Слайд 1Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость
Подготовила: учитель МХК
ГБОУ
Школа №717 г. Москвы
Боярская И.С.
Слайд 2Что оказало влияние на формирование современного театра XX в.
Театральное дело ведется из рук вон плохо, старые традиции
выдохлись, искусство сцены теряет былой престиж. Духовно бедные репертуар, окостеневшие формы спектакля, однообразно шаблонная манера актерской игры явно наскучили публике.
Новый спектакль виделся как единое целое, в котором актерский ансамбль, ритмика, паузы, подтекст, работа художника-декоратора и музыкальное оформление - всё
подчинено сверхзадаче театрального действа .
Основные, противоречивые открытия в
театральной режиссуре 2-ой половине XXв.
связаны с литературой и философией,
научными достижениями в психиатрии,
психологии и социологии. Многие режиссеры
были увлечены теорией психоанализа
З. Фрейда, экзистенциальными теориями,
искусством сюрреализма, авангардной
архитектурой, черпали нестандартные
творческие решения в восточных религиях.
Слайд 3Бертольд Брехт и «эпический театр».
«Трехгрошовая опера»
«Матушка Кураж и ее дети»
«Добрый
человек из Сезуана»
«Жизнь Галилея»
Брехт отверг «легенду» о красоте
человеческого страдания, кротости и терпения. Его драмы, вопреки аристотелевской теории катарсиса (очищение в процессе сопереживания), не учат примирению со злом.
Смысл нового «эпического театра» - диалог со зрителем, в поиске решения о том, как можно предотвратить человеческие мучения.
Его спектакли постоянно прерываются авторскими размышлениями, лирическими отступлениями, нередко превращаются в диспуты на злобу дня.
Основным критерием актерской игры становиться не «вхождение в образ», а отношение к нему.
Слайд 4Эжен Ионеску и «театр абсурда»
Театр абсурда – сочетание несвязанных образов
и слов, передающих ощущение бессмысленности, иррациональности бытия.
Современный мир находиться в состоянии распада , следовательно театр обязан показать тотальное разложение общества, обесценивание нравственных идеалов.
«Король умирает»
«Носороги»
«Урок»
«Убийца без вознаграждения»
Отрывок из скетча «Автомобильный салон»: Продавщице: «Мадмуазель, не одолжите ли Вы мне свой нос, чтобы я мог лучше рассмотреть?» Продавщица, безразличным тоном: «Вот он, Вы можете его оставить у себя».
Слайд 5 Сэмюэль Беккет и его «антидрамы»
Безмолвие и бездеятельность,
Ощущение полного небытия
«В
ожидании Годо»
«О, прекрасные дни»
Сэ́мюэл Бáркли Бе́ккет (1906 —1989) — ирландский писатель, поэт и драматург.
Представитель модернизма в литературе. Один из основоположников (наряду с Эженом Ионеско) театра абсурда. Получил всемирную известность как автор пьесы «В ожидании Годо» , одного из самых значительных произведений мировой драматургии XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года.
Главные герои пьесы «В ожидании Годо» — Владимир (Диди) и Эстрагон (Гого) словно завязли во времени, пригвождённые к одному месту ожиданием некоего Годо, встреча с которым, по их мнению, внесёт смысл в их бессмысленное существование и избавит от угроз враждебного окружающего мира. Сюжет пьесы не поддается однозначному истолкованию. Зритель по своему усмотрению может определить Годо как конкретное лицо, Бога, сильную личность, Смерть и т. д.
Слайд 6Антоне́н Арто́ (1896—1948)
французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор
театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании
искусства, его места в мире и права на существование. Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую «театр жестокости»
«Жестокость» - изначальное состояние людей, вынужденных противостоять биологической и космической опасности.
Арто вовлекает публику в импровизацию, импульсами которой служат резкие звуковые и световые «удары», некоторые непристойности. Языком общения со зрителями режиссеру служат жесты и знаки. Это позволяет предположить , что это культурное явление было и религиозным.
Слайд 7Таде́уш Ка́нтор (1915 - 1990) —
польский режиссёр, живописец, график, сценограф.
«Театр смерти» - отрицание
ценности сострадания человека человеку, бегство от душевной боли. Постепенная агония
жизненных сил – единственное достоверное свидетельство пребывания человека « в этом мире». Различные проявления агонии – безумие, лихорадка, истерия, галлюцинации – все то, что в христианстве принято считать «дьявольским поспешением», стало для Кантора предметом воплощения на театральной сцене.
Один и последователей Кантора сказал, что к «театру смерти» надо относиться как к «провокации человека XXв.», который знает что такое Освенцим.
Слайд 8Е́жи Грото́вский ( 1933-1999) — польский театральный режиссер, педагог, теоретик театра.
«Антропологический театр».
Свою задачу
видел в том, чтобы освободить человека от ставших ложным «наслоений
культуры», выявит его истинное психофизическое начало, подавленное цивилизаций и нравственными табу. На основе восточных религий, учение о трансе, медитации режиссер создал теорию театрального действа в форме хэппенинга (раскрепощавшего внутреннюю энергию, изначально данную человеку).
Искусство должно выражать то, что не поддается логике и подчинено «сверхчувствам». Поэтому текст в спектаклях имеет музыкально-фоновое значение. Он произноситься на эмоциональном подъеме и в произвольной форме.
«Апокалипсис» - свободное варьирование фрагментов из «Братьев Карамазовых» Достоевского, Библии и проч.
Слайд 9Теория ролевой игры – используя силу драматического искусства, первоначально решал
терапевтические задачи (психологичекие конфликты). Оздоровительный эффект был потрясающим, Морено предлагает
американскому правительству решать все общественные противоречия этим способом.
Психодрама
Цель психодрамы —освободить человека от гнета психологической закомплексованности, вернуть человеку своё «я» , возвратить способность радоваться той жизни, которая есть.
Во второй половине XXв психодрама стала достоянием театра и кинемотографа («Психо» А.Хичкок, «Полет над гнездом кукшки» М.Фоман).
Джекоб (Якоб) Леви Морено
(1889 — 1974) психиатр, психолог и социолог.
Слайд 10Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр –
это не здание, не сцена, не сценарий и даже не
актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни,
неповторимое, длящееся всю жизнь.
Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.
Слайд 11Театр и кино: культурная дополняемость
Сегодня очевидно, что киноискусство – это
проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и
средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.
Слайд 12
Луи Жан и Огюст Люмьер
В 1895 г. Братья Люмьер
изобретают кинематограф.
Слайд 13Чарльз Спенсер Чаплин (1889-19977) Великий «немой»
Чаплин сумел превратить достаточно традиционную
клоунскую маску в трагикомический персонаж, пробуждающий в людях сострадание к
бедности, обездоленности, несчастиям.
Ссылка на видео
Слайд 14Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь
некоторые вехи его стремительного развития.
Слайд 15Режиссёры XXв.
Рене Клер «Под крышами Парижа» 1930, «Последний миллиардер»
1934;
Роберто Росселлини «Рим- открытый город» 1945
Лукино Висконти «Гибель богов» 1969,
«Смерть в Венеции» 1971, «Семейный портрет в интерьере» 1974
Федерико Фелини «Дорога» 1954, «Сладкая жизнь» 1959, «8 1\2» 1962
Микеланджело Антониони «Крик» 1957, «Красная пустыня» 1964
Ингмар Бергман «Земляничная поляна» 1957, «Лицо» 1957
Акира Куросава «Расёмон» 1950
Анджей Вайда «Пепел и алмаз» 1958