2.Хлестаков – действие V, явление 8.Городничий и Хлестаков – действие II, явление

Слайд 58Малообразованный и грубый человек. Обманщик.
1.Речь героев определяется ситуацией, меняется в

зависимости от неё. 2.Речь героев – показатель их положения и личности.
Пустой,

никчёмный человек.

Малообразованный и грубый человек. Обманщик.1.Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё. 2.Речь героев – показатель

Слайд 59

Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Домашнее задание

Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».Домашнее задание

Слайд 60Урок 7. Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».

Урок 7. Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».

Слайд 61План работы
К кому обращена речь?
О чём говорит герой?
Каков подбор слов?
Каков

характер предложений?
Каков тон речи?
Вывод. Черты характера героя, выразившиеся в этой

речи.

I вариант – Хлестаков
(Действие II, явление 2;
Действие III, явление 6).

II вариант – Городничий
(Действие II, явление 2;
Действие V, явление 8).

План работыК кому обращена речь?О чём говорит герой?Каков подбор слов?Каков характер предложений?Каков тон речи?Вывод. Черты характера героя,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика