Слайд 1Стоимость информационной продукции: пути определения
Слайд 2
Сложность оценки стоимости ИПУ связанна с:
со спецификой информации как
товара,
информация не всегда воспринимается как продукт интеллектуальной деятельности людей;
отсутствуют четко
разработанные принципы собственности на информацию;
правовыми трудностями при использовании информационной продукции;
плохой разработанностью методов оценки информационной продукции (качественными и количественными);
наличием платных и бесплатных ИПУ.
Вопрос о стоимости информационной продукции до сих пор относиться к числу дискуссионных.
Слайд 3ФЗ «О библиотечном деле» в ст. 7 закрепляет право пользователей
библиотек бесплатно получать:
информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
информацию
о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
любой документ из библиотечных фондов во временное пользование.
Слайд 4Услуги, оказываемые сферой сервиса, имеют большую социальную значимость, что объясняется
наличием в социальной сфере положительных внешних эффектов, т. е. не
отраженных в рыночных ценах выгод, возникающих при приобретении этих услуг.
Слайд 5Внешние эффекты:
улучшение физического состояния;
рост творческого потенциала, уровня образования и культуры
личности;
сохранение природных ландшафтов и памятников культуры;
рост информационной культуры личности.
Слайд 6Необходимость сочетания платности и бесплатности предоставляемых услуг, приводит к ценовой
дискриминации
Ценовая дискриминация – это продажа услуг данного качества и при
данных издержках производства разным покупателям по разным ценам.
В сфере услуг возможно использование всех форм ценовой дискриминации.
Слайд 7Формы ценовой дискриминации:
первая (совершенная) форма, при которой каждая единица услуг
реализуется потребителю по цене, равной цене спроса (например, стоимость маркетинговых
или патентных исследований);
вторая форма, при которой уровень цен единицы услуги связана с объемом реализации, используется в процессе абонементного обслуживания;
третья форма, при которой устанавливается несколько уровней цен для различных потребителей в зависимости от уровня доходов, социального положения и т. д. (например, для физических и юридических лиц).
Слайд 8Цена – важный инструмент комплекса маркетинга, который должен рассматриваться, формироваться
и анализироваться в совокупности со всей системой маркетинговых мероприятий.
Цена –
один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей.
Слайд 9Принятие решения о цене требуется в следующих случаях:
установление первоначальной или
разовой цены при выходе на рынок;
изменения цены по инициативе самого
предприятия вследствие изменения спроса, а также при проведении специальных акций по поддержанию спроса;
изменения цены под давлением конкурентов или органов государственного управления;
определения оптимальных ценовых соотношений между отдельными информационными продуктами и услугами.
Слайд 10Этапы установления цены:
определение целей ценовой политики;
определение спроса;
оценка издержек;
выбор ценовой стратегии
и метода ценообразования;
принятие решения об окончательном уровне цены.
Слайд 11Цели ценовой политики:
обеспечение выживаемости;
максимизация текущей прибыли;
завоевание лидерства на рынке (по
объему предоставляемых услуг, по качеству услуг, по уровню сервиса);
изыскание дополнительных
средств для развития организации и материального стимулирования работников;
обеспечение доступности информационного обслуживания для широких слоев населения;
и др.
Слайд 12Виды спроса:
отсутствие спроса;
скрытый спрос;
падающий спрос;
нерегулярный спрос;
полноценный спрос;
чрезмерный спрос.
Слайд 13В социальной сфере чрезвычайно высок уровень прямой эластичности спроса, т.
к. потребление этих услуг не является жизненно необходимыми и от
них легко отказаться при повышении цен на них.
Слайд 14Различные группы потребителей характеризуются различной степенью чувствительности к цене.
Потребители менее
чувствительны к цене в случае, если:
не знают о существовании аналогов;
цена
товара составляет лишь небольшую долю от дохода потребителя;
доля цены товара незначительна в общих расходах на получение конечного результата;
не имеют возможности создать запас товара;
товар применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром;
товар вызывает сильные ассоциации с высоким качеством, престижем, эксклюзивностью;
товар поддается сравнению;
товар обладает уникальными свойствами.
Слайд 15Оценка издержек
В состав себестоимости ИПУ значительную часть (50-70%) составляют условно-постоянные
издержки, не зависящие от объема затрат производства.
К ним относятся:
заработная плата с начислениями;
арендные платежи;
плата за коммунальные услуги;
амортизационные отчисления.
Слайд 16Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования
Максимально возможная цена определяется наличием
уникальных достоинств услуг (редкость, престижность, дефицитности, особый уровень качества), минимально
возможная – уровнем затрат на ее производство. Цены фирм-конкурентов характеризуют средний уровень.
Слайд 17Методы ценообразования:
на основе издержек производства;
с ориентацией на спрос (или ценность
ИПУ для потребителя);
с ориентацией на конкуренцию (на текущий уровень цен);
определение
цен, ориентированное на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Слайд 18Механизм ценообразования на основе спроса:
Слайд 19Механизм ценообразования на основе спроса:
Слайд 20Механизм ценообразования на основе спроса:
Слайд 21Выбор метода ценообразования зависит от:
особенностей (интеллектуальной емкости) процесса оказания данной
услуги;
выбранной ценовой стратегии;
структуры рынка.
Слайд 22Принятие решения об окончательном уровне цены
Для обоснования стоимости ИПУ может
использоваться многоаспектная классификация ИПУ. Она повышает доверие потребителя, позволяет наглядно
показать ему, их каких компонентов складывается конечная цена.
Стоимость продукции возрастает с усложнением уровня аналитической переработки информации и расширением ресурсной базы.
Слайд 23Как эксклюзивные позиционируются информационные продукты и услуги, выполняемые по индивидуальному
заказу и являющиеся результатом информационных исследований, для проведения которых привлекается
личностное знание специалистов-экспертов (например, маркетинговые, патентные, библиографические исследования).
Слайд 24На стоимость ИПУ влияет периодичность обслуживания – разовое обслуживание всегда
дороже, чем текущее (абонементное).
Место и способ предоставления ИПУ, повышение комфортности
обслуживания, также влияют на их стоимость.
На принятие решения об окончательной цене влияет также стадия жизненного цикла товара и социально-психологические факторы.