Слайд 1Системный и деятельностный подходы (СП и ДП) и их применение
в педагогике и психологии.
(СП и ДП будем называть системными
методами.)
Слайд 2Тематика курса
Тема 1.Становление и сущность системных методов
а) системного
подхода (СП).
б) деятельностного подхода (ДП).
Тема 2.Место СП и ДП
в структуре научного знания.
Тема 3. Применение системных методов в психологии.
Тема 4. Применение системных методов в педагогике и образовательной практике
Слайд 3Список литературы
1. Люрья Н.А. Системные методы (История становления и опыт
применения): Учебно-методическое пособие для аспирантов естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин. –
Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 70с.
1. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М. Наука, 1978.
2. Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. - Томск, Из-во ГО, 1977.
3. Хитч Ч., Маккин Р. Военная экономика в ядерный век. - М. Воениздат,1964.
4. Дмитриенко В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании. Вопросы методологии науки.- Томск,1974. - Вып. 4. - C.3-I4.
Слайд 4Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов
// Системные исследования.- М. Наука,1969.- С.41-42.
Богданов А.А. Тектология. В 4-х
т.; т.4, раздел 1-3, Л.М.,1925-1929.
15.Бернштейн Н.А. О построении движений. – М. Медгиз, 1947.
Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения.- М.-Л.: Госиздат,1930.
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений в шести томах.- М.: Педагогика, 1982-1984.- Т.2, С.25.
Слайд 5Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьюторы и плодотворные идеи.
– М.: Педагогика, 1989.
Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых
и промышленных проблем. – М.: Сов. Радио, 1969.
Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. – М.: Сов. Радио, 1971.
Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования /Пер. с англ. - : Изд-во Том. Ун-та, 2009. – 196 с.
Паронджанов В.Д. Почему мудрец похож на обезьяну, или парадоксальная энциклопедия современной мудрости. – М. : РИПОЛ классик, 2007. – 1152 с.
Слайд 6Тема 1. Тема 1.Становление и сущность системных методов
а) системного
подхода (СП).
б) деятельностного подхода (ДП).
в) область применения системных методов.
Слайд 7Системный подход (СП) –
становление общего метода из недр узкоспециальных
исследований одновременно во многих сферах научной деятельности.
Близкие понятия:
«система»;
«системный анализ»;
«функциональный анализ»;
«системный
принцип»;
«системная ориентация» и т. д.
Слайд 8Историческая справка
(Генезис СП)
Военная промышленность.
Изменение фокуса внимания при решении военных проблем:
(А)
С поиска оружия – (Б) на поиск средств обороны
А - проблема создания (ядерного) оружия;
Б - проблема учета разных сфер:
тех. средства;
идеология (психология) противника;
политика;
экономика;
человеческая жизнь
Слайд 9В 1947 г. В США создана РЭНД корпорейшн
Хитч Ч., Маккин
Р. «Военная экономика в ядерный век».
Авторы изложили концепцию нового подхода,
названного ими «системный анализ»
(Как психология противника должна быть увязана со стоимостью системы обороны? Как оценить человеческую жизнь? … и т.д.)
Новый метод:
1. Проект.
2. Нельзя опереться на к-л одну дисциплину.
3. Нельзя двигаться от частей к целому.–
4. Пришлось учитывать много одинаково важных факторов, качественно разнородных и сильно взаимосвязанных.
Слайд 10Сущность нового подхода: - это
Средство конструирования, изготовления и эксплуатации системы
обороны.
Этапы конструирования:
Выявление военных целей.
Разработка альтернативных систем для их достижения.
Оценка этих
альтернатив по критерию стоимость - эффективность.
Корректировка выбранных целей.
Выявление новых альтернатив.
И т. д.
Слайд 11Потребовалась адекватная перестройка всех структур Министерства обороны и создание новой
структуры
Раньше
политика - определялась одной организацией,
Военная программа- другой,
Финансирование -
третьей,
организации эти были часто слабо связаны и конфликтовали
Теперь
с самого начала все исследование и проектирование должно было проводиться строго централизованно
с ориентировкой на конечную цель
Слайд 121965г. в Министерстве обороны США был учрежден пост помощника министра
по анализу систем и специальное управление, что явилось признанием жизненной
необходимости и важности СП. Возникла особая категория специалистов, призванная разрабатывать и проводить в жизнь эту методологию (так называемые дженералисты, или системщики).
Слайд 13СП - антитеза классическому подходу - совершенно иное отношение элементов
в конструируемой системе (частей и целого). Целостность системы определялась не
самими элементами, а их взаимосвязями. В СП система - не просто совокупность единиц, когда каждая управляется законами причинно-следственной связи, а совокупность отношений между этими единицами.
Типы отношений могут быть самыми разными. Особое внимание уделяется тому факту, что добавление (удаление) одной единицы не только вводит (убирает) отношение ее с другими, но и меняет связь между всеми единицами (сильное взаимодействие). Особую значимость приобретает степень организованности элементов. Переориентация на связь заставляет проводить типологию связей, которыми могут быть связаны элементы в системе:
функциональные, генетические, системообразующие, связи управления.
Кроме того, задачи анализа, расчленения, столь характерные для естественных и точных наук, заменяются задачами синтеза: создать систему, удовлетворяющую определенным свойствам, в которой сами элементы, их свойства и связи подчинены этим целостным требованиям. Системный подход и выступил в качестве методологии, использующей новые принципы.
Слайд 14Основной принцип СП— рассмотрение объекта (явления) как целостности, внутренне связанной
и организованной, не являющейся суммой составляющих его элементов.
Представление о
целостности конкретизируется через понятия связи, структуры объекта, организованности его элементов, наличия разнокачественных уровней их иерархии. В СП общим, что признается практически всеми в системном подходе, будет несводимость свойств сложного и целостного объекта к свойствам его частей, что и определяет его системность.
СП предполагает рассмотрение систем с точки зрения их функционирования, связи уровней, управления, поиска соответствующих «механизмов» и построения единой картины объекта.
Слайд 15Причины утверждения системных методов в середине ХХ в.
СП присутствует в
методологии К. Маркса.
Основные принципы СП были сформулированы еще А.А.Богдановым в
его работе "Всеобщая организационная наука (тектология)».
Причина - заключается в том, что объект науки как общественного феномена качественно изменился, требуя применения адекватных методов.
Слайд 16Место системных методов в структуре научного знания
1. Аксиоматические, точные (классические)
науки.
2. Системные методы.
3. Гуманитарное знание, философия.
Для точных наук СП выступает
как неклассическая наука, для философии – как теория «среднего уровня», или как «общее» в системе «частное-общее-всеобщее».
Слайд 17Точные науки
(математика, физика, химия, биология, космология, геология и др.)
позволяет
описать класс явлений с помощью формальной логики из некоторого конечного
числа аксиом, т.е. свойства явлений вытекают логически из принятых аксиом
успехи этих наук объясняются искусством выделить одно основное взаимодействие, а все другие - представить как возмущение
Физика имеет дело либо с простыми системами (одно взаимодействие или слабое), либо с хаотическими (неорганизованная сложность).
основу элементаризма и механицизма.
Слайд 18Основное свойство СП - несводимость свойств сложного и целостного объекта
к свойствам его частей, что и определяет его системность.
Слайд 19"Незнание" точного значения большого количества переменных при СП компенсируется применением
совершенно нового для классической науки принципа "обратной связи". Исследователь отказывается
от точного знания всех свойств системы и ее окружения в любой момент времени (то, что дает традиционная классическая теория), но зато он вынужден делать в определенные моменты "съемку" необходимой ему информации с помощью обратной связи, оценивать полученную информацию в соответствии с задаваемыми целями, производить воздействие на систему и т.д.
Тем самым исследователь переориентирует всю задачу, : вместо детального знания он ставит цель управления.
Слайд 20Были выделены основные этапы (структурные единицы) системного подхода (анализа): планирование,
организация, воздействие и обратная связь, корректировка и т.д.
Методы (неформализуемые средства,
"человеческий фактор", происходит сближение методов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин): моделирование, операционный анализ, кибернетика, теория информации, экспертиза, ОДИ, и т.д.
Произошло изменение критериев научности: цели научной деятельности сближаются (входят как составная часть) - с целями любой другой деятельности. А это значит, что неизбежно меняется ориентация науки. Научные искания, ставящие главную задачу, как поиск истины (не отвергая этого положения), все больше ориентируются на поиск средств овладения сложными системами с целью управления ими.
Слайд 21Ограничения системного подхода
Нельзя создать формализованную теорию СП. Или иначе: аксиоматический
подход не применим к сложным системам: существуют качественно различные уровни,
описать которые совместно в рамках единой аксиоматической теории невозможно. переход к новому классу явлений есть переход к новому средству отображения.
Кроме того, в аппарате СП нет временных понятий. В него никак не входит различие между временем, определяющим функционирование системы в процессе ее взаимодействия со средой, и временем, определяющим его эволюцию, развитие (возникновение, гибель).
Таким образом, СП ограничен с двух сторон:
1) он не может наполнить содержанием конкретную задачу, то есть не может выступать в качестве теории (Теории систем).
2) он не может быть применим к исследованию определенного класса задач, касающихся развития сложной системы.
и деятельностный подходы обычно применяются совместно
Слайд 23Деятельностный подход
ДП есть необходимое движение научного познании социальных и
гуманитарных дисциплин
Возникновение и развитие ДП так же, как и СП,
есть проявление общей тенденции изменения ориентации научного познания в современном мире, изменения его предмета и содержания, что требует принципиально нового подхода, иных методов.
Слайд 24Если в СП вес тяжести переносится на взаимодействия частей друг
с другом, причем оно рассматривается под углом зрения удовлетворения цели.
Цель есть выражение целостности всех частей, объединяющее начало, Цель была внешним фактором, она вводилась извне исследуемой (конструируемой) системы, и поэтому ее наличие предполагалось чем-то само собой разумеющимся, не относящимся к самому методу.
Однако поиск средств управления такими системами привел к использованию аналогий с живой природой (кибернетика). что видоизменило и отношение к цели. У этих объектов "цель" оказалась "внутри" системы.
Слайд 25Необходимы такие средства, которые были бы применимы к системам, имеющим
свою "цель", иначе говоря, обладающим изначальной активностью. Таким средством явился
деятельностный подход.
ДП применяется, когда возникает потребность объяснения через объективированную форму результата действия системы, ее импульсивно-двигательной стороны, обеспечивающей процесс перехода системы из одного состояния в другое.
Успех: в "физиологии активности" Н.А.Бернштейна; в психологии мышления Л.С.Выготского.
Слайд 26СП в его наиболее развитой форме реализует в себе установление
существенной взаимосвязи между структурой и функцией объекта. Анализ состава и
структуры, с одной стороны, и поведения и функционирования — с другой, взятых в их органическом единстве составляет предмет и основу СП.
ДП ориентирован прежде всего на изучение самого процесса изменения и развития объекта. Поэтому исходной онтологической базой единства СП и ДП является наличие объективной связи между структурой и функционированием системы, с одной стороны, и ее развитием – с другой.
Слайд 27Деятельность как объяснительный, методологический принцип означает признание целостного, интегративного характера
объекта исследования. "Система" с разнокачественными элементами интегрируется в целое благодаря
своим специфическим связям и зависимостям, однако обобщенные ориентиры интеграции – это:
I) цель-проблема-задача;
2) средства ее решения;
3) результат, воплощенный либо в системе, либо вне ее.
Простыми элементами деятельностной системы, из которых слагается ее внутренний состав, являются: 1) субъект деятельности; 2) орудия деятельности; 3) предмет деятельности. На выходе этой системы мы имеем 4-й элемент — продукт деятельности.
Слайд 28Дп - не что иное, как один из методов решения
задач по оптимизации способов деятельности и управлению их развитием. Оптимальным
способ деятельности будет тогда, когда он обеспечивает наилучший вариант достижения цели (то есть удовлетворения соответствующей потребности при заданных условиях), максимальный с точки зрения удовлетворения потребности и минимальный по расходованию вещества (энергии) и информации. Поиск противоречия, идущий от внешней формы продукта к внутренним противоречиям структуры и организации деятельности, составляет, по-видимому, одно из главных направлений ДП в науке.
Слайд 29Философия
(Гуманитарные науки)
1. Аксиоматические, точные (классические) науки.
2. Системные методы.
3. Гуманитарное знание,
философия.
Как относятся СП и ДП к всеобщим, универсальным законам, выражающим
диалектические отношения между всеми существующими явлениями?
СП и ДП представляют собой философскую теорий "среднего уровня".
Слайд 30Системное видение объекта акцентирует внимание на имманентно присущую ему сложность,
которая внешне выражена "качеством вещи". Структурные, составные, функциональные характеристики своеобразно
"замкнуты" в целостном единстве. Системность призвана раскрыть механизм образования структуры: как соединены части в систему и почему они дают именно такое качество.
Системность объекта как бы иллюстрирует возможность его устойчивого существования, тогда как реконструкция данной системы (образование другой) всегда связана с перерывом постепенности, и причины ее необходимо искать во внутренних свойствах объекта. Устойчивая системная организация объекта прекращает свое существование (качественный скачок) вследствие определенных внутренних изменений.
Слайд 31Закон перехода количественных изменений в качественные получает более детальную интерпретацию
с привлечением идей системности. Системное видение объекта позволяет уточнить, конкретизировать
его качество как единство и целостность вещи, тождественную с собой и отличную от других. Уточнение категорий возможно в плане соотнесения свойств качественно определенной вещи с целым, свойств частей - со свойством целого.
Слайд 32ДП как теория "среднего уровня" конкретизирует другой универсальный закон диалектики,
вскрывающий источник движения и развития объекта - закон единства и
борьбы противоположности. ДП уточняет процесс функционирования и развития объекта. Внутренняя активность - исходный принцип закона единства и борьбы противоположностей.
Каким образом происходит функционирование объекта, каково соотношение целей его деятельности и результатов, где лежит источник активного поведения, мотивационных действий и т.д., - все это находит адекватное выражение с позиций ДП. "Борьба" и "единство" конкретизируются через "активность" системы, ее цели, мотивы, интересы. Взаимоотношение "противоположностей" раскрывается через "решение задачи". Механизм противоречивого единства различных сторон в функционировании какого-либо объекта оказывается сложно структурирован и опосредован через компоненты активных составляющих объекта.
Слайд 33
ВЫВОД
ДП— специальная по отношению к диалектике теория развития объектов.
СП— общая
теория структурно-функциональной зависимости.
КОНЕЦ