Слайд 1Системы мотивации
Трудовая мотивация – это:
Потребности и ожидания работника;
Меры, которые компания
применяет по отношению к работнику для повышения эффективности его труда;
Вознаграждение,
оплата труда работника.
Слайд 2Понятия
Мотивация- совокупность мотивов, связанных и обусловленных мотивом деятельности, внутренняя детерминанта
поведения, определяющая его общую направленность.
Трудовая мотивация – процесс побуждения работника
к эффективному труду, в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации.
Мотив- конкретный, осознанный вид внутреннего побуждения работника, актуальная потребность, которую он пытается удовлетворить.
Стимул –фактор воздействия, инструмент, используемый для корректировки трудового поведения.
Стимулирование – метод управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала.
Стимулирование – совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Слайд 3Виды мотивации
Материальная – назначение, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная
часть заработка- премии, комиссионные и пр.
Нематериальная- вознаграждение за заслуги, имеющее
денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании).
Моральная- вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса, заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т.п.).
Организационная – создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников по достижению целей компании.
Слайд 4Виды мотивации
Мотивация достижения (блага, вознаграждение за труд)
Мотивация избегания (избегание наказаний)
Мотивация
успеха (наилучшие результаты в своей профессии, порученном деле)
Мотивация на власть
(лидерские позиции)
Мотивация на принадлежность (потребность работать в коллективе)
Слайд 6Пирамида Маслоу
Творчество:
Наставничество
Хобби
_______________________________________________________________________
Статус:
Карьерный рост,
Конкурсы, кредиты
_______________________________________________________________________
Социум:
Корпоративные мероприятия,
Оплата услуг
________________________________________________________________________
Безопасность:
Переменная часть, выплата
Бонусов, обучение, рабочее
место
________________________________________________________________________
Физиология:
Постоянная часть оплаты, соцпакет,
Оплата связи и проезда
Слайд 7Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Слайд 8Трехфакторная модель Д. Мак-Клелланда
Категории мотивов:
Потребность во власти;
Потребность в успехе или
достижении целей;
Потребность в принадлежности к коллективу, определенному сообществу.
Слайд 9Теория ожидания В.Врум
Уровень мотивации зависит от ожидания работников:
Ожидание, что усилия
дадут желаемые результаты (затраты – результат);
Ожидание, что результаты повлекут за
собой предполагаемое вознаграждение (результат – вознаграждение);
Ожидаемая ценность вознаграждения (ценность).
Слайд 10Ожидания
Ожидания затраты- результат связано с вопросом: обеспечат ли усилия исполнения
рабочих заданий? Чтобы ожидания оправдались, работник должен обладать способностями, опытом,
необходимыми инструментами, оборудованием, возможностями;
Ожидания результат- вознаграждение связано с вопросом: приведет ли эффективная деятельность позволит получить ему желаемые выгоды;
Ожидания – ценности вознаграждения- если результаты, которых можно добиться представляют для работника интерес.
Слайд 11Теория справедливости
(Д.Кюн, Дж.Слокум, Р.Чейз и др.)
Основа теории – соответствие
вознаграждения, получаемого работником, с затратами его труда и вознаграждениями других
работников, выполняющих аналогичную работу ( как в данной организации, так и в сравниваемых секторах рынка).
Слайд 12Модель Л. Портера – Э. Лоулера
Модель объединяет теорию ожидания и
теорию справедливости.
Исходные положения:
1.Высокая трудовая мотивация побуждает применять свои способности и
предпринимать максимум усилий для выполнения работы;
2.Уровень трудовой мотивации находится в прямой зависимости от удовлетворенности работника.
3. Удовлетворенность определяется в справедливости получения вознаграждения за свой труд, с точки зрения сотрудника.
Слайд 13Модель Л. Портера – Э. Лоулера
Согласно теории
Размер вознаграждения зависит:
Затраченные усилия;
Личные
качества человека и его способности;
Осознание своей роли в процессе труда.
Слайд 14Модель В.И. Герчикова
Основа теории:
У работников принципиально различают преобладание мотивации достижения
или избегания.
Организация заинтересована получить от каждого работника максимальную эффективность трудовой
деятельности и не вызвать деструктивного трудового поведения.
Слайд 15Дополнительные льготы
Медицинская страховка сотрудников и членов их семей;
Оплата дополнительных отпусков;
Оплата
питания;
Компенсация транспортных расходов;
Компенсация на мобильную связь;
Предоставление служебного транспорта;
Страхование жизни от
несчастных случаев;
Оплата обучения сотрудников.
Слайд 16Цели системы дополнительных льгот
Поощрение длительной работы в компании;
Привлечение и удержание
высокопрофессиональных сотрудников;
Улучшение физического и финансового благосостояния сотрудников;
Создание благоприятного общественного мнения
о компании.
Слайд 17Нематериальная мотивация
Участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп;
Программы признания заслуг
сотрудников или подразделений;
Премии ( за конкретные достижения в номинациях);
Ценные подарки
и подарочные сертификаты (в качестве награды);
Оплата членства в спорт-клубах;
Экскурсии, командировки по обмену опытом;
Неформальные встречи с руководством;
Предоставление отдельного кабинета и др.
Слайд 18Виды премирования
За основные результаты деятельности:
Цель введения премирования;
Показатели премирования и круг
премируемых лиц;
Условия премирования;
Размеры премий за выполнение и перевыполнение показателей;
Основания для
снижения премий.
Условия единовременного премирования:
Выполнение особо важных заданий;
Победу в соревновании;
За достижение специальных показателей.
Вознаграждение по итогам деятельности предприятия
Поощрительные доплаты и надбавки к тарифным ставкам:
Совмещение профессий;
Профессиональное мастерство;
Ученая степень;
Классность (мастерство);
Руководство бригадой
Слайд 19Формы стимулирования
Поощрение за увеличение дохода;
Премирование за повышение производительности;
Участие в прибыли;
Участие
в капитале.
Слайд 20Шесть элементов системы премирования
Показатели премирования(за что)
Круг премирования (кого)
Условия премирования (когда)
Источник
премирования
Шкала премирования (сколько)
Размеры депремирования
Элементы премиальной системы
Слайд 21Соотношение постоянной и переменной части заработной платы
Слайд 22Грейдирование
Грейд- разряд по оплате труда, определяющий вилку должностных окладов, оценивающую
занятость, сложность и ответственность на рабочем месте.
Формат грейдирования- бальная оценка
:
Определение факторов, влияющих на результативность (стаж по специальности, кол-во подчиненных, сложность, коммуникативность, управленческий уровень, статус подчиненности, ответственность)
Оценка факторов по степени их влияния на результативность
Оценка факторов по степени вероятности наступления
Расчет степени совокупного влияния фактора на результативность
Построение шкал бальных оценок
Оценка рабочих мест
Слайд 23Грейдирование
Оценка должностей
Внутрифирменная шкала уровней (уровень работы с одинаковым грейдом)
Средний уровень
зарплаты для каждого уровня (определяется из анализа рынка и внутренних
исследований)
Диапазон окладов для каждого уровня ( разница между высшим и низшим уровнями зарплаты в одном грейде)
Принципы наложения уровней зарплаты
Определение зависимости уровня зарплаты от оценки
Политика роста зарплат внутри диапазона
Политика пересмотра зарплат
Механизм контроля затрат (определяется целями и возможностями компании)
Слайд 24Дифференциация персонала.
Цель дифференциации:
Выделить категории персонала с различной мотивационной структурой;
Выделить категории
персонала с различным позиционированием внутри компании и на рынке труда.
Слайд 26Методы оценки должностей
(применяется для формирования базовых окладов)
Слайд 27Методы оценки
Метод ранжирования -распределение должностей компании по рангам путем экспертной
оценки. Оценка по критериям: важность, ответственность, срочность и др.
Парное сравнение
– выделение групп должностей и сравнение их между собой по заранее утвержденным критериям.
Метод классификации – сравнение каждой должности с описанными общепринятыми стандартами.
Факторный метод – ранжирование работы на основе факторов; сравнение веса фактора и присвоение им числового значения.
Балльно - факторный- оценка по трем факторам: знания, решение проблем, ответственность.
Интегральный- выработка критериев для оценки и оценка по критериям.
Слайд 28Методика формирования системы разрядов по оплате труда
Слайд 33Алгоритм разработки KPI
KPI КОМПАНИИ
KPI отделов
KPI рабочих мест
Цель- оценить
трудовой вклад каждого подразделения или работника
Оценка- это сравнение, сравнение- измерение,
измерение- применение показателя
Принцип разработки Ключевых индивидуальных показателей – максимальная связь с результатом.
Слайд 34KPI директора по персоналу
Подбор, оценка и отбор
Скорость закрытия вакансий;
Средний стаж
ключевых работников;
% прошедших испытательный срок;
% обращений кандидатов из компаний конкурентов;
Выполнение
плана найма;
Общее время «простоя» незаполненных вакансий;
Количество закрытых вакансий;
Методы привлечения (в баллах);
Соблюдение технологии привлечения и подбора
Обучение и развитие
Выполнение плана по обучению;
Оценка участников;
Оценка по тесту на знания;
Поведенческие изменения;
Изменение производственных (финансовых) показателей;
% прошедших аттестацию с высокими оценками.