Слайд 1Современный урок физики
Лекция 6-1
Слайд 21. Основной формой учебных занятий по физике является урок
Основные черты
урока:
постоянный состав учащихся и определенное расписанием занятий;
позволяет сочетать
работу класса в целом и отдельные группы учащихся с индивидуальной работой каждого ученика;
создает благоприятные условия для воздействия учителя на учащихся, для воспитания в коллективе и для коллектива.
Слайд 3Урок – методическая система
учитель
ученик
цель
содержание
формы методы средства
Слайд 4Особенности современного урока физики
- с урока начинается «восхождение» к
образу, лику, личности ученика – человека;
- взаимодействие субъектов
приобретает личностно-ориентированный характер, происходит диалог субъектов;
- психолого-педагогический цикл усвоения знаний строится с учетом рефлексивной деятельности учащихся и учителя;
- каждый урок частное, в котором находит систематическое отражение всеобщее, общее, особенное и личностное, что позволяет реализовать индивидуальный образовательный маршрут ученика в образовательном процессе и пространстве.
Слайд 52. Требования к уроку физики
Отдельный урок – звено в
длинной цепи уроков;
урок носит законченный характер и решает определенный круг
учебных и воспитательных задач;
на уроке органически сочетаются – изучение нового, повторение, закрепление;
эффективным считается урок, если достигается:
1) глубина и прочность знаний;
2) короткое время усвоения;
3) успешное решение воспитательных и развивающих задач;
4) экономный расход времени (каждая минута);
5) организация активной познавательной деятельности.
Слайд 63. Типы уроков по основной цели
Урок изучения нового: традиционный,
лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель: изучение
и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель: выработка умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель: обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, осмотр знаний и т.д. Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 74. Содержание образовательной деятельности на уроке физики
Познавательная деятельность (предметная): приобретение
знаниевого опыта (знания по физике), применение знаний на практике (умения).
Преобразовательная
деятельность: решение проблем и проблемных ситуаций, приобретение творческого опыта.
Коммуникативная деятельность: изучение и использование социальных норм и законов, приобретение социального и гражданского опыта.
Ценностно-ориентационная деятельность: поиск смысла, самоизменения, переоценка ценностей, приобретение личностного опыта построения эмоционально-ценностных отношений.
Слайд 85. Структура учебной деятельности учащихся на уроке
принятие и осознание
учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения;
восприятие новой информации;
понимание ее
(овладение понятиями);
применение усвоенных понятий в качестве ориентировочной основы деятельности;
рефлексия целей, задач и способов;
«опережение» достигнутого учеником уровня развития;
перенос освоенных способов в новые условия.
Слайд 9Психолого-педагогический цикл усвоения знаний
восприятие, осмысление и понимание, запоминание, закрепление,
применение, обобщение и систематизация, рефлексия, предполагающая умение мысленно видеть себя
как бы со стороны: в прошлом, настоящем и будущем.
Слайд 10Структурные элементы учебного занятия
Этапы: 1. Организация начала занятия
2. Проверка
выполнения домашнего задания
3. Подготовка к основному этапу занятия
4. Усвоение знаний
и способов действий
5. Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний и способов действий
7. Обобщение и систематизация знаний
8. Контроль и самопроверка знаний
9. Подведение итогов занятий
10. Рефлексия
11. Информация о домашнем задании
Слайд 11Эффективность урока достигается, если деятельность:
имеет для ученика безусловный смысл;
в которую
включается без напряжения;
в которой проявляет себя;
реализует себя в ней.
Это может быть игра, любимый вид творчества и т.п., в структуру которой включается учебная деятельность. Этот метод называется активным методом обучения.
Слайд 12Целостность образования
Представленность на уроке различных сфер опыта – знаниевого, коммуникативного,
творческого, личностного…
Так как урок целостный процесс, то реализует несколько линий,
своего рода логик: логику усвоения понятий, логику развития интереса, смысла, личностных функций ученика.
Слайд 13Этапы комбинированного урока:
организация начала урока;
проверка выполнения домашнего задания;
всестороння проверка знаний;
подготовка
к усвоению нового учебного материала;
усвоение новых знаний;
первичная проверка понимания учащимися
нового материала;
закрепление новых знаний;
подведение итогов урока;
информация о домашнем задании, инструкции о его выполнении.
Слайд 14Литература
Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Просвещение, 1985.
Бабанский Ю.К. Методы
обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
Современный урок
физики в средней школе / В.Г.Разумовский, Л.С.Хижнякова, А.И.Архипова и др.; Под ред. В.Г.Разумовского, Л.С.Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983.
Зотов Ю.П. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.