Слайд 1Современные проблемы профилактики ХНИЗ
Слайд 2“Будущее
принадлежит
медицине предупредительной”
Н.И. Пирогов
Слайд 3Ожидаемое изменение структуры
смертности за 120 лет
Слайд 4Основные причины смерти населения планеты
Слайд 5
Сравнение структуры смертности
Слайд 6Болезни системы кровообращения (БСК)
Второе место в структуре распространенности у взрослых
(15%); Девятое место в структуре первичной заболеваемости у взрослых (3,5%),
положительная динамика роста по всем нозологиям;
Первое место (56%) в структуре смертности; рост показателей смертности;
Первое место в структуре инвалидности среди взрослых (39,2%);
Слайд 7Болезни системы кровообращения (БСК)
как медико-социальная проблема
Необходима организация специализированной,
высокотехнологичной медицинской помощи на разных этапах ее оказания;
Значительный экономический ущерб
- около
30 млрд. рублей в год;
Первостепенную роль в возникновении, течении, и исходах БСК играют факторы образа и условий жизни;
Требуется разработка и реализация интегрированных программ профилактики.
Слайд 8Профилактические мероприятия по предупреждению смертности от БСК способны увеличить среднюю
ожидаемую продолжительность жизни
на 10 лет!
Слайд 9Злокачественные новообразования
Двенадцатое место в структуре распространенности среди взрослых. Отмечается рост
первичной заболеваемости (за 10 лет на 28,5%).
Ежегодно заболевают раком
более 400 тыс. человек, из них 2 500 дети до 14 лет.;
Совокупный показатель распространенности злокачественных новообразований в РФ составил 2 029 случаев на 100 000 человек.
Слайд 10Ведущие локализации
опухолевого процесса (оба пола)
Слайд 11Локализация опухолевого процесса (по полу)
Слайд 12
Второе место (14,4 %) в структуре смертности; Ежегодно умирает 300 000
человек. Мужчины умирают от рака чаще женщин. Рост смертности продолжается.
Второе
место в структуре инвалидности среди взрослых (20,6%);
Экономический ущерб (около 170 млрд. рублей в год) за счет преждевременной смерти, инвалидности и дорогостоящего и длительного лечения;
Слайд 13Профилактические мероприятия по предупреждению смертности от злокачественных новообразований способны увеличить
среднюю ожидаемую продолжительность жизни
на 8 лет!
Слайд 14Основные «виновники» заболеваний
Слайд 15Устойчивые заблуждения
Хронические заболевания - это болезни достатка.
Хронические заболевания являются
результатом риска на который люди идут по собственной воле.
Хронические
заболевания – это болезни преклонного возраста.
Положительный эффект от борьбы с ХНИЗ проявляется только на уровне индивида.
Лечение на индивидуальном уровне является правильной стратегией профилактики ХНИЗ.
Хронические заболевания запрограммированы в гене, а факторы риска связаны с ними лишь статистически.
Слайд 16Укрепление здоровья – процесс, позволяющий людям повысить контроль над своим
здоровьем, а также улучшить его.
ВОЗ, 1986 г., Оттавская хартия
укрепления здоровья
Слайд 17
Стратегия укрепления здоровья ВОЗ
Слайд 18Принципы политики укрепления здоровья
Слайд 19Профилактика – это законодательная, отраслевая, общественная, индивидуальная деятельность, направленная на
сохранение, укрепление или восстановление здоровья и продление активной жизнедеятельности человека
или групп населения.
Слайд 20Профилактика заболеваний (ВОЗ) – подходы и действия, направленные на уменьшение
ВЕРОЯТНОСТИ того, что заболевание или расстройство негативно скажется на индивидууме.
Слайд 21Профилактика (ФЗ-323) –
комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение
возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Слайд 22
В настоящее время доказано, что:
Хорошо спланированные профилактические программы могут
существенно повлиять на образ жизни и распространенность факторов риска;
изменение образа
жизни и снижение уровней факторов риска действительно приводят к снижению НИЗ среди населения.
Слайд 23
Усредненные данные по США, Финляндии, Великобритании, Голландии, Новой Зеландии
Вклад
лечебных и профилактических мероприятий в снижение смертности населения от ИБС
Слайд 25
Первичная профилактика
Основана на формировании потребности людей
в здоровом образе жизни
Слайд 26Вторичная профилактика
Основана на функционировании многоуровневых скрининговых систем
Слайд 27Третичная профилактика
Основана на методе активного диспансерного наблюдения
Слайд 28Профилактика
(по целевым группам)
Слайд 30Доля целевого охвата населения при разных стратегиях профилактики
Слайд 315 %
25 %
70 %
Доля населения
с низким
сердечно-
сосудистым
риском
Кривая вероятности
развития
сердечно-
сосудистых
заболеваний
Доля населения с
промежуточным
сердечно-
сосудистым
риском
Доля населения
с высоким
сердечно-
сосудистым
риском
“Среди большого
числа людей, подверженных невысокому риску, может возникнуть значительно большее число случаев болезни, чем из небольшого числа людей, подверженных высокому риску”
J.Rose Am J Public Health 1999
Зона профилактического воздействия
Зона лечебно-профилакти-
ческого воздействия
Почему основные успехи профилактики обусловлены популяционными мерами ?
первичная
вторичная
третичная
Слайд 32Сравнительная оценка стратегий профилактики
по затратам и эффективности
Слайд 33Изменение приоритетов в оказании
медицинской помощи
Слайд 34Этапы профилактической программы
Слайд 35Алгоритм построения
профилактической программы
Анализ результатов
Коррекция результатов
Слайд 36
Факторы риска (ФР)
– это общее название факторов внешней среды,
особенностей образа и условий жизни, которые повышают ВЕРОЯТНОСТЬ возникновения заболевания,
ухудшают его течение и прогноз
Профилактика, направленная на предотвращение действия факторов риска, является наиболее эффективной в плане укрепления здоровья
Слайд 37Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, отвечающие критериям отбора
Слайд 38CINDI-РОССИЯ
Москва
С-Петербург
Электросталь
Тверь
Костомукша
Питкяранта
Ростов-на-Дону
Краснодар
Пермь
Оренбург
Челябинск
Новосибирск
Бийск
Томск
Мирный
Москва – координационный
центр
Уфа
Мурманск
Вологда
В.Салда
Якутск
Екатеринбург
Слайд 39Преимущества интегрированной профилактики СINDI
Воздействие на несколько общих для НИЗ
факторов риска;
Всесторонний
подход, объединяющий усилия по разработке политики, созданию благоприятных условий (ресурсы,
структуры, навыки), партнерства, информационной поддержки на всех уровнях;
Межсекторальное сотрудничество для влияния (воздействия) на основные детерминанты здоровья, находящиеся вне сферы здравоохранения (социальное равенство, уверенность в будущем, уровень доходов, качество жизни, условия окружающей среды);
Комбинации двух стратегий: популяционной и высокого риска.
Слайд 40Уровни реализации профилактических программ
ВОЗ, органы государственной власти государств-членов ВОЗ, профессиональные
объединения медицинских работников, НКО.
Органы федеральной исполнительной власти, все секторы общества,
оказывающие влияние на здоровье, сообщества ученых и работников системы МСП, НКО .
Местные органы самоуправления, население и существующие на этом уровне организации, учреждения и группы особых интересов.
Региональные власти, НКО, все секторы общества, оказывающие влияние на здоровье, сообщества ученых и работников системы МСП
Слайд 41Улучшать социально-экономических условий путем контроля 4 детерминант:
Бедности;
Уровня образования;
Трудовой занятости;
Социального неравенства.
Реализовывать
4 основных стратегии:
Политическая;
Кадровая;
Научно-исследовательская;
Распространение и передача опыта.
Добиться сопутствующего уменьшения 4 биологических
факторов:
Избыточной массы тела;
Артериальной гипертензии;
Гиперлипидемии;
Нарушения углеводного обмена.
Действовать в рамках
4 комплексных стратегических подхода:
Снижение риска для всего населения;
Снижение риска для отдельных лиц;
Расширение возможностей ПМСП;
Поддержка со стороны специализированной медицинской помощи.
СINDI
Воздействовать на 4 фактора, связанных с образом жизни:
Курение табака;
Питание;
Физическая активность;
Алкоголь.
Цель: Уменьшить бремя нездоровья путем сосредоточения усилий на
4 НИЗ:
ССЗ;
Рак;
ХБЛ;
СД.
Придание системе ЗО больших возможностей
Слайд 42Популяционная стратегия профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в России
Цель:
повышение
роли профилактики и контроля НИЗ в России для решения политических
и социальных задач, учитывая ее значение в укреплении и сохранении здоровья населения, ресурса рабочей силы и обороноспособности страны, развития экономического потенциала страны и качества жизни населения.
Слайд 43Основные задачи:
повышение приоритета профилактики и контроля НИЗ в программе национальных
действий по укреплению здоровья населения;
разработка системы межведомственного
сотрудничества по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
предложение эффективной инфраструктуры для профилактики НИЗ;
предложение путей увеличения ресурсов, направляемых для профилактики и контроля НИЗ;
интеграция предлагаемой стратегии НИЗ с национальными проектами «Здоровье» и «Демография».
Слайд 44Федеральная программа:
«Формирование здорового образа жизни населения и комплексная профилактика неинфекционных
заболеваний в субъекте РФ на 2013-2017 г.г.»
Цель: увеличение продолжительности жизни
населения РФ за счет снижения преждевременной смертности от НИЗ, в первую очередь от БСК.
Слайд 45Ближайшая задача Программы: (1-2 года):
увеличение уровня информированности населения и
медицинских работников о факторах риска НИЗ,
здоровом образе жизни и
способах устранения факторов риска,
создание условий для формирования здорового образа жизни;
усовершенствование системы профилактики НИЗ в рамках ПМСП и в крупных трудовых коллективах;
Слайд 46Среднесрочная задача Программы (2-3 года): снижение распространенности поведенческих факторов риска
НИЗ (курения, нерационального питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем) среди
населения субъекта РФ;
Долгосрочная задача Программы: (5-10 лет): достоверное снижение преждевременной смертности населения субъекта РФ от НИЗ, в первую очередь от БСК.
В рамках данной программы будет действовать подпрограмма «Оптимизация питания населения в РФ на 2013 - 2017 годы»
Слайд 47Уровни оказания профилактической помощи населению
Слайд 48Министерство ЗО
ЦМП субъектов РФ
Территориальные (городские) Центры медицинской профилактики
В городах
с населением
от 150 чел.
В городах с населением от 50
до 150 тыс. чел.
ЦРБ
кабинеты МП
поликлиники
Центры здоровья
отделения МП
кабинеты МП
ФАП
кабинеты МП
Популяционный
уровень
Групповой
уровень
Индивидуальный уровень
ГНИЦ Профилактической медицины
ФС Роспотребнадзора
Мин. Образования и науки
Мин. Спорта и туризма
отделения МП
кабинеты МП
Мобильные профилактические группы
Слайд 49
Направления деятельности
структур оказывающих профилактическую помощь
Выявление факторов риска (скрининг);
Оценка степени
риска;
Коррекция риска:
профилактическое консультирование;
немедикаментозная профилактика;
медикаментозная профилактика.
Слайд 52Профилактические технологии:
Индивидуальное и групповое
поведенческое консультирование:
краткое консультирование;
интенсивные поведенческие
вмешательства.
Применение
современных медикаментозных и не медикаментозных методов лечения.
«Школы здоровья» в поликлиниках и организованных коллективах.
Сочетание вмешательств.
Слайд 54Задачи профилактического консультирования
Слайд 55Принципы профилактического консультирования
Слайд 57Общие требования к организации
Школ здоровья
Препятствия для проведения эффективной профилактики НИЗ в практическом здравоохранении:
Политические;
Финансовые;
Профессиональные;
Организационные;
Социально-культурные.
Кто виноват?
Слайд 59Политические:
недостаточная законодательная и нормативная база;
профилактика НИЗ не была приоритетным
направлением в политике и стратегии охраны здоровья населения России;
в действительности
больше деклараций, чем действий;
акцент в профилактических программах делается на просвещение население, не используются законодательные и нормативно-правовые механизмы для изменения образа жизни граждан.
Кто виноват?
Слайд 60Финансовые:
недостаток знаний и доказательств экономической эффективности профилактических мероприятий;
финансирование здравоохранения по
остаточному принципу, а в системе здравоохранения финансирование по остаточному принципу
– профилактики;
отсутствие постоянного целевое финансирование разработок и внедрения программ профилактики НИЗ;
отсутствие финансовых стимулов у врачей и медсестер практического здравоохранения для проведения мероприятия по профилактике НИЗ.
Кто виноват?
Слайд 61Профессиональные:
врачи обучены, в основном, лечить, а не предупреждать болезни;
врачи не
осознают выгоды профилактики и не удовлетворены небольшими положительными изменениями в
уровнях факторов риска у конкретного пациента;
медсестры мало вовлечены в профилактические мероприятия и не получают должной поддержки для самостоятельной работы;
не определены квалификационные требования к сотрудникам профилактических центров.
Кто виноват?
Слайд 62Организационные:
отсутствует четкое разграничение функциональных и должностных обязанностей в области профилактики
между структурами разного уровня;
в 30% субъектов РФ отсутствуют городские и
районные ЦМП;
Существующие ЦМП выполняют лишь 26 % от необходимого объема профилактической работы;
Кто виноват?
Слайд 63Социально-культурные:
низкая медицинская активность населения;
низкая медицинская культура населения;
проблемы в отечественном здравоохранении
породили устойчивую социально-психологическую установку населения на «недоверие врачам»;
граждане РФ охотнее
прибегают к сомнительным «народным» методам профилактики заболеваний, чем к научно доказанным.
Кто виноват?
Слайд 64
Необходимые действия:
развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базу, способствующую профилактике
НИЗ;
активизировать работу СМИ по созданию и поддержанию стремления людей к
ЗОЖ, по пропаганде научно-обоснованных методов профилактики НИЗ;
ориентировать ПМСП на выявления и снижения факторов риска НИЗ среди населения;
Что делать?
Слайд 65Необходимые действия:
повышать активность ЦМП по организации, координации и осуществлению мер
по снижению факторов риска НИЗ среди населения;
усовершенствовать систему
подготовки кадров здравоохранения по профилактике НИЗ;
оптимизировать и ввести в действие систему финансирования из различных источников мер по профилактике НИЗ среди населения;
Что делать?
Слайд 66Необходимые действия:
распространить опыт исследовательских и пилотных популяционных проектов профилактики НИЗ
на региональный и национальный уровни;
внедрить систему мониторирования основных факторов риска
НИЗ;
усилить международное сотрудничество в области профилактики НИЗ и укрепления здоровья.
Что делать?
Слайд 67«Для того чтобы профилактика была эффективной,
«профилактическая доза»
должна быть
оптимальной, что подразумевает:
правильные действия, направленные на
правильное число людей, в
течение
правильного периода времени, с
правильной интенсивностью».
Академик РАМН Р.Г. Оганов