Слайд 1Спрос, предложение
и рынок
Тема № 3
Слайд 2ПЛАН:
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РАВНОВЕСИЕ НА
РЫНКЕ ТОВАРА
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1
2
3
Слайд 4 Спрос (D - demand) –
это обобщающий термин, описывающий
поведение покупателей.
Слайд 5Для его характеристики используют такие понятия как
объем спроса,
функция
спроса,
кривая спроса,
закон спроса.
Слайд 6Объем спроса (Qd) на товар -
это количество товара,
которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени и имеют
возможность сделать это.
Слайд 7Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-либо товара, то
легко заметим, что
между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь.
Слайд 8Чем ниже цена товара,
тем большее его количество (при прочих равных,
условиях) готовы купить покупатели, тем выше объем спроса.
Слайд 9Например,
при цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь
одну единицу блага X,
при цене в 30 руб. —
три единицы,
при цене в 20 руб. — четыре единицы и т.д.
Слайд 10
Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена
графически:
P
Q
60
30
20
0
1
3
4
D
Слайд 11Кривая спроса —
кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы
купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Слайд 12В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной,
а зависимую (объем спроса) — по горизонтальной оси.
Слайд 13 Кривая спроса D имеет отрицательный наклон, что свидетельствует
о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Слайд 14Когда величины переменных x
и y изменяются
в противоположных направлениях, между ними существует отрицательная, или обратная, зависимость.
Она изображается на графике в виде нисходящей линии y = f(x).
Слайд 16Когда величины обеих переменных x и y изменяются
в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость.
Она изображается на графике в виде восходящей линии y = f(x).
Слайд 18Наклон линии
определяется тангенсом угла касательной проведенной в определенной точке
кривой и положительным направлением оси ОХ
Слайд 20Наклон кривой MN в точке А определяется tg ∠ АВХ;
поскольку угол АВХ является тупым,
т.е. большим, чем 90о, значение тангенса будет отрицательным.
Слайд 21Это справедливо для любой точки убывающей кривой, поэтому наклон нисходящей
линии является отрицательным.
Слайд 22 В случае восходящей линии для каждой точки значение тангенса
будет положительным, поэтому говорят, что возрастающие линии имеют положительный наклон.
Слайд 23 Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой
не
меняется, линия имеет нулевой наклон.
Y
0
X
и тому же значению независимой переменной соответствует
бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности
Y
0
X
Слайд 25В общем виде
Qd= F(P),
где Qd — объем спроса;
Р — цена (price).
Слайд 26Обратная связь между ценой
и количеством предлагаемого продукта называется
законом спроса.
Слайд 27Кроме цены на спрос влияют и другие факторы.
функция, определяющая объем спроса
в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Слайд 29Важнейшим из них является
цена (P) на единицу блага
в данный момент.
Изменение цен означает движение точки по кривой спроса:
Слайд 30 Если цена падает (P2< P1), то соответствующий ей
объем спроса растет (Q2>Q1),
то есть точка сдвигается вправо по убывающей кривой спроса.
P
P1
P2
0
Q1
Q2
Q
Слайд 31 И наоборот, если цена растет
(P2> P1), то соответствующий ей объем спроса
падает (Q2
P
P2
P1
0
Q2
Q1
Q
Слайд 32Кроме цены на спрос влияют другие факторы:
1) увеличение (или сокращение)
доходов потребителя (I),
2) изменение вкусов и предпочтений (Z),
3) ценовые и
дефицитные ожидания (W),
Слайд 33Кроме цены на спрос влияют другие факторы:
4) изменение цен товаров- субститутов
(Psub)
5) изменение цен комплемен- тарных товаров (Pcom),
6) рост (или уменьшение) количества покупателей
(N),
7) прочие факторы (B).
Слайд 34Спрос является функцией всех этих факторов:
Qd = F(P, I, Z,
W, Рsub, Рсоm, N, В),
Слайд 35 Изменение этих факторов способствует сдвигу кривой спроса влево
или вправо:
P
0
Q
D1
D
D2
Слайд 36 Например, увеличение денежных доходов потребителей
(при отсутствии инфляции)
означает повышение объема спроса по каждой цене, т.е. сдвиг кривой D в положение D2.
P
0
Q
D
D2
Слайд 37При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода
в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя
и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.
Такая ситуация типична для большинства, но не для всех товаров.
Слайд 38Нормальный товар -
это такой товар, объем спроса на который
увеличивается
с ростом дохода при каждом значении цены.
Слайд 39Низший товар -
такой товар, объем спроса
на
который падает с ростом дохода.
Слайд 40Низшими обычно являются товары, для которых существуют альтернативные, характеризующиеся более
высоким качеством или большими удобствами.
Слайд 41 Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего
качества, спрос же на низшие товары снижается,
т.е. кривая перемещается из положения D в положение D1.
P
0
Q
D1
D
Слайд 42Рост цен на товар-субститут данного товара, повышает спрос на данный
товар.
Наоборот, повышение цен на комплемент сокращает спрос на данный
товар.
Слайд 43На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние
порой довольно трудно определить однозначно.
Слайд 44К тому же один и тот же фактор может оказывать
разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Слайд 45Предложение (S - supply) -
это обобщающий термин для характеристики поведения
продавцов.
Слайд 46Его экономический смысл раскрывается категориями:
объем предложения,
функция предложения,
кривая
предложения,
закон предложения.
Слайд 47Объем предложения (Qs) -
это количество товара, которое продавцы желают
продать и могут поставить на рынок
за определенный промежуток времени.
Слайд 48Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения,
то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая:
чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.
Слайд 49Например, при цене 20 руб. производители согласны продать лишь две
единицы блага X, при цене 30 руб.— четыре единицы, а
при цене 50 руб. — шесть единиц блага X.
Слайд 50 Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может
быть изображена графически:
P
0
Q
S
20
2
4
6
30
50
Слайд 51В общем виде:
Qs = f(P),
где Qs - объем предложения,
P -
цена товара.
Слайд 52Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом
предложения.
Слайд 53Кривая предложения—
кривая, показывающая, какое количество товара готовы продать производители
по разным ценам в данный момент времени.
Слайд 54Кривая предложения S имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании
производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
Слайд 55 Функция предложения определяет объем предложения в зависимости от влияющих
на него различных факторов.
Слайд 56P
0
Q
S
Q1
Q2
P1
P2
Изменение цены означает движение точки по кривой предложения:
Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена (P).
Слайд 57Кроме цены на предложение блага влияют и другие факторы:
1) цены факторов
производства (ресурсов) Pr,
2) характер применяемых технологий - К,
3) ценовые и дефицитные
ожидания агентов рыночной экономики- W,
Слайд 58Кроме цены на предложение блага влияют и другие факторы:
4) размер налогов
и субсидий - Т,
5) количество продавцов – N,
6) прочие факторы - В.
Слайд 59Объем предложения является функцией всех этих факторов:
Qs = f(P, Pr,
K, W, T, N, B),
Слайд 60 Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение
объема предложения по каждой цене, т.е. сдвиг кривой S в
положение S1.
P
0
Q
S1
S
Слайд 61 Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства
произойдет увеличение объема предложения по каждой цене, что приведет к
сдвигу кривой S в положение S2:
P
0
Q
S
S2
Слайд 62Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени.
Обычно
различают:
кратчайший,
краткосрочный (короткий)
долгосрочный (длительный) рыночный периоды.
Слайд 63В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны,
в краткосрочном некоторые
факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными,
в долгосрочном
— все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.)
Слайд 64 В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к
повышению (понижению) цен, но не отражается на объеме предложения:
P
0
Q
S
D1
D2
P1
P2
Слайд 65 В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост
цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают
изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом:
P
0
Q
S
D1
D2
P1
P2
Q1
Q2
Слайд 66 В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту
объема предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен:
P
0
Q
S
D1
D2
P'1
P2
Q1
Q2
Q'1
Слайд 68В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса
и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.
Слайд 69 В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может
значительно превышать цену спроса:
P
S
D
Ps
Pd
0
Q
Слайд 70 Объем предложения может не соответствовать объему спроса:
P
S
D
Qs
Qd
0
Q
Слайд 71В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и
покупателей.
Слайд 72Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену
необходимой информацией.
Слайд 73Они делают условия обмена простыми, ясными, стандартизированными для всех участников
рыночной экономики:
Слайд 74Совместим кривые спроса и
предложения на одном графике:
P
0
Q
D
S
E
Pe
Qe
Слайд 75Точка равновесия обозначается Е
(от лат. equilibrium).
В этой точке
Pe = Pd = Ps,
Это значит, что
Qe = Qd = Qs.
Слайд 76Равновесная цена —
цена, уравновешивающая спрос и предложение
в результате действия конкурентных сил.
Слайд 77В условиях конкуренции происходит взаимное приспособление цен спроса и цен
предложения,
объема спроса и объема предложения.
Слайд 78В результате установления равновесия выигрывают
и потребители,
и производители.
Слайд 79
Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями
цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь
PmaxEPe.
Pmax
Pe
E
Qe
0
Q
Излишек
потребителя
Слайд 80В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую
могли бы предложить наиболее передовые фирмы.
Слайд 81
Разница между общей выручкой (площадью
прямоугольника 0РeEQe) и совокупными издержками (площадь 0РminEQe) и составляет излишек
(выигрыш) производителя (площадь PeEPmin).
Pmax
Pe
E
Qe
0
Q
Pmin
выигрыш
производителя
Слайд 82Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.
Вальраса
и А. Маршалла.
Слайд 83Главным в подходе
Л. Вальраса является разница в объеме спроса
(предложения).
Слайд 84 Если существует избыток спроса Q2 - Q1 при
цене P1,
то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены
до тех пор, пока не исчезает избыток.
P
0
Q
E
Pe
Qe
P1
Q1
Q2
Избыток
спроса
Слайд 85 В случае избытка предложения Q2 - Q1
(при цене
Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка за счет понижения цены.
P
0
Q
E
Pe
Qe
P2
Q1
Q2
Избыток
предложения
Слайд 86Проиллюстрируем равновесие по А. Маршаллу:
Если объем предложения ниже
равновесного уровня Qe, цена спроса выше цены предложения, например, при
Q1: Pd>Ps, что побуждает продавцов увеличить объем предложения.
P
0
Q
Pe
Qe
Q1
Pd
Ps
D
S
E
Слайд 87Проиллюстрируем равновесие по А. Маршаллу:
Если объем превышает равновесный
уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при Q2: Ps>Pd,
что заставляет продавцов снижать объем предложения.
P
0
Q
Pe
Qe
Q2
Pd
Ps
D
P
S
Слайд 88При равновесном объеме цена спроса совпадает
с ценой предложения
Pd = Ps = Pe.
Слайд 89Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса,
длительный — моделью
А. Маршалла.
Слайд 90Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.
Смит назвал механизмом «невидимой руки»).
Слайд 91Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в
пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.
Слайд 92Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению
их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.
Слайд 93Так как равновесная цена значительно превышает издержки
у тех производителей, затраты которых
ниже средних,
то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Слайд 94Тем не менее, потребители далеко
не всегда полагают,
что существующие цены оптимальны.
Слайд 95Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного
вмешательства в рыночное ценообразование.
Слайд 96На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.
Слайд 97 Если установленная государством максимальная цена («потолок цены») находится
ниже равновесного уровня, то образуется дефицит товара:
P
0
Q
E
Pe
Потолок цен
Pmax
дефицит
Слайд 98 Если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня
("субсидируемая цена"), то образуется излишек.
P
0
Q
E
Pe
Pmin
Субсидируемая
цена
излишек
Слайд 99Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.
Слайд 100
В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня,
дефицит не ослабевает,
а усиливается,
к денежным затратам потребителя добавляются неденежные:
P
0
Q
E
Pe
Потолок цен
Pmax
дефицит
Слайд 101Неденежные затраты связаны
с поисками товаров, стоянием
в очередях и т.д. —
все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара.
Слайд 102В случаях, когда цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер,
стимулирующих ограничение предложения
и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.
Слайд 103 И в том, и в другом случае рыночная экономика
начинает функционировать менее эффективно,
чем в условиях конкуренции.
Слайд 1043. Эластичность спроса и предложения
Слайд 105Рассмотренные выше соотношения между ценой
и объемом товара
указывают лишь на направление изменения (рост или падение), но ничего не говорят об интенсивности происходящих изменений.
Слайд 106Для определения чувствительности покупателей к изменению цен или доходов
в экономике используется понятие эластичности.
Слайд 107 Эластичность спроса
на товар -
это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением объема спроса.
Слайд 108
Коэффициент эластичности спроса
по цене:
% Δ Qd
Ep(D) = =
% Δ P
= =
=
процентное изменение объема спроса
процентное изменение цены
(Q2 - Q1) (P2 + P1)
(Q2+ Q1) (P2 - P1)
Слайд 109Если Ер(D)>1, то говорят, что спрос эластичный:
P
0
Q
P1
P2
Q1
Q2
Слайд 111Если Ер(D)=1, то говорят, что спрос пропорциональной (единичной) эластичности:
P
0
Q
P2
Q1
Q2
P1
Слайд 112Если Ер(D)=0, то говорят, что спрос совершенно неэластичный:
P
0
Q
D
Слайд 113Если Ер(D)→∞, то говорят, что спрос совершенно эластичный:
P
0
Q
D
Слайд 114Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:
1) наличие заменителей: чем
больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
2) удельный
вес товара в бюджете потребителя: обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса;
Слайд 115Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:
3) качество товара: чем качественнее
товар, тем менее эластичен спрос на него;
4) степень необходимости товара:
спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен, спрос на предметы первой необходимости неэластичен);
Слайд 116Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:
5) размеры запаса: чем больше
запас, тем эластичнее спрос;
Слайд 117 Эластичность спроса
по доходу
- это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его дохода.
Слайд 118
Коэффициент эластичности спроса
по доходу:
% Δ Qd
Ei(D) = =
% Δ I
= =
=
процентное изменение объема спроса
процентное изменение дохода
(Q2 - Q1) (I2 + I1)
(Q2+ Q1) (I2 - I1)
Слайд 119Если Ei(D) > 0,
то говорят, что в этом
случае имеют дело с
нормальным товаром,
то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара.
Слайд 120Если Ei(D) < 0,
то говорят, что в этом
случае имеют дело с
низшим товаром,
то есть по мере роста дохода потребление этого товара сокращается, он заменяется более ценными товарами.
Слайд 121Если Ei(D) > 1,
то говорят, что товар является
предметом роскоши.
В этом случае рост дохода приводит
к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции.
товаром
первой необходимости.
В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в меньшей пропорции.
Слайд 123Если Ei(D) =0,
то имеют дело с
совершенно неэластичным спросом
по доходу.
В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода.
Слайд 124 Перекрестная эластичность - показатель для характеристики чувствительности спроса на
данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар.
Слайд 125Коэффициент перекрестной эластичности спроса:
% Δ Qda
Epb(Da) = =
% Δ Pb
= =
=
процентное изменение объема спроса на товар А
процентное изменение цены товара В
(Qa2 - Qa1) (Pb2 + Pb1)
(Qa2 + Qa1) (Pb2 - Pb1)
Слайд 126 Если Epb(Da) > 0, то товар В является
заменителем (субститутом) товара А.
Если Epb(Da) < 0, то
товар В является дополняющим (комплементом) товара А.
Если Epb(Da) = 0, то товары А и В являются несвязанными (индифферентными).
Слайд 127 Эластичность предложения по цене - это процентное изменение объема
предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих
факторах, влияющих на предложение.
Слайд 128Коэффициент эластичности предложения по цене:
% Δ Qs
Ep(S) = =
% Δ P
= =
=
процентное изменение объема предложения
процентное изменение цены
(Q2 - Q1) (P2 + P1)
(Q2 + Q1) (P2 - P1)
Слайд 129 Предложение эластично,
если Ep(S)>1.
Предложение неэластично, если Ep(S)<1.
Предложение совершенно неэластично, если Ep(S)=0. В этом случае объем предложения не реагирует на изменение цены.
Слайд 130Ценовая эластичность предложения имеет важное значение для определения экономической политики
фирм и правительства.
Это наглядно видно на примере налоговой политики
государства.
Слайд 131 Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на
единицу товара, что ведет к смещению кривой предложения S вверх
до S':
P
0
Q
D
S
S'
Слайд 132
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями,
а также включает
избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками и представляющими чистую потерю для общества.
P
0
Q
D
S
S'
Платят
потребители
Платят производители
Избыточное
налоговое
бремя
E'
E
Слайд 133Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить,
какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.
Слайд 134
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается
производителем.
P
0
Q
D
S
S'
E'
E
Слайд 135
В случае неэластичного спроса большая часть налога выплачивается
потребителем.
P
0
Q
D
S
S'
E'
E
Слайд 136Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса
потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить
свой спрос на товары-субституты.
В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Слайд 137 Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает
на потребителей.
D
S'
S
E
E'
P
0
Q
Слайд 138 Если же предложение неэластично, то
большая часть налога падает на производителей:
D
S'
S
E
E'
P
0
Q
Слайд 139Это можно объяснить так:
Эластичность предложения означает, что производители без труда
смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или
услуги.
Слайд 140В случае неэластичного предложения перераспределение ресурсов происходит медленнее
и с большим трудом, поэтому больше всего от налога
пострадают производители.