Слайд 1Специальное образование в РОССИИ
(От Киевской Руси
до октября 1917 года)
Слайд 2Восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями
Христианская
концепция деятельной любви к ближнему. Помочь убогому, все равно что
помочь Богу.
996 г. - князь Владимир возложил функцию призрения на церковь.
ХI в. - в Киево-Печерской монастыре преподобный Феодосий основал первую больницу-богадельню для калек и глухонемых.
Слайд 3 При епархиях и приходах устраивались приюты,
в которых
содержались
дети-сироты, больные,
нищие, калеки.
«Поучении Владимира Мономаха» (XII в.)
была впервые обоснована идея помощи нуждающимся.
Слайд 4Законодательные акты
XVI-XVII вв.
«Стоглавый судебник» (1551г.) предписывал глухонемых, одержимых бесом
и лишенных разума помещать для содержания в монастыри.
Закон 1676 г.
Запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», тем самым признавая их неполноценным, недееспособным.
Указ царя Федора Алексеевича (1682 г.) об устройстве на казенный счет двух богаделен в Москве для лиц с физическими и психическими отклонениями.
Слайд 5Законодательные акты XVIII в.
Указы Петра Первого:
учреждали богадельни и сиротские дома;
запрещали умерщвлять «зазорных» младенцев;
запрещали нищенствовать и подавать милостыню;
запрещали принимать душевно больных в монастыри без медицинского освидетельствования;
запрещали дворянам, поступающим в монастырь в качестве душевно больных, жениться и наследовать имущество родителей.
Слайд 6Указы Екатерины II
Ряд законодательных актов, направленных на развитие общественного призрения;
Создаются
государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими;
Слайд 7Первые специальные учебные заведения России
Ведомство императрицы Марии Федоровны с 1797
года занимается детскими приютами и благотворительностью. В Россию был приглашен
французский тифлопедагог Валентин Гаюи, который открывает
в 1806 году в Павловске под Петербургом опытное училище для 12 глухонемых детей, а
в 1807 году – школу для слепых.
Слайд 8Основные линии развития специального образования в России XIXв.
Христианско-благотворительная: приюты, богадельни,
дома призрения.
Лечебно-педагогическая: специальные отделения при больницах, школы-санатории;
Педагогическая: детские ясли и
сады, школы, колонии.
Слайд 9Первые учреждение для умственно отсталых детей в России
В 1854 году
в г.Риге доктор Фридрих Плац открывает лечебно-педагогическое заведение для припадочных
и слабоумных.
В системе военных учебных заведений в 70-е год в ходе реформ были открыты начальные прогимназии (кадетские классы) с 4-летним сроком обучения. В них разрешалось повторное обучение по 3-4 года в каждом классе.
В 1898 г. Е.К.Грачева в Петербурге открывает приют и при нем школу для умственно отсталых детей.
Слайд 10Специальное образование России начала XX в.
К 1907 г. Действовало 61
заведение для глухонемых:
школ и училищ – 50;
приютов – 7;
учреждений семейного типа -4.
В них обучалось 2226 чел., работали 343 педагога.
Слайд 11В 1910 г. При Московской управе образована комиссия по вопросу
организации вспомогательных школ и классов под руководством Н.В.Чехова и при
участии М.П. и Н.П. Постовских, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, О.Б.Фельцмана, Е.В.Герье и др.
Слайд 12К 1914 г. Число приютов и учебных заведений для незрячих
было около 30.
В 1915 году в Петербурге А.Н.Граборов открыл частную
школу – пансион, которую через год передал Психоневрологическому институту.
Слайд 13К 1917 году во многих регионах России были организованы вспомогательные
школы, приюты, лечебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс.учащихся
с умственной отсталостью.