Слайд 1Презентацию подготовил:
Студент группы ПГС-13
Корсунов Артем
СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ
Слайд 2 Стиль «барокко» возник в Италии в
конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в
результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.
Слайд 3 Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками
классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе
позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие.
В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Таким образом, можно говорить о том, что барокко возникло при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства.
Слайд 4 Одно из стилистических
течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «торентино».
Основателем этого направления стал член ордена иезуитов
А. Поццо, автор росписи «Апофеосис», изображающей вознесение Игнатия Лойолы - главы ордена иезуитов - на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме (1684 г.)
А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.
Слайд 5Характерные черты архитектуры барокко
Обилие пышных, декоративных украшений
Подчёркнутая театральность
Преобладание сложных криволинейных
форм
На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия
Слайд 6 Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую
геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко
– овал, усложнённый прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен.
Слайд 7 Для архитектуры барокко характерны неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь.
Слайд 8 Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и
позолоты усиливали выразительность архитектуры, производили впечатление богатства и парадности.
Слайд 9Лоренцо Бернини(1598 – 1680) –
«гений барокко»
Талантливый
архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр, актёр, создатель сложнейших декораций.
Слайд 10Лоренцо Бернини – «гений барокко»
Главное архитектурное творение –
оформление площади Святого Петра в Риме
Слайд 11Лоренцо Бернини – «гений барокко»
Фасад храма
Святого Петра в Риме
Слайд 12Русское барокко
Бартоломео Франческо Растрелли
(1700 – 1771) – сын скульптора, итальянец, родившийся во Франции.
Получив образование за границей, работал только в России, ставшей для него второй родиной.
Слайд 13 Выдающиеся творения Растрелли
Андреевская церковь
1749 -1759г.
г.
Киев
Слайд 14 Собор Смольного монастыря
1748 – 1760
г. Санкт – Петербург
Слайд 15
Зимний дворец 1754 – 1762 г. Санкт –
Петербург
Слайд 16Фасад церкви Иль-Джезуп(1575- 1584 гг.). Проект Виньолы.
Архитектор Джакомо делла
Порта.
Слайд 17Архитектура барокко основывается на величии папы римского и католической церкви,
а также на многообразии и сложности мира. Именно поэтому она
так монументальна, величественна и причудлива.
Барокко старается объединить все виды искусства. Поэтому архитектура, скульптура и живопись в интерьере, сады и парки вокруг — всё это составляет единый пышный ансамбль.
Яркие примеры архитектурных ансамблей барокко — Версаль во Франции, Шёнбрунн в Австрии, Петергоф в России, Цвингер в Германии и Аранхуэс в Испании.
Слайд 18 И. Грабарь (русский художник, искусствовед,
музейный деятель.1871-1960гг.) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко:
«Неврастеническая восторженность
удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».