Слайд 1Состояние корпоративного управления в России
Климович Артем
Слайд 2
Российская модель корпоративного управления
Ключевые показатели специфики корпоративного управления в России:
приверженность
компаний принципам надлежащего корпоративного управления;
деятельность совета директоров и исполнительных органов;
права акционеров;
раскрытие информации и прозрачность.
Слайд 3Приверженность принципам надлежащего корпоративного управления.
К настоящему времени многие компании
не знают о существовании Кодекса корпоративного поведения (далее — Кодекс),
который был разработан под эгидой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и является основным российским стандартом корпоративного управления.
Хотя Кодекс ориентирован на компании с числом акционеров более 500, он применим к компаниям любого масштаба. Кодекс корпоративного поведения нужен не только инвесторам, но и всему бизнес сообществу, всем предпринимателям. Ведь принятие Кодекса означает повышение прозрачности бизнеса, а следовательно, и повышение доверия со стороны наиболее крупных потенциальных партнеров, как российских, так и зарубежных.
Слайд 4Деятельность совета директоров и исполнительных органов. Концентрация собственности и «совпадение»
контролирующих и управленческих функций является одной из характерных черт системы
корпоративного управления в России.
Во многих российских акционерных обществах собственники (контролирующие акционеры или группа аффилированных акционеров) сами руководят финансово-хозяйственной деятельностью акционерных обществ, то есть являются менеджерами. Часто они же входят и в состав совета директоров. В результате сливаются в одно целое акционеры, директора и менеджеры. Контролеры и те, чью деятельность необходимо контролировать, «совпадают». В результате важнейшая функция совета директоров — надзор за деятельностью менеджеров — остается нереализованной, система корпоративного управления становится крайне неустойчивой.
Слайд 5Права акционеров
Вызывает озабоченность проблема защиты прав миноритарных акционеров. Наиболее распространены
нарушения прав акционеров при проведении собрания акционеров. Компании и их
менеджеры прямо или косвенно, контролируют регистраторов, не информируют акционеров о решениях, касающихся существенных изменений в деятельности компании, создают препятствия для реализации права акционеров эффективно участвовать и голосовать на общем собрании.
Слайд 6Раскрытие информации и прозрачность.
Подавляющее число компаний не имеют внутренних
документов о политике раскрытия информации. Несмотря на то, что в
России доминируют институциональные инвесторы — банки, страховые компании, зарубежные инвесторы, но и для них доступ к информации о структуре, бизнесе или финансовом положении компании является непростым.
Еще сложнее обстоит ситуация с получением информации для частных лиц. Структура собствен ности до сих пор является хорошо охраняемым секретом: компаний не раскрывают информацию о крупных акционерах.
Слайд 7Российский Кодекс корпоративного поведения.
В апреле 2002 г. российскому деловому сообществу
был представлен Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку
ценных бумаг при участии и поддержке представителей западного бизнес-сообщества, отечественных эмитентов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Слайд 8Основные компоненты корпоративного кодекса Российской Федерации:
— общие принципы корпоративного поведения;
—
общее собрание акционеров;
— совет директоров общества;
— исполнительные органы общества;
— корпоративный
секретарь общества;
— существенные корпоративные действия;
— раскрытие информации об обществе;
— контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества;
— дивиденды;
— урегулирование корпоративных конфликтов.
Слайд 9Основные принципы кодекса корпоративного поведения
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам
реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.
Практика
корпоративного поведения должна обеспечивать равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории).
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам.
Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.
Слайд 10основные структурные модели управления акционерным обществом:
в США и Великобритании применяется
двухзвенная система управления: общее собрание акционеров — совет директоров;
- в
Германии используется трехзвенная структура: общее собрание акционеров — наблюдательный совет — правление;
во Франции действует смешанная система и порой по выбору участников может применяться как двухзвенная, так и трехзвенная структура управления.