Слайд 1 Тема 4. Основы теории спроса и предложения.
Вопросы лекции:
1.Закон спроса. Кривая спроса. Изменения спроса под воздействием неценовых факторов.
2. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
5. Основы теории потребительского поведения
Слайд 2Закон спроса, кривая спроса.
Между ценой и количеством проданного товара
существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его
количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Кривая спроса (demand curve) –показывает, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Слайд 3Зависимость величины спроса от цены
отрицательный наклон кривой cвидетельствует о желании
потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
QD = f (P),
где Q — величина
спроса (demand);
Р— цена (price).
Изменение цены
означает движение
по кривой
Слайд 4Факторы, влияющие на спрос
1) изменение доходов потребителей;
2) изменение вкусов и
предпочтений;
3) ценовые и дефицитные ожидания;
4) колебание расходов на рекламу;
5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;
6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Слайд 5Кривая спроса. Функция спроса
Слайд 6Закон предложения, кривая предложения.
Зависимость величины предложения от цены прямая:
чем выше цена, тем большее количество товара готовы предложить продавцы.
Например, при цене 20 тенге производители согласны продать 2 единицы блага X, при цене 30 тенге - 4 единицы, а при цене 50 тенге - 6 единиц блага X. В общем виде Qs= f (P),
где Qs - величина предложения (supply), Р - цена.
Прямая связь между ценой и количеством продукта называется законом предложения .
Слайд 8Факторы, влияющие на предложение
цены факторов производства (ресурсов),
2) цены на
технику и технологии,
ценовые и дефицитные ожидания,
4) размер налогов и
субсидий,
5) количество продавцов.
Предложение является функцией всех этих факторов.
Слайд 9Кривая предложения. Функция предложения.
Слайд 10 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
В точке равновесия PE
= PS = PD,
QE = QS = QD,
Слайд 11Понятие эластичности
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса
под влиянием изменения цены на один процент. Значение имеют не
абсолютные величины, а относительные. Если цена на "Сникерс" поднялась на 10 тенге - это существенное изменение цены. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен стиральной машины на 10 тенге не ощутим для покупателей.
Слайд 12Эластичность
Е
где Е
- эластичность спроса по цене;
ΔQ/Qср - относительное изменение спроса;
ΔP/Pср -
относительное изменение цены.
Слайд 13Эластичность
Спрос называют эластичным, когда Е >1 (это означает, что спрос
растет или падает быстрее цены). Эластичен спрос на товары широкого
потребления. Qd = ∆Q /∆P
Спрос неэластичен (жестким), когда Е <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Неэластичен спрос на товары длительного пользования.
Слайд 14Эластичность
Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е
=0 (спрос полностью неэластичен). Это спрос на товары, не имеющие
заменителей (предметы роскоши, медикаменты и т.д.).
Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞ (спрос полностью эластичен). Это спрос на товары для бедных.
Слайд 15Перекрестная эластичность
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое
благо называется перекрестной эластичностью
Если Е >0, то это взаимозаменяемые блага (субституты), если Е <0 – взаимодополняемые.
Слайд 16Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение
объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
В условиях кратчайшего периода предложение совершенно неэластично (Е =0). Поэтому изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает и рост цен, и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
Слайд 17Основы теории потребительского поведения
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что
купить? 2. Сколько стоит?
3. Хватит ли денег, чтобы осуществить
покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя.