Разделы презентаций


Специальная психология как наука

Содержание

Специальная психологияотрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками в развитии.Объект специальной психологии лица с отклонениями в развитии.Предмет специальной психологии закономерности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Специальная психология как наука

Специальная психология как наука

Слайд 2Специальная психология
отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической

деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками в

развитии.
Объект специальной психологии
лица с отклонениями в развитии.
Предмет специальной психологии
закономерности развития и проявлений психики лиц с нарушениями в развитии.

Специальная психологияотрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и

Слайд 3Разделы специальной психологии:
* Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология);
* Психология

слепых и слабовидящих (тифлопсихология);
* Психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология);
* Психология

детей с нарушением речи (логопсихология);
* Психология детей с задержкой психического развития;
* Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
* Психология детей с нарушением эмоционально –волевой сферы.
Разделы специальной психологии:* Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология);* Психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология);* Психология глухих и

Слайд 4Задачи специальной психологии:
1. Изучение закономерностей психического развития аномальных детей на

основе сравнения с нормативно развивающимися детьми;
2. Изучение закономерностей влияния специальных

методов обучения и воспитания на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Изучение специфики познавательной деятельности лиц с нарушениями развития;
4. Разработка методов диагностики нарушений развития;

Задачи специальной психологии:1. Изучение закономерностей психического развития аномальных детей на основе сравнения с нормативно развивающимися детьми;2. Изучение

Слайд 5Педагогическая психология
Клиническая психология
Возрастная психология
Социальная психология
Патопсихология
Нейропсихология
Общая психология
Связь специальной психологии с другими

науками

Педагогическая психологияКлиническая психологияВозрастная психологияСоциальная психологияПатопсихологияНейропсихологияОбщая психологияСвязь специальной психологии с другими науками

Слайд 6Педагогика
Медицина
Анатомия
Биология
Физиология
Дефектология
Патология

ПедагогикаМедицинаАнатомияБиологияФизиологияДефектологияПатология

Слайд 7Методы специальной психологии:
* Наблюдение;
* Изучение продуктов детской деятельности (письменные работы,

рисунки, поделки);
* Анкетирование;
* Проективные методики;
* Тесты;
* Обучающий эксперимент.

Методы специальной психологии:* Наблюдение;* Изучение продуктов детской деятельности (письменные работы, рисунки, поделки);* Анкетирование;* Проективные методики;* Тесты;* Обучающий

Слайд 8Понятийный аппарат специальной психологии:
* Норма;
* Дефект;
* Аномальные дети;
* Компенсация;
* Коррекция;
*

Дизонтогенез.

Понятийный аппарат специальной психологии: * Норма;* Дефект;* Аномальные дети;* Компенсация;* Коррекция;* Дизонтогенез.

Слайд 9Представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Одаренные дети
N
дети с нарушением интеллекта

Представления о нормальном и отклоняющемся развитииОдаренные детиNдети с нарушением интеллекта

Слайд 10Одаренные дети
Дети с нарушением в развитии
Дети с девиантным поведением
Рис.1. Структура

детской популяции

Одаренные детиДети с нарушением в развитииДети с девиантным поведениемРис.1. Структура детской популяции

Слайд 11В начале XX века детей с недостатками в развитии называли

«ненормальными детьми». Этот термин используется как отечественными, так и зарубежными

психологами, психиатрами и невропатологами. Почти одновременно используется понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л. С. Выготский и др.);
В 1930-х годах вводится термин «аномальные дети», охватив все недостатки развития.
В последнее время термин «дефект» сохраняется лишь в качестве словообразующего в термине «дефектология».
В начале XX века детей с недостатками в развитии называли «ненормальными детьми». Этот термин используется как отечественными,

Слайд 12В 60-х годах XX века стал применяться термин «исключительные дети»,

как по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, так

и к одаренным детям;
С развитием интегративного обучения детей, стали применять понятие «дети с особыми относится к термину «дети с особыми образовательными потребностями».
За рубежом применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»;
В России «дети с особыми образовательными потребностями».


В 60-х годах XX века стал применяться термин «исключительные дети», как по отношению к детям с ограниченными

Слайд 13Виды нормы:

Виды нормы:

Слайд 14Сохранность структур и функций ЦНС
Сохранность анализаторных систем
Условия нормального развития ребенка
Сохранность

речевых структур
Физическое здоровье
Адекватные возрасту воспитание и обучение
Норма

Сохранность структур и функций ЦНССохранность анализаторных системУсловия нормального развития ребенкаСохранность речевых структурФизическое здоровьеАдекватные возрасту воспитание и обучениеНорма

Слайд 15Дефективность (аномальность)
нарушение целостности человека, его связей и отношений с

обществом, в том числе в сфере образования, воспитания, профессиональной деятельности.

Дефективность (аномальность) нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере образования,

Слайд 16Признаки дефективности:
* Изменения в структуре личности (из-за нарушений ВНД);
* Долговременность

состояния;
* Нарушение связей и отношений с обществом здоровых людей;
* Непостоянство

состояния, поддающееся изменениям в лучшую или худшую стороны.

Признаки дефективности:* Изменения в структуре личности (из-за нарушений ВНД);* Долговременность состояния;* Нарушение связей и отношений с обществом

Слайд 17Причины нарушений развития:
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
* Пренатальные

– период от момента зачатия до рождения ребенка;
* Натальные –

период родовой деятельности;
* Постнатальные – период после родов до 3 лет жизни ребенка.

Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери) называют – тератогенами.
Причины нарушений развития:По времени воздействия патогенные факторы делятся на:* Пренатальные – период от момента зачатия до рождения

Слайд 18Биологические причины аномалий:
1.Венерические заболевания (гонорея, сифилис);
2.Эндокринные заболевания матери (диабет, заболевания

щитовидной железы);
3.Наследственный фактор;
4.Хромосомно-генетические отклонения (генные мутации);
5.Инфекционные и вирусные заболевания (краснуха,

грипп, менингит, энцефалит);
6.Биохимические вредности (радиация, экологические загрязнения);
7.Патология родовой деятельности (родовые травмы);
8.Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте (менингит, энцефалит).


Биологические причины аномалий:1.Венерические заболевания (гонорея, сифилис);2.Эндокринные заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы);3.Наследственный фактор;4.Хромосомно-генетические отклонения (генные мутации);5.Инфекционные и

Слайд 19Группы нарушений:

Группы нарушений:

Слайд 20Группы нарушений:

Группы нарушений:

Слайд 23Социальные причины аномалий:
1. Педагогическая запущенность (разводы семей, вредные привычки родителей);
2.

Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация.


Социальные причины аномалий:1. Педагогическая запущенность (разводы семей, вредные привычки родителей);2. Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация.

Слайд 24Депривация

психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в

удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Депривация психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и

Слайд 25Понятие дефекта в специальной психологии

Понятие дефекта в специальной психологии

Слайд 26Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития

ребенка.

Понятие дефекта центральное для специальной психологии, разработано в трудах Л.С.

Выготского.

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.Понятие дефекта центральное для специальной психологии, разработано

Слайд 27Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем

его нормальные сверстники, но развит иначе.
Л.С. Выготский

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе.Л.С. Выготский

Слайд 28Дефект:
Врожденный (первичный) Д1 -возникает в результате органического повреждения или недоразвития

какой -либо биологической системы, вследствие воздействия патогенных факторов. Он мало

обратим. Ядерные нарушения.
Приобретенный (вторичный) Д2 - психическое недоразвитие и нарушение социального поведения, непосредственно, вытекающие из первичного дефекта. Это обратимые изменения. Системные нарушени я.
Третичные нарушения Д3 - отклонения в психике, не имеющие непосредственных связей с первично поврежденной функцией (недоразвитие социального поведения, задержка личностного развития и др).
Д1+Д2+Д3=сложная структура аномального развития.

Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.).



Дефект:Врожденный (первичный) Д1 -возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой -либо биологической системы, вследствие воздействия патогенных

Слайд 296-Д1
3,5,9 – Д2

4 - Д1
1,5,7 – Д2,



при разных первичных дефектах,

возможны как общие так и различные вторичные отклонения.
5

6-Д13,5,9 – Д24 - Д11,5,7 – Д2,при разных первичных дефектах, возможны как общие так и различные вторичные

Слайд 30Дефект:
Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во много зависит

от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также

от своевременности и адекватности коррекционной работы.
Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными (например: ювелир, музыкант).

Дефект:Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во много зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных

Слайд 31Дефект:
Распространение вторичных нарушений имеет направленность (векторность), которая определяет соотношение первичных

и вторичных отклонений. В нормальном онтогенезе развитие идет не только

«снизу вверх», от базальных, развитие высших функций «подтягивает», стимулирует развитие базальных, перестраивая их и внося в них новые задачи. При дефектах высших функций такой активизации с их стороны не происходит, т.е. возникает вторичное недоразвитие базальных функций.
Векторность «снизу вверх» типичная для ситуации первичного нарушения элементарной функции и вторичного недоразвития более сложных, надстраивающийся в первично с нарушении высших психических функций; например, при олигофрении структура нарушения характеризуется иерархичностью. Это проявляется в большем нарушении мышления по сравнению с функциями гнозиса, праксиса, памяти др. Однако недоразвитие мышления негативно влияет и на развитие названных функций.

Дефект:Распространение вторичных нарушений имеет направленность (векторность), которая определяет соотношение первичных и вторичных отклонений. В нормальном онтогенезе развитие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика