Слайд 1Современные технологии развития изобразительного творчества детей
дошкольного возраста
Подготовили: Роймуева Д.И., Нехорошкова
А.В., Хельмянова Е.С.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать
педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение
самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Слайд 3Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится
другим, чем ребёнок, подражающий действиям других.
Б. Астафьев
«Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Слайд 4В данной презентации мы рассмотрим:
Виртуальные экскурсии
ТРИЗ
Нетрадиционные техники
рисования
Слайд 5Виртуальные путешествия дошкольников
или
Виртуальные экскурсии
Слайд 6
В Большой советской энциклопедии слово
«экскурсия» трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи,
предприятия, местность и т.д.), а также как форма и метод приобретения знаний.
Экскурсию как одну из возможных форм образовательной деятельности можно отнести к сопутствующим формам образовательного процесса, подчеркивая наглядность и широкие возможности для организации наблюдения, сопоставления и обобщения информации, исследовательской, экспериментальной деятельности.
Интересной формой проведения занятий с использованием ИКТ являются виртуальные экскурсии и путешествия.
Слайд 7
Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность
использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет значительно расширили возможности
использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным.
Экскурсия как форма организации образовательного процесса объединяет его с реальной жизнью и обеспечивает детям через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Слайд 8 Элементами виртуального путешествия, как правило, являются
сферические панорамы, соединенные между собой интерактивными ссылками-переходами, между которыми в
процессе просмотра можно виртуально «перемещаться». Виртуальное путешествие создает «эффект присутствия» - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
Виртуальное путешествие - это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране.
Слайд 9 В сети Интернет представлено достаточно много материалов,
которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий детей.
Виртуальные путешествия
могут быть многообразными и соответствовать запросам воспитанников с самыми разными интересами
С точки зрения включения виртуальных экскурсий (путешествий) в образовательный процесс перед педагогом встают две проблемы:
Какие ресурсы можно использовать для организации виртуальных путешествий
Какова методика проведения занятий в данной форме.
Слайд 10ПЛАН ВИРТУАЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
- Вступительное слово педагога, формирующее мотивацию
- Совместная постановка цели и задач занятия
2. Виртуальная экскурсия
(работа с соответствующими материалами Интернет-ресурса: видео, фотоматериалами, работа с моделью, текстом).
Слайд 113.Работа по первичному восприятию
4. Включение учащихся в разнообразную деятельность, расширяющую
представление о предмете экскурсии.
5. Отзыв о виртуальном путешествии (экскурсии),
рефлексия деятельности.
Слайд 12Примеры:
http://tours.kremlin.ru - виртуальное путешествие по московскому Кремлю;
http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия
по Большому театру;
http://www.kp.ru/daily/infografika/cosmos - виртуальное путешествие в Московский планетарий;
http://0-360.ru/ -
виртуальное путешествие по городу Казань, кремлю;
http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;
http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/palace/interior/page3.html - виртуальное путешествие по дворцу г.Павловска;
http://novgorod-tour.ru/excursion - виртуальная экскурсия по Новгородскому кремлю;
http://www.blog510.com - панорамы Москвы, Санкт-Петербурга, виртуальные путешествия по Байкалу, Эльбрусу и другим памятникам природы;
http://tour3d.semenkovo.ru/ - виртуальное путешествие по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;
http://kizhi.karelia.ru - виртуальное путешествие в Кижи;
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums.htm - виртуальные экскурсии в музеи военной тематики (панорама Бородинского сражения, музей Г.Жукова, музей ракетных сил, военного корабля);
http://rzd.ru/steams/ - экскурсия в виртуальный музей паровозов;
http://www.yaltazoo.org/virtualtour - виртуальная экскурсия по зоопарку г.Ялты.
Слайд 13ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Слайд 14Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе
завершения
дошкольного образования:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 15Что такое - ТРИЗ ?
ТРИЗ - это «Теория решения изобретательских
задач»,
ее автором является известный ученый, изобретатель, писатель Генрих Саулович
Альтшуллер.
Слайд 16Что нам дает использование технологии ТРИЗ ?
Слайд 17Цель ТРИЗ
Научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать
инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности
Слайд 18ТРИЗ для дошкольников
Элементы ТРИЗ технологии учат детей выявлять противоречивые
свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий –
ключ к творческому мышлению.
Слайд 19Принципы построения занятий по ТРИЗ
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений;
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм;
Системный
подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);
Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия
Обязательная активизация творческого воображения;
Слайд 21 1. «Поиск аналогов»
Например: мяч — яблоко (форма), заяц
(скачет) – лошадь, шина(из резины) -мяч.
2. «Поиск противоположного объекта»
Например:
снег холодный — шерсть теплая
снег мягкий – камень твёрдый
снег пушистый – ёжик колючий
Игры и упражнения
Слайд 223. «Хорошо–плохо»
Например: Дождь
Слайд 23«Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он
мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся
лепестки?
Слайд 24
4. «Поиск общих признаков»
5. «Да–Нет»
6. «Что умеет делать?"
7.
«Выбери троих»
Слайд 25Положительные стороны ТРИЗ
Обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются
творческие способности.
ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению
застенчивости, замкнутости, робости;
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Слайд 26Нетрадиционные техники рисования
Слайд 28Метод рисования ниточками
Главная задача ребенка – найти в петлях и
крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и
использовать в рисунках.
Слайд 30
Отпечатки рук и ног
Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку
в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить
в ход фантазию и дорисовать пару деталей.
Слайд 31Фроттаж
Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и
закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.
Слайд 32Отпечатки поролоном
Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи,
букеты цветов, ветки сирени или животных.
Слайд 33Кляксография
капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны,
чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску,
затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.
Слайд 34
Монотипия
На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом
прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более
размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.
Слайд 35
Граттаж
Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона
плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно
смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.
Слайд 36Воздушные краски
Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки,
несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного
воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.
Слайд 38Эффект потрескавшегося воска
Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В
нашем случае — цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько
сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его тёмной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется — разглаживаем утюгом
Слайд 39Рисунки с солью
Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то
она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.
Слайд 40Отпечатки овощами и фруктами
Отпечатки из листьев
Слайд 41Ребёнок творит мир!
Предоставьте ребёнку безопасное пространство, где потребность в творческом
самовыражении найдёт свой выход.
Слайд 42Современные технологии развития изобразительного творчества детей
дошкольного возраста
Подготовили: Роймуева Д.И., Нехорошкова
А.В., Хельмянова Е.С.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры