Слайд 1Специальная психология как наука
Слайд 2Специальная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической
деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками в
развитии.
Объект специальной психологии
лица с отклонениями в развитии.
Предмет специальной психологии
закономерности развития и проявлений психики лиц с нарушениями в развитии.
Слайд 3Разделы специальной психологии:
* Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология);
* Психология
слепых и слабовидящих (тифлопсихология);
* Психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология);
* Психология
детей с нарушением речи (логопсихология);
* Психология детей с задержкой психического развития;
* Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
* Психология детей с нарушением эмоционально –волевой сферы.
Слайд 4Задачи специальной психологии:
1. Изучение закономерностей психического развития аномальных детей на
основе сравнения с нормативно развивающимися детьми;
2. Изучение закономерностей влияния специальных
методов обучения и воспитания на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Изучение специфики познавательной деятельности лиц с нарушениями развития;
4. Разработка методов диагностики нарушений развития;
Слайд 5Педагогическая психология
Клиническая психология
Возрастная психология
Социальная психология
Патопсихология
Нейропсихология
Общая психология
Связь специальной психологии с другими
науками
Слайд 6Педагогика
Медицина
Анатомия
Биология
Физиология
Дефектология
Патология
Слайд 7Методы специальной психологии:
* Наблюдение;
* Изучение продуктов детской деятельности (письменные работы,
рисунки, поделки);
* Анкетирование;
* Проективные методики;
* Тесты;
* Обучающий эксперимент.
Слайд 8Понятийный аппарат специальной психологии:
* Норма;
* Дефект;
* Аномальные дети;
* Компенсация;
* Коррекция;
*
Дизонтогенез.
Слайд 9Представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Одаренные дети
N
дети с нарушением интеллекта
Слайд 10Одаренные дети
Дети с нарушением в развитии
Дети с девиантным поведением
Рис.1. Структура
детской популяции
Слайд 11В начале XX века детей с недостатками в развитии называли
«ненормальными детьми». Этот термин используется как отечественными, так и зарубежными
психологами, психиатрами и невропатологами. Почти одновременно используется понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л. С. Выготский и др.);
В 1930-х годах вводится термин «аномальные дети», охватив все недостатки развития.
В последнее время термин «дефект» сохраняется лишь в качестве словообразующего в термине «дефектология».
Слайд 12В 60-х годах XX века стал применяться термин «исключительные дети»,
как по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, так
и к одаренным детям;
С развитием интегративного обучения детей, стали применять понятие «дети с особыми относится к термину «дети с особыми образовательными потребностями».
За рубежом применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»;
В России «дети с особыми образовательными потребностями».
Слайд 14Сохранность структур и функций ЦНС
Сохранность анализаторных систем
Условия нормального развития ребенка
Сохранность
речевых структур
Физическое здоровье
Адекватные возрасту воспитание и обучение
Норма
Слайд 15Дефективность (аномальность)
нарушение целостности человека, его связей и отношений с
обществом, в том числе в сфере образования, воспитания, профессиональной деятельности.
Слайд 16Признаки дефективности:
* Изменения в структуре личности (из-за нарушений ВНД);
* Долговременность
состояния;
* Нарушение связей и отношений с обществом здоровых людей;
* Непостоянство
состояния, поддающееся изменениям в лучшую или худшую стороны.
Слайд 17Причины нарушений развития:
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
* Пренатальные
– период от момента зачатия до рождения ребенка;
* Натальные –
период родовой деятельности;
* Постнатальные – период после родов до 3 лет жизни ребенка.
Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери) называют – тератогенами.
Слайд 18Биологические причины аномалий:
1.Венерические заболевания (гонорея, сифилис);
2.Эндокринные заболевания матери (диабет, заболевания
щитовидной железы);
3.Наследственный фактор;
4.Хромосомно-генетические отклонения (генные мутации);
5.Инфекционные и вирусные заболевания (краснуха,
грипп, менингит, энцефалит);
6.Биохимические вредности (радиация, экологические загрязнения);
7.Патология родовой деятельности (родовые травмы);
8.Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте (менингит, энцефалит).
Слайд 23Социальные причины аномалий:
1. Педагогическая запущенность (разводы семей, вредные привычки родителей);
2.
Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация.
Слайд 24Депривация
психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в
удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.
Слайд 25Понятие дефекта в специальной психологии
Слайд 26Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития
ребенка.
Понятие дефекта центральное для специальной психологии, разработано в трудах Л.С.
Выготского.
Слайд 27Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем
его нормальные сверстники, но развит иначе.
Л.С. Выготский
Слайд 28Дефект:
Врожденный (первичный) Д1 -возникает в результате органического повреждения или недоразвития
какой -либо биологической системы, вследствие воздействия патогенных факторов. Он мало
обратим. Ядерные нарушения.
Приобретенный (вторичный) Д2 - психическое недоразвитие и нарушение социального поведения, непосредственно, вытекающие из первичного дефекта. Это обратимые изменения. Системные нарушени я.
Третичные нарушения Д3 - отклонения в психике, не имеющие непосредственных связей с первично поврежденной функцией (недоразвитие социального поведения, задержка личностного развития и др).
Д1+Д2+Д3=сложная структура аномального развития.
Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.).
Слайд 296-Д1
3,5,9 – Д2
4 - Д1
1,5,7 – Д2,
при разных первичных дефектах,
возможны как общие так и различные вторичные отклонения.
5
Слайд 30Дефект:
Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во много зависит
от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также
от своевременности и адекватности коррекционной работы.
Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными (например: ювелир, музыкант).
Слайд 31Дефект:
Распространение вторичных нарушений имеет направленность (векторность), которая определяет соотношение первичных
и вторичных отклонений. В нормальном онтогенезе развитие идет не только
«снизу вверх», от базальных, развитие высших функций «подтягивает», стимулирует развитие базальных, перестраивая их и внося в них новые задачи. При дефектах высших функций такой активизации с их стороны не происходит, т.е. возникает вторичное недоразвитие базальных функций.
Векторность «снизу вверх» типичная для ситуации первичного нарушения элементарной функции и вторичного недоразвития более сложных, надстраивающийся в первично с нарушении высших психических функций; например, при олигофрении структура нарушения характеризуется иерархичностью. Это проявляется в большем нарушении мышления по сравнению с функциями гнозиса, праксиса, памяти др. Однако недоразвитие мышления негативно влияет и на развитие названных функций.