Разделы презентаций


Стресс как биологическая и психологическая категория

Содержание

Определение понятия«Стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» Г. Селье«Стресс - общая адаптивная реакция организма, развивающуюся в ответ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Стресс как биологическая и психологическая категория
Определение понятия и основные характеристики
Психологический

стресс. Факторы проявления стресса
Динамика развития стресса
Фактор развития стресса



Стресс как биологическая и психологическая категорияОпределение понятия и основные характеристикиПсихологический стресс. Факторы проявления стрессаДинамика развития стрессаФактор развития

Слайд 2Определение понятия
«Стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате

внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических

органов» Г. Селье
«Стресс - общая адаптивная реакция организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» П. Д. Горизонтова

Определение понятия«Стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы

Слайд 3Основные положения о стрессе Г. Селье
1. Все биологические организмы имеют

врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих

систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.


Основные положения о стрессе Г. Селье1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или

Слайд 4 Физиологические проявления стресса
1. Активность гипоталамуса (высший центр вегетативной нервной системы

(симпатический отдел-возбуждение; парасимпатический – торможение); отвечает за координацию нервной и

гуморальной систем организма; управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники (кортизол); формирует эмоциональные реакции человека; регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.
2. Сердечно-сосудистая система (первая реакция на стресс)
3. Нервная система. Экспериментальный невроз И.П. Павлова: В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. 
Физиологические проявления стресса1. Активность гипоталамуса (высший центр вегетативной нервной системы (симпатический отдел-возбуждение; парасимпатический – торможение); отвечает за

Слайд 6Объяснение природы стресса в разных направлениях
Генетически-конституциональное направление: попытка установления

связи между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, снижающими

общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу. Представило свою теорию о способности организма сопротивляться стрессу. На эту способность влияют определенные защитные стратегии функционирования, которые не зависят от текущих обстоятельств.
Психодинамическое направление. З. Фрейд описал два
типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сиг-
нализирующая тревога возникает как реакция предвосхище-
ния реальной внешней опасности; б) травматическая тревога
развивается под воздействием бессознательного, внутреннего
источника. Наиболее ярким примером причины возникнове-
ния данного типа тревоги является сдерживание сексуальных
побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания резуль-
тирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни»


Объяснение природы стресса в разных направлениях Генетически-конституциональное направление: попытка установления связи между генетическим складом (генотипом) и некоторыми

Слайд 7Объяснение природы стресса в разных направлениях
Теории конфликтов. В основе

лежат социальные аспекты. Основные причины напряжения связаны с необходимостью

членов общества подчиняться его социальным нормативам. Предупредить стресс можно, предоставляя членам общества благоприятные условия для развития, свободу в выборе; устойчивость социальных отношений, распределение экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах.

Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса,


Объяснение природы стресса в разных направлениях Теории конфликтов. В основе  лежат социальные аспекты. Основные причины напряжения

Слайд 8Виды стресса
Информационный стресс
Двигательный стресс
Стресс жителя мегаполиса
Зрительный стресс
Стресс скорости и расстояния
Эмоциональный

стресс («+» и «-»)
Стресс постоянных изменений
Рабочий стресс

Виды стрессаИнформационный стрессДвигательный стрессСтресс жителя мегаполисаЗрительный стрессСтресс скорости и расстоянияЭмоциональный стресс («+» и «-»)Стресс постоянных измененийРабочий стресс

Слайд 9Виды стресса
1. Кратковременные – долгосрочные (хронические)
2. Физиологические (соматические, средовые) стрессы

-
психоэмоциональные стрессы.
Физиологические стрессы делятся на:
механические (травмы, ранения, операции);
физические (перегрев,

ожог, голод, жажда и т.п.);
- химические (яды, загрязнения воздуха);
- биологические (вирусы, токсины, грибы).
3. Эустресс (полезный стресс) – дистресс. ПТСР.
4. Травматический стресс - особая форма реакции на негативное внешнее воздействие. две причины: 1. Человек осознает, что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
2. Пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым жил человек



Виды стресса1. Кратковременные – долгосрочные (хронические)2. Физиологические (соматические, средовые) стрессы - психоэмоциональные стрессы.Физиологические стрессы делятся на:механические (травмы,

Слайд 10 Психологический стресс Р.Лазарус, Р. Ланьер) «Основные хронические текущие заболевания нашего

времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального

стресса» А. М. Вейн

Психологический стресс - реакция человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира. Психологический стресс позже стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Эмоциональный, психоэмоциональный стресс.
Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая
Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» – психологами.

 «На основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания»
К.В. Судаков

Психологический стресс  	Р.Лазарус, Р. Ланьер) 			«Основные хронические текущие заболевания нашего  времени  			возникают на фоне

Слайд 11 Психологический стресс (Р.Лазарус, Р. Ланьер) «Основные хронические текущие заболевания нашего

времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального

стресса» А. М. Вейн

Особенности психологического стресса:
Запускается не только реальными, но и возможными будущими событиями
Реакция не только на физическую опасность, но и на упоминание о ней;
Зависит от оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации
Объективные факторы, влияющие на уровень стресса:
Память о прошлом;
Мотивация;
Установки
Ожидания.  
Состояния, похожие на состояние стресса: утомление (нет гуморального фактора), эмоциональное напряжение (только нервно-психический уровень), перегрузка (физиологический уровень).

Психологический стресс  	(Р.Лазарус, Р. Ланьер) 			«Основные хронические текущие заболевания нашего  времени  			возникают на фоне

Слайд 12Личностные факторы развития стресса
Нейротизм;
Повышенная агрессивность;
Хроническая тревожность;
Склонность к мотивационным конфликтам и

конфликтам интимно-личностного характера.
Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе

повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность
Уровень самооценки
 Адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше у лиц, для которых характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспех
Люди, склонные к религии, имеют более низкие показатели фрустрированности 

Личностные факторы развития стрессаНейротизм;Повышенная агрессивность;Хроническая тревожность;Склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера.Особую «группу риска» составляют люди,

Слайд 13 Когнитивные факторы стресса
Сензитивность
Когнитивные искажения (проекции, ошибки, установки, убеждения и

пр.)
Неумение анализировать
Прошлый опыт и прогнозирование будущего

Когнитивные факторы стрессаСензитивностьКогнитивные искажения (проекции, ошибки, установки, убеждения и пр.)Неумение анализировать Прошлый опыт и прогнозирование будущего

Слайд 14Факторы развития стресса
Генетическая предрасположенность
Характер протекания беременности у матери
Тип ВНД
Ранний детский

опыт
Родительские сценарии
Личностные особенности.
Тип «А»: люди, предрасположенные к инфаркту. Они

характеризуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения.
Тип «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремятся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям.
Парателический тип – нуждается в умеренном количестве стрессов; телический – страдает от наличия стрессов

Факторы развития стрессаГенетическая предрасположенностьХарактер протекания беременности у материТип ВНДРанний детский опытРодительские сценарииЛичностные особенности. Тип «А»: люди, предрасположенные

Слайд 15Социальные факторы развития стресса
К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость

индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:
социальные перемены;
повышенная ответственность за работу;
значительное преобладание

интеллектуального труда;
постоянный дефицит времени;
хроническая усталость;
нарушение режима труда и отдыха;
падение личного престижа;
отсутствие элементов творчества в работе;
длительные ожидания в процессе работы;
частая смена рабочего стереотипа;
ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;
 нерациональное и несбалансированное питание;
 курение и систематическое употребление алкоголя;
ближнее социальное окружение

Социальные факторы развития стрессаК факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:социальные перемены;повышенная ответственность

Слайд 16Факторы развития стресса
Интенсивность стресса (для физической работы больше, для умственной

меньше). Индивидуальная чувствительность к уровню стресса для разных типов ВНД.
Продолжительность.

Наиболее опасны не сильные и непродолжительные, а стрессы низкого уровня, но продолжительные (длительность важнее чем сила).
Восприимчивость конкретного человека к данному стрессору. Порог чувствительности к стрессу – тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс). Критический порог истощения, 

Факторы развития стрессаИнтенсивность стресса (для физической работы больше, для умственной меньше). Индивидуальная чувствительность к уровню стресса для

Слайд 17Формы проявления стресса
Поведенческие: нарушение психомоторики; изменение образа жизни, профессиональные

нарушения; нарушение социально-ролевых функций. Импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением

и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;
Тормозная («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;
Генерализованная («гипобулическая») форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем.
Интеллектуальные проявления стресса: страдает внимание, память (особенно оперативная); эмоциональное напряжение мешает адекватно и логично мыслить («кривое зеркало»).
Эмоциональные: тревога, пессимизм, ярость, гнев. Усиливаются черты, которые уже есть в характере:  интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. Может развиваться астенический невроз, невроз тревожного ожидания
Физиологические реакции.
Формы проявления стресса  Поведенческие: нарушение психомоторики; изменение образа жизни, профессиональные нарушения; нарушение социально-ролевых функций. Импульсивная (возбудимая) форма,

Слайд 18Индивидуальные различия человека по отношению к стрессу (Шерон Мельник)
1. Честолюбивый

тип (люди с сильной потребностью достижения успеха). Симптомы: боли в

области сердца, усиленное кровяное давление.
2. Спокойный тип (ориентированные на прошлое мечтательные люди). Причины стресса: повышенная требовательность к профессиональной деятельности. 3. Совестливый тип (дотошные, педантичные люди). Причины: нарушение стереотипов поведения. Уязвимы к стрессу. Снизить стресс помогает помощь другим людям.
4. Неотстаивающий тип. Причины: напряжение на почве межличностных отношений. Уход в болезнь.
5. Жизнелюбивый тип – энергичные, импульсивные, рискованные. Скучная работа вгоняет в стресс. 6. Тревожный тип – испытывают беспокойства по поводу различных неудач.

Индивидуальные различия человека по отношению к стрессу (Шерон Мельник)1. Честолюбивый тип (люди с сильной потребностью достижения успеха).

Слайд 19Динамика развития стресса
Стадия тревоги. 1а. Мобилизационная тревога. От несколько минут

до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У

большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности. 2а. Программа перестройки действующих функциональных систем. Сверхмобилизация у здоровых людей, у больных и пожилых заболевания (сосудистые, воспалительные, психические). В среднем 11 суток. 3а. Неустойчивая адаптационная тревога. Организм привыкает к стрессу. Несколько недель. (Л.А. Китаев-Смык). Тревога осознается только на этой стадии.
Стадия адаптации
Стадия истощения
Динамика развития стрессаСтадия тревоги. 1а. Мобилизационная тревога. От несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации

Слайд 20Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во

время действия стрессора.
Два вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие. При

кратковременном (остром) стрессе происходит мобилизация «поверхностных» резервов, и если их недостаточно, то начинается мобилизация более обширных «глубоких» резервов адаптационной энергии. У некоторых людей темп включения «глубоких» резервов бывает недостаточным для нейтрализации действия стрессора; такие индивиды отличаются пониженной стрессоустойчивостью.
Стрессоустойчивость	Стрессоустойчивость -  индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.	Два вида адаптационных резервов: поверхностные

Слайд 21 Оценка уровня стресса. Вегетативный индекс Кердо. Усредненный показатель ВИК в норме

у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет -2,3

+ 1,8 балла, а у женщин +7,5 + 1,3 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин (перед экзаменами) этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 балла.
Оценка уровня стресса. Вегетативный индекс Кердо. Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных

Слайд 22Субъективные оценки уровня стресса
Измерение уровня тревожности. Шкала Тейлора. Тест Спилбергера-Ханина
Опросник

иерархической системы актуальных страхов личности Ю. Щербатых, Е. Ивлева. У

мужчин средний интегральный показатель страха – 77.9±4.7 баллов, у женщин – 104.0±2.5 баллов. 
Цветовой тест М. Люшера
Тест САН
Самомониторинг.
Субъективные оценки уровня стрессаИзмерение уровня тревожности. Шкала Тейлора. Тест Спилбергера-ХанинаОпросник иерархической системы актуальных страхов личности Ю. Щербатых,

Слайд 23Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.
О чем я сейчас думаю

(о том, как решить проблему, или о том, как все

ужасно складывается)?
В каком состоянии мои мышцы? Нет ли в них излишнего напряжения?
Как я дышу (спокойно или напряженно)?

При анализе стресса важно не только оперативно реагировать на проблему в целом, но и уметь произвести тщательный анализ ситуации, выделяя:
 предпосылки ее развития;
 характерные черты своего поведения при стрессе;
Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг. О чем я сейчас думаю (о том, как решить проблему, или о

Слайд 24Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.
Последствия, возникающие после того, как

основные действия завершились.

Предпосылки – это события или ситуации, которые

запускают стрессовые реакции. Чтобы выявить предпосылки стресса, следует ответить на ряд вопросов.
Что предшествовало развитию стресса?
 Когда это произошло?
 Что я делал?
Кто был рядом?
Какие чувства и мысли были у меня до начала развития стресса?
Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг. Последствия, возникающие после того, как основные действия завершились. Предпосылки – это события

Слайд 25Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг.

Поведение – непосредственная реакция на

стресс (включает в себя мысли, чувства и действия).
Какие чувства

и эмоциональные переживания были при стрессе?
Какие физиологические ощущения я испытывал при стрессе?
О чем я тогда думал, какие мысли заполняли голову?
Какие действия я совершал, а какие, наоборот, прекращал делать?

Последствия – то, что следует за вашей непосредственной реакцией (в том числе оценка того, насколько адекватной была эта реакция).

Что произошло после того, как острый стресс миновал?
Как я оценил ситуацию потом?
Как долго я переживал последствия стресса?
Винил ли я во всем себя, других людей или обстоятельства?


Субъективные оценки уровня стресса. Самомониторинг. Поведение – непосредственная реакция на стресс (включает в себя мысли, чувства и действия).

Слайд 26Прогноз уровня стресса
Стрессоры, которые используются в спортивной и военной психологии

для проверки стрессоустойчивости человека
(В. Л. Марищук и В. И.

Евдокимов):
соревновательная обстановка выполнения заданий и создание повышенной мотивации к победе;
неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);
показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;
выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воздействие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окуривание» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета); установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание электрическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. 

Прогноз уровня стресса	Стрессоры, которые используются в спортивной и военной психологии для проверки стрессоустойчивости человека 	(В. Л. Марищук

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика