Слайд 1Тема 6. Учет основных средств
Слайд 21. Понятие и классификация основных средств
2. Оценка основных средств и
порядок ее изменения
3. Документальное оформление операций по учету основных средств
4.
Учет поступления основных средств
5. Порядок начисления и учета амортизации основных средств
6. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств
7. Учет выбытия основных средств
8. Сущность аренда и ее виды
9. Учет операций по аренде основных средств
10. Учет лизинговых операций
11. Порядок учета НДС при осуществлении хозяйственных операций с основными средствами
12. Инвентаризация основных средств
13. Раскрытие информации об основных средства в бухгалтерской отчетности
Слайд 31. Понятие и классификация основных средств
В соответствии с действующими нормативными
документами основные средства организации представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей -
часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг) либо для управления организацией и действующую в натуральной форме.
Порядок учета и движения основных средств определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
Слайд 4При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств
необходимо единовременное выполнение следующих условий:
использование в производстве продукции, при выполнении
работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного
времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
Слайд 5организацией не предполагается последующая перепродажа данных
активов;
использование в течение длительного времени,
т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного
цикла, если он превышает 12 месяцев.
Слайд 6 Сроком полезного использования является период, в течение которого использование
объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных
средств срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Слайд 7К основным средствам относятся:
здания;
сооружения;
рабочие и силовые машины и оборудование;
измерительные и
регулирующие приборы и устройства;
вычислительная техника;
транспортные средства;
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь
и принадлежности;
рабочий, продуктивный и племенной скот;
многолетние насаждения;
внутрихозяйственные дороги;
прочие соответствующие объекты.
Слайд 8 Объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей за
единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в
составе материально-производственных запасов. Для обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Слайд 9Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на
них подразделяются на:
основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том
числе
сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование,
переданные в доверительное управление);
основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном
ведении или оперативном управлении (в том числе сданные
в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные
в доверительное управление);
Слайд 10основные средства, полученные организацией в аренду;
основные средства, полученные организацией в
безвозмездное
пользование;
основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
Слайд 11По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
в эксплуатации;
в запасе
(резерве);
в ремонте;
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации
и частичной ликвидации;
на консервации.
Слайд 12Данная группировка обеспечивает исчисление реальных сумм амортизации.
Независимо от организационно-правовой формы
собственности все предприятия организуют учет основных средств по классификационным группам
в разрезе инвентарных объектов.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Слайд 132. Оценка основных средств и порядок ее изменения
Различают первоначальную,
остаточную и восстановительную стоимость основных средств. Основные средства принимаются к
бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Слайд 14Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы,
уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за
осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
Слайд 15таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с
приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен
объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Слайд 16Варианты первоначальной оценки основных средств в зависимости от способа их
поступления на предприятие
Слайд 19Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в
иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной
валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Слайд 20 Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобретением основного средства
и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету
счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии.
Слайд 21Основные средства приходуются по дебету счета 01 по первоначальной стоимости,
что отражается записью
Дебет 01 Кредит 08.
Основные средства в
процессе использования изнашиваются, их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и техническо-экономических качеств называется износом. Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств.
Слайд 22 С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от
стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях.
Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.
Слайд 23 Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов (при проведении
работ капитального характера).
Слайд 24 В условиях регулируемой рыночной экономики периодически по решению государства
может проводиться переоценка основных средств. Она предусматривает дооценку или уценку,
числящихся на балансе предприятия объектов основных средств, относительно текущих рыночных цен на аналогичные объекты, выпущенные в последний год и даже квартал. Такая переоценка всегда проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ.
Слайд 25 Однако коммерческая организация может не чаще одного раза в
год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных
средств по текущей (восстановительной) стоимости прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.
Слайд 26Основные правила переоценки:
Переоценке подлежат любые основные средства, числящиеся на
балансе предприятия
на начало года независимо от даты их приобретения. Объекты основных
средств могут переоцениваться в единичном порядке.
Стоимость объектов незавершенного строительства, учитываемая
на счете 08 «Капитальные вложения», переоценке не подлежит.
При переоценке должна быть определена не рыночная цена (возможная цена продажи с учетом физического и морального старения),
а их полная восстановительная стоимость.
Имущество, находящееся в совместной деятельности, переоценке
не подлежит.
Слайд 27Для выполнения процедуры переоценки в бухгалтерии составляется специальная переоценочная ведомость,
в которую заносятся наименование объекта, балансовая стоимость, применяемый коэффициент, сумма
износа по амортизируемым объектам. По окончании расчета всей ведомости и получения итогов по видам переоцениваемых средств и сумм износа составляется бухгалтерская справка с выполнением следующих проводок:
Дебет 01 Кредит 83 — на сумму дооценки собственных объектов производственного назначения;
Дебет 03 Кредит 83 - переоценка долгосрочно арендуемых с правом выкупа основных средств;
Дебет 83 Кредит 02 - на сумму доначисленной амортизации по объекту основных средств.
Слайд 28Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной
в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной
прибыли (убытка), относится в кредит счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств:
Дебет 01 Кредит 84 — на сумму дооценки объекта в пределах сумм предыдущей уценки;
Дебет 01 Кредит 83-1 — на сумму дооценки объекта сверх сумм предыдущей уценки;
Дебет 84 Кредит 02 - на сумму дооценки начисленной амортизации в пределах сумм предыдущей уценки;
Дебет 83 Кредит 02 - на сумму доначисленной амортизации по объекту сверх сумм предыдущей уценки.
Слайд 29Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по
дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом
счета учета основных средств:
Дебет 84 Кредит 01 - уценка ранее непереоцениваемого объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 84 - уценка суммы начисленной амортизации.
Если объект основных средств ранее дооценивался, то сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет 83 Кредит 01 — уценка ранее переоцениваемого объекта основных средств в пределах сумм предыдущей дооценки;
Дебет 02 Кредит 83 — уценка суммы начисленной амортизации в пределах сумм предыдущей дооценки;
Слайд 30Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в
добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные
периоды, отражается следующим образом:
Дебет 84 Кредит 01 — уценка ранее переоцениваемого объекта основных средств сверх сумм предыдущей дооценки;
Дебет 02 Кредит 84 - уценка суммы начисленной амортизации сверх сумм предыдущей дооценки.
При выбытии (списании) объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на нераспределенную прибыль организации: Дебет 83 Кредит 84.
Слайд 31Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного
года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало
отчетного года. При этом, сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Слайд 323. Документальное оформление операций по учету основных средств
Унифицированные формы первичной
учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица
всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
В формах предусмотрены зоны кодирования информации, которые заполняются в соответствии с общероссийскими классификаторами:
управленческой документации — ОКУД;
предприятий и организаций - ОКПО;
основных фондов - ОКОФ.
Слайд 33В случае необходимости с целью дополнительной систематизации показателей для автоматизированной
обработки данных можно вводить дополнительные коды по системе кодирования, принятой
в организации. В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты.
Слайд 34Перечень унифицированных форм первичной документации по учету ОС
Слайд 36принятие объектов недвижимости к бухгалтерскому учету осуществляется только после регистрации
права собственности. До этого момента данные объекты относятся к незавершенным
капитальным вложениям и должны отражаться на счете 08. В целях налогообложения прибыли основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав амортизируемого имущества с момента подачи документов на регистрацию
Слайд 37Акты составляются в двух экземплярах; подписываются членами комиссии, назначенной руководителем
организации; утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается
в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Слайд 38В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом
(ф. № ОС-4а) также передается документ, подтверждающий снятие его с
учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
Слайд 39На основании оформленных и переданных бухгалтерской службе актов о списании
и приемки-передачи основных средств в инвентарной карточке производится отметка о
выбытии объекта. Записи о выбытии объекта основных средств производятся также в соответствующем документе, по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Слайд 404. Учет поступления основных средств
Приобретение основных средств является одним из
видов вложений во внеоборотные активы.
Вложение во внеоборотные активы — это
капитальные вложения, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных активов; это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности.
Слайд 41Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования
и прочие объекты учитываются в составе баланса с использованием счетов:
07
«Оборудование к установке»;
08 «Вложения во внеоборотные активы». Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету счета 08. Первоначальная стоимость складывается в момент принятия объекта в эксплуатацию на данном предприятии. Основные средства приходуются по дебету счета 01 по первоначальной стоимости, что отражается записью:
Дебет 01 Кредит 08.
Слайд 42Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные
средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности
двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле. Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств».
Слайд 43Основными способами поступления основных средств на предприятие являются:
Приобретение основных средств.
Осуществление
долгосрочных инвестиций при создании основных
средств в самой организации.
Поступление в счет
вклада в уставный капитал инвесторов.
Поступление для осуществления совместной деятельности.
Поступление при получении имущества в доверительное управление.
Поступление по договору лизинга.
Приобретение основных средств по договору мены.
Безвозмездное поступление от третьих лиц.
Слайд 44Приобретение основных средств.
Основные средства могут приобретаться за деньги на
основании хозяйственных договоров. У покупателя основанием для осуществления записей в
бухгалтерских регистрах являются акт приемки основных средств, счет, счет-фактура, платежно-расчетные документы. Приобретение основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Слайд 45Типовые бухгалтерские операции по приобретению основных средств у покупателя
Слайд 46Осуществление долгосрочных инвестиций при создании основных средств в самой организации
При создании основных средств в организации они приходуются на баланс
по фактическим затратам на их изготовление, включающим в себя не только прямые, но и косвенные расходы (например, общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы и т.п.). Создание основных средств возможно как собственными силами, так и путем привлечения сторонних организаций.
Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются следующие документы:
акт, подтверждающий создание основных средств в организации;
акт приемки основных средств, подтверждающий их оприходование
в самой организации;
документы, подтверждающие размер затрат, произведенных при
создании основных средств.
На счетах бухгалтерского учета выполняются следующие записи: Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 69 и др. - отражены капитальные вложения в строительство, закладку многолетних насаждений, изготовление основных средств, осуществляемое хозяйственным способом;
Дебет 01 Кредит 08 — оприходованы основные средства.
Слайд 47Поступление в счет вклада учредителей в уставный капитал
Основные средства,
поступившие от учредителей в виде вклада в уставный капитал, отражаются
в бухгалтерском учете бухгалтерской записью:
Дебет 08 Кредит 75-1 - оприходованы основные средства по согласованной стоимости;
Дебет 08 Кредит 76, 23, 10, 70, 69 - отражены расходы по доставке и установке объектов основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 - основные средства приняты к учету.
Слайд 48Поступление основных средств для осуществления совместной деятельности
деятельности отражается на
отдельном балансе участником,ведущим общие дела:
Дебет 01 Кредит 80.
Слайд 49Поступление при получении имущества в доверительное
управление
доверительный управляющий отражает проводкой
на отдельном балансе:
Дебет 01 Кредит 79.
Основанием служит договор доверительного управления
и первичные документы с пометкой «Д.У.»
Слайд 50 Поступление основных средств по договору лизинга.
Имущество, полученное по договору
лизинга в зависимости от условий договора, может учитываться у лизингодателя
или лизингополучателя. Если предмет лизинга учитывается у лизингодателя, то предприятие,
получившее имущество по акту приемки-передачи основных средств
(ф. № ОС-1) учитывает его на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При прекращении действия договора, если
имущество по условию договора подлежит возврату лизингодателю, в
учете производится запись:
Кредит 001 «Арендованные основные средства».
Если право собственности переходит к лизингополучателю без доплаты, то в учете составляется следующая запись:
Дебет 01 Кредит 02 — на стоимость выплаченных лизинговых платежей.
Если предмет переходит к лизингополучателю с доплатой, то это отражается:
Дебет 08 Кредит 60 - на сумму доплаты;
Дебет 01 Кредит 08 - на сумму доплаты.
Если по условию договора предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя, то при поступлении основного средства выполняются следующие учетные записи:
Дебет 08 Кредит 60 - на общую договорную стоимость лизингового имущества;
Дебет 19 Кредит 60 - на сумму НДС;
Дебет 01 субсчет «Арендованные основные средства»
Кредит 08 — оприходование объекта по договорной стоимости.
По окончании срока действия договора лизингополучатель, если право собственности на объект лизинга переходит к нему, выполняет запись:
Дебет 01 субсчет «Собственные основные средства»
Кредит 01 субсчет «Арендованные основные средства»;
Дебет 02 субсчет «Амортизация по арендованным основным средствам»
Кредит 02 «Амортизация по собственным основным средствам».
Слайд 51Приобретение основных средств по договору мены
Операции по договору мены
осуществляются в соответствии с ГК РФ. Один из участников данного
договора передает в собственность другого участника определенное имущество в обмен на другое. Обмен, как правило, признается равноценным, хотя условиями договора может быть установлен и другой порядок. Договор мены считается исполненным только после фактической передачи имущества сторонами друг другу. Его особенностью является то, что каждая из сторон одновременно признается продавцом передаваемого имущества и покупателем получаемого имущества. При учете операций по договору мены необходимо отразить прекращение права собственности на передаваемое имущество и оприходовать полученные ценности.
В бухгалтерском учете приобретение основных средств по договору мены отражается следующими проводками:
Дебет 62 Кредит 90-1, 91-1 - отражена задолженность сторонней организации-покупателя за товар (материалы) исходя из стоимости предполагаемых к получению организацией объектов основных средств из расчета цен, по которым они обычно приобретаются;
Дебет 90-3, 91-3 Кредит 68 - начислен НДС по реализованным товарам;
Дебет 90-2, 91-2 Кредит 10, 41 - отражена себестоимость реализованных материалов, товаров;
Дебет 08 Кредит 60 - поступление объекта основных средств по договору мены по стоимости товаров (материалов), переданных или подлежащих передаче организацией, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60 - начислен НДС по полученным объектам основных средств;
Дебет 08 Кредит 76, 23, 10, 70, 69 - отражены расходы по доставке и установке объектов основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 - оприходование приобретенных по договору мены основных средств;
Дебет 60 Кредит 62 - произведен зачет взаимных требований по договору мены;
Дебет 68 Кредит 19 - отражен налоговый вычет по НДС.
Дебет 99 (90,91) Кредит 90, 91 (99) - отражен финансовый результат от реализации товара в обмен на основные средства;
Дебет 90,91 (62) Кредит 62 (90, 91) - списание разницы, учтенной на счете 62.
Слайд 52Безвозмездное поступление основных средств
Организация может бесплатно получить имущество от
разных юридических и физических лиц, например, от учредителей, физических лиц,
органов власти, различных некоммерческих организаций. В подобных ситуациях считается, что имущество поступило по договору дарения.
Однако в некоторых случаях заключать договоры дарения запрещено. Так, статья 575 Гражданского кодекса РФ запрещает коммерческим организациям дарить друг другу подарки, стоимость которых превышает 5 МРОТ.
В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность организаций отдельных организационно-правовых форм, предусмотрена передача имущества без соблюдения указанного лимита (например, как передача имущества между материнской компанией и ее дочерним обществом, если участие материнской компании в уставном капитале общества составляет более 50%; как вклад в имущество и т.п.).
При получении и постановке на учет данного имущества организациям необходимо иметь в виду, что в бухгалтерском учете оценка имущества, полученного безвозмездно (по договору дарения), производится исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При определении текущей рыночной стоимости основных средств могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
В бухгалтерском учете при оприходовании безвозмездно полученных основных средств делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 08 Кредит 98-2 - отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства;
Дебет 08 Кредит 76, 23, 10, 70, 69 - отражены расходы по доставке и установке объектов основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 — введение в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства;
Дебет 20, 23, 25, 26, 44... Кредит 02 - начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;
Дебет 98-2 Кредит 91-1 - соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.
Слайд 535. Порядок начисления и учета амортизации основных средств
Стоимость основных средств
организации погашается путем равномерного или ускоренного начисления амортизации в течение
срока их полезного использования.
Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком.
Слайд 54ПБУ 6/01 устанавливает, что срок полезного использования объекта основных средств
определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока
полезного использования объекта основных средств производится исходя:
из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого
объекта (например, срок аренды).
Слайд 55В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта
основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается
срок полезного использования по этому объекту.
При определении срока полезного использования приобретенных объектов основных средств, бывших в эксплуатации, затраты на их приобретение погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока их службы, т.е. норма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств.
Слайд 56Амортизационные отчисления за отчетный период принимаются к бухгалтерскому учету в
том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо
от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Сумма начисленной амортизации основных средств включается в затраты на производство (расходы на продажу) и учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» по соответствующим субсчетам, открываемым по признаку собственности на имущество.
Слайд 57Типовые проводки по начислению амортизации основных средств
Слайд 58Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого
числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому
учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Если объект недвижимости принят в эксплуатацию, но еще не принят на учет и документы поданы на госрегистрацию, в бухгалтерском учете можно начислять амортизацию, несмотря на то, что объект по-прежнему учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Слайд 59В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных
отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя
организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Слайд 60Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается
руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как
правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. В приказе, распоряжении руководителя организации о переводе объекта основных средств на консервацию должны быть приведены необходимые сведения об объекте, срок, на который он консервируется, лица, ответственные за сохранность объекта, и др.
Слайд 61Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится
арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по
договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).
Начисление амортизации лизингового имущества производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора лизинга.
Слайд 62По объектам основных средств, полученным безвозмездно, амортизация начисляется в общеустановленном
порядке.
По объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в
конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010.
Состав объектов основных средств, по которым амортизация не начисляется, раскрывает ряд документов, а именно: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания № 91н.
Слайд 63Не начисляется амортизация последующим объектам:
по мобилизационным мощностям, законсервированным и не
используемым в текущем производстве, при выполнении работ или оказании услуг
для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Если мобилизационные мощности используются для производства продукции (работ, услуг), то амортизационные отчисления должны начисляться в общеустановленном порядке;
не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.);
по объектам основных средств некоммерческих организаций. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.
Слайд 64В зависимости от режима эксплуатации основных средств, согласно п. 23
ПБУ 6/01, амортизация не начисляется по объектам, находящимся:
на консервации сроком
более 3 месяцев;
в процессе восстановления (ремонта, модернизации, реконструкции),
если период восстановления превышает 12 месяцев.
Слайд 65Способы начисления амортизации основных средств
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости
по сумме чисел лет срока полезного
использования;
способ списания стоимости пропорционально объему
продукции
(работ).
Слайд 66Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов
основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов,
входящих в эту группу. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
1. При линейном способе - исходя из первоначальной, или текущей (восстановительной), стоимости (в случае проведения переоценки)
объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из
срока полезного использования этого объекта.
Слайд 67ПРИМЕР
В мае 2008 г. предприятием был приобретен станок первоначальной
стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.
Годовая норма амортизационных отчислений -20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 20 тыс. руб. (100 000 х 20 : 100%).
Слайд 68При способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта
основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной
исходя из срока полезного использования этого объекта.
Слайд 69ПРИМЕР
Первоначальная стоимость объекта равна 100 тыс. руб. Полезный срок
службы равен 5 лет. Следовательно, ежегодно должна амортизироваться одна пятая
часть стоимости объекта (20%). Применение коэффициента ускорения учетной политикой организации не предусмотрено.
Расчет суммы амортизации проводится следующим образом: в первый год - 100 тыс. руб. х 0,2 = 20 тыс. руб.,
остаточная стоимость 80 тыс. руб. во второй год — 80 тыс. руб. х 0,2 = 16 тыс. руб.,
остаточная стоимость 64 тыс. руб. в третий год - 64 тыс. руб. х 0,2 = 13 тыс. руб.,
остаточная стоимость 51 тыс. руб. в четвертый год — 51 тыс. руб. х 0,2 = 10 тыс. руб.,
остаточная стоимость 41 тыс. руб. в пятый год - 41 тыс. руб. х 0,2 = 8 тыс. руб.,
остаточная стоимость 32 тыс. руб.
Слайд 70 При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования
исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в
случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Слайд 71ПРИМЕР
Полезный срок службы — 5 лет. Первоначальная стоимость —
100 тыс. руб. Сумма чисел лет полезного срока использования равна
15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5= 15).
Сумма амортизации, подлежащая списанию в отчетном году определяется:
В первый год – 5/ 15 х 100 тыс. руб. = 33 тыс. руб.
Во второй год – 4/ 15 х 100 тыс. руб. = 27 тыс. руб.
В третий год – 3/ 15 х 100 тыс. руб. = 20 тыс. руб.
В четвертый год – 2/ 15 х 100 тыс. руб. = 13 тыс. руб.
В пятый год – 1/ 15 х 100 тыс. руб. = 7 тыс. руб.
Слайд 72способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
начисление амортизационных отчислений
производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном
периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Слайд 73ПРИМЕР
Первоначальная стоимость - 20 тыс. руб. Предполагаемый объем выпуска
продукции — 100 тыс. руб. Определяем процент ежегодного начисления амортизации
следующим образом: (20 тыс. руб. : 100 тыс. руб.) х 100% = 20%. Практический выпуск продукции в стоимостном выражении по годам составил: 1 год — 25 тыс. руб.; 2 год — 20 тыс. руб. и т.д.
Расчет амортизации производится: в первый год — 25 тыс. руб. х 0,2 = 5 тыс. руб. во второй год — 20 тыс. руб. х 0,2 = 4 тыс. руб. и т.д.
Слайд 74 В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных
средств начисляются ежемесячно в специальной разработочной таблице «Расчет амортизации основных
средств» (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмме аналогичного содержания. При ведении учета вручную суммы амортизационных отчислений по всем основным средствам (кроме автотранспорта) рассчитываются в разработочной таблице № 6, а по автотранспорту — в разработочной таблице № 9 при использовании журнально-ордерной формы учета.
При журнально-ордерной форме учета операции на счете 02 отражают в журналах-ордерах № 10, 10/1 на основании первичных документов (актов, разработочных таблиц № б, расчетов амортизации, справок-расчетов).
Слайд 756. Учет затрат на ремонт и восстановление основных средств