Слайд 1Тема 5.
Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального
обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам.
Слайд 2План лекции:
1. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального
обслуживания.
2. Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам
Слайд 3Литература:
1. Романычев Н.Н., Стрельникова Н.Н., Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка
качества и стандартизация социальных услуг: учеб. для бакалавров. М., 2013.
2.
Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб. пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. М., 2009.
Слайд 4Литература (нормативные документы):
• Национальный стандарт «Социальное обслуживание населения. Система качества
учреждения социального обслуживания» // ГОСТ Р 52497-2005.
Национальный стандарт «Социальное обслуживание
населения. Контроль качества социальных услуг»// ГОСТ Р 52496-2005.
Национальный стандарт «Качество социальных услуг» //ГОСТ Р 52142-2003.
Слайд 5 Вопрос 1.
1. Методы оценки качества и эффективности деятельности
учреждения социального обслуживания.
Слайд 6Принципы выбора тех методик анализа качества и эффективности деятельности социального
учреждения
Принцип практической полезности,
Принцип доступности для пользователя,
Принцип накапливаемой
и используемой внутриорганизационной статистики (мониторинга).
Слайд 7SWOT-анализ
Этот оценочно-аналитический метод получил свое название от четырех ключевых слов,
которые определяют сбор и обработку соответствующей оценочной информации — силы
(Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).
Слайд 8Внешняя и внутренняя среда учреждения СО
Силы и слабости относятся к
внутренней среде социального учреждения, а возможности и угрозы — к
внешней.
Силы по своей сути представляют собой некий набор факторов эффективности, а слабости — факторов неэффективности.
Слайд 9Внешняя и внутренняя среда учреждения СО
Силы учреждения
Слабости учреждения
Возможности для учреждения
Угрозы
учреждению
Слайд 10Повышение эффективности работы социального учреждения сводятся к тому,
чтобы а) сохранить
и/или преумножить то, чем она сильна;
б) устранить или уменьшить
слабости;
в) превратить возможности в реальность;
г) избежать действия угроз или снизить их негативное влияние.
Слайд 11Два варианта SWOT-анализа — открытый и закрытый.
Открытый вариант предполагает, что
эксперт, участвующий в оценочной процедуре, анонимно зафиксирует на специальном бланке
свое мнение по силам, слабостям, возможностям и угрозам того социального учреждения, в котором он работает.
Закрытый вариант заключается в том, что экспертам дают готовые типовые перечни по силам, слабостям, возможностям и угрозам. Их просят отметить (ограниченно или неограниченно) то, что соответствует их мнению, а также цифрами проранжировать выбранные факторы.
Слайд 12Правила применение SWOT-анализа:
Правило "полезности отрицательной информации"
Правило "коварства положительной информации".
Правило
"нереализуемых возможностей"
Правило "реализуемых возможностей»
Правило "противостояния возникающим угрозам»
Слайд 13Структура стратегии развития социального учреждения включает следующие разделы:
1. Миссия социального
учреждения;
2. Цели стратегии;
3. Составные задачи;
4. Основные направления развития;
5. Необходимые виды
и объемы ресурсов;
6. Механизм реализации стратегии;
7. Предполагаемые результаты.
Слайд 14Карта оценки направлений деятельности СО
для повышения его эффективности
1. Подбор,
отбор и прием на работу
2. Условия, охрана и безопасность труда
персонала
3. Регулирование трудовых отношений
4. Информационная система и технологии
5. Внешние коммуникации
6. Предоставление социальных услуг клиентам
7. Система мотивации и стимулирования
8. Развитие персонала, повышение профессионального уровня
9. Социальная защита персонала
10. Оценочно-аналитическая работа
11. Корпоративная культура
12. Поддержание работоспособности сотрудников.
Слайд 15Два варианта использования карты оценки:
Вариант первый – тотальный, то есть
когда энному количеству работников социального учреждения (являющихся анонимными экспертами) предлагается
оценить все 12 направлений по определенной шкале. Эта шкала фиксируется во второй колонке карты.
Вариант второй—выборочный. В данном варианте из 12 блоков для оценки выбирается тот блок или те блоки, которые, по мнению руководства социального учреждения, являются наиболее значимыми (по определенным критериям) в его деятельности.
Слайд 16Социальный аудит
представляет собой изучение достигнутых результатов, а также всего
спектра действий и решений, посредством которых они были достигнуты, с
последующей оценкой возможностей совершенствования внутрикорпоративного управления.
Существует внутренний и внешний аудит
Слайд 17Изучение и освоение передового опыта (правила использования).
1) выборочно искать
то, что необходимо
2) модифицировать и интерпретировать его сообразно специфике своего
учреждения,
3) Определенная доля консерватизма и пессимизма,
4) он может представлять собой подсказку в решении самых разных проблем,
5) передовое социальное учреждение можно рассматривать как экспериментальную площадку
Слайд 18
Бенчмаркинг как один из методов изучения передового опыта
Он
основан на сравнении нашего социального учреждения с другим аналогичного профиля,
обладающим передовым опытом в каком-либо направлении своей деятельности, для заимствования и внедрения инноваций.
Слайд 19бенчмаркинг имеет следующую последовательность:
1) нахождение социального, имеющего передовой опыт в
каком-либо направлении;
2) сравнение собственного опыта с передовым опытом социального учреждения-лидера;
3)
разработка и внедрение инноваций в своем социальном учреждении, позволяющих не только достигнуть, но и превзойти уровень учреждения-лидера.
Слайд 20Факторный метод
Суть метода сводится к следующему:
1) устанавливаются важнейшие факторы, относящиеся
к конкретному социальному учреждению;
2) определяются эксперты, в состав которых входят
работники социального учреждения и его клиенты (все или по репрезентативной выборке);
3) фиксируются мнения экспертов, которые в систематизированном виде представляются в форме таблицы.
Слайд 21Вопрос 2.
Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам
Слайд 22Анкетный опрос.
Опрос с помощью анкет был и остается традиционным методом
получения оценочной информации об эффективности работы социальных учреждений в целом,
их подразделений, качестве предоставляемых услуг, стиле работы персонала и т. д.
Анкетный опрос позволяет получить оценки как в описательном виде (с помощью слов и выражений, их градаций по уровням), так и количественном (с использованием той или иной оценочной шкалы).
Слайд 23Кейс-метод
Кейс — это своеобразное извлечение конкретной проблематики из конкретной практики
и представление ее в виде устного описания, текста на каком-либо
носителе, в аудиовизуальной форме или с помощью разыгрывания ролей. Поэтому различают устные, письменные, аудиовизуальные и театрализованные кейсы.
Слайд 24Карта
критериев оценки работы специалиста
1. Исполнительская дисциплина
2. Состояние документации и ее
ведение
3. Качество услуг. Результативностьработы
4. Использование инновационных методов
5. Повышение квалификации
6. Разработка
авторской программы
7. Ведение просветительской работы
8. Выполнение дополнительных обязанностей
Слайд 25Критерии качества социального обслуживания:
Критерий 1. Технические условия и оснащенность.
Критерий 2.
Качество персонала.
Критерий 3. Качество услуг.
Слайд 26Вопросы для закрепления темы
1. На каких принципах основан выбор
тех или иных методик оценки качества и эффективности социального обслуживания?
2.
Какова вкратце сущность методики "SWOT-анализа"?
3. В чем значимость составления карты оценки направлений деятельности социального учреждения?
4. Какую квалиметрическую роль может сыграть карта оценки деятельности структурного подразделения учреждения?
5. Для чего необходим социальный аудит в учреждении?
6. В чем сущность социального бенчмаркинга?