Разделы презентаций


Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Содержание

АктуальностьУстановленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Емвы
Районная педагогическая конференция

«Путь к Мастерству»


Технология

смыслового чтения на уроках русского языка и литературы



Учитель русского языка и литературы
Мацюк Евдокия Алексеевна
2015
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.ЕмвыРайонная педагогическая конференция

Слайд 2

Актуальность
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в

изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности.
Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

АктуальностьУстановленные новыми ФГОС требования к результатам обучения

Слайд 3Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически

оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в

соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)


Что такое смысловое  чтение?Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в

Слайд 5Что такое смысловое чтение?

Чтение – это многофункциональный

процесс.
1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при

работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Что такое смысловое  чтение?  Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного

Слайд 7 Виды чтения

Виды чтения

Слайд 8 Несплошной

текст
Задание : сформулируйте 3 задания:
- на умение найти и извлечь

информацию
(Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)
 
- на умение интегрировать и интерпретировать информацию
(Когда был в Москве человек, купивший билет? )
  - на умение осмыслить и оценить информацию
(На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)
 


Несплошной текстЗадание : сформулируйте 3 задания:- на умение

Слайд 9Фазы прочтения текста

Фазы прочтения текста

Слайд 10 1.

Предчтение
11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На

дне». Игра «Угадай-ка!»

Формы работы

Мозговой штурм.
Поставь проблему. Предложи решение.
Рассечение вопроса.
Прогноз и впечатления.

1. Предчтение11 класс. Тема урока «Три правды в

Слайд 11Вопросы к игре (мозговой штурм)
Задание: Чьи эти слова:
«Все – в

человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное

– дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…».
«Все люди на земле лишние…»
«Во что веришь, то и есть…»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
«Христос всех жалел и нам велел».
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
10. «Что такое правда? Человек – вот правда!»
11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
12. «Все сказки».
После проведения игры – выход на тему урока.
 
 
 

 
 
Вопросы к игре (мозговой штурм)Задание: Чьи эти слова:«Все – в человеке, все для человека. Существует только человек,

Слайд 12 2) Поставь проблему. Предложи

решение.

11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе».
Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.

2) Поставь проблему. Предложи

Слайд 132. Чтение
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.


2. ЧтениеЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Слайд 14 Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение

с остановками)






















6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
Это

была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».

 
 
 
 
 
 

 
Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 15 Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение

с остановками)























 11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна»
Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание:
Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???)
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)
Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)

 
 

 
Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 16Приём «Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время

чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по

абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Чтение в кружок»Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.Учитель озвучивает задание:

Слайд 17Осмысление (через ментальные карты)

Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 18Осмысление (через ментальные карты)

Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 19Осмысление (через ментальные карты)


Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 20
Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления

и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей,

фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
 
Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для

Слайд 213.Постчтение
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации,

доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
-синквейн
кубик Блума (ромашка)
Методика

«Где ответ?»

3.ПостчтениеЦель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Слайд 22Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема

(одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или

причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 

Осмысление (через синквейн)

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.     1.Тема (одно существительное)    2.

Слайд 231) Синквейн по рассказу «Голубая ель»
Синквейн ученицы 6 «а» класс

Растегаевой Елены.

1.Дерево.
2. Изуродованное, мертвое.
3. Плачет, просит, умоляет.
4. У кого поднялась

рука?
5. Жестокость.
 

1) Синквейн по рассказу  «Голубая ель»Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаевой Елены.1.Дерево.2. Изуродованное, мертвое.3. Плачет, просит,

Слайд 242) Кубик Блума
На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «Объяс­ни», «Назови», «Предложи»,

«Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к

учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

2) Кубик БлумаНа гранях кубика написаны начало вопросов:	«Почему»,	«Объяс­ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо

Слайд 25 3) 3) Чтение про себя с вопросами Цель:

научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы.

3)

Слайд 264) Технология «Где ответ?»
Данная стратегия является одной из самых эффективных

послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает

процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа.
Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.


соедини вместе
Составь ответ (2)

соедини вместе
Составь ответ (2)

соедини вместе
Составь ответ (3)

4) Технология «Где ответ?»Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается

Слайд 274) Технология «Где ответ?»
Выбор текста:
Интересный
Незнакомый
Соответствующий возрасту
Помощь родителей
Н.Агафонов «Равнодушие» ( рассказ

о чайнике)
Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте:
Кого можно назвать

равнодушным в сказке?
Как называет салатница чайник?
Что означает выражение «сгорел на работе»?
Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся?
Кто же противопоставлен в сказке людям?
К чему может привести равнодушие?

4) Технология «Где ответ?»Выбор текста:ИнтересныйНезнакомыйСоответствующий возрастуПомощь родителейН.Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике)Примерные вопросы для нахождения ответа в

Слайд 28Использованные ресурсы
Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
Приёмы продуктивного

чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова ,

журнал «Начальная школа», 2013.
http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html
http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/
 

 






Использованные ресурсыЛогвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева,

Слайд 29
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика