Слайд 1Тема 7. Управление развитием и обучение персонала
Профессиональное развитие персонала.
Виды и
методы обучения персонала
Оценка эффективности обучения
Слайд 2Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Результат
развития – качественно новое состояние объекта, проявляющееся как изменение его
состава или структуры.
Слайд 4М. К. Эшер
(Нидерланды)
«Развитие»
Слайд 5Закономерности развития
Неравномерность и гетерохронность:
Неустойчивость
Сензитивность
Кумулятивность
Дивергентность-конвергентность
Слайд 6Развитие персонала - процесс, обеспечивающий качественные изменения в функционировании сотрудников,
отвечающие будущим потребностям предприятия, и увеличивающий их производительный и личный
потенциал
Слайд 7Профессиональное развитие – процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных
функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Слайд 8Составляющие развития
Физическое развитие;
Эмоциональное развитие;
Интеллектуальное развитие;
Развитие воли
Слайд 9Определение потребности в профессиональном развитии
Слайд 10Пути развития персонала
• создание развивающих условий;
• профессиональное обучение;
•
ротация;
• делегирование полномочий;
• планирование карьеры.
Слайд 11Система развития персонала в организации
Слайд 12Планирование карьеры - процесс определения целей профессионального и социального роста
сотрудника и путей достижения этих целей
Слайд 13 Карьерограмма -
перечень профессиональных и должностных позиций в
организации (и вне ее), для развития профессионала и занятия им
определенной позиции в организации, а также необходимых для этого действий
Слайд 14Ваши навыки, и Ваша работа.
Ваша жизнь и Ваша работа.
Мир, в котором Вы живете и работаете.
Изменение вариантов карьеры.
Чему полезному для себя в будущем Вы можете научиться?
Как Вы решаете проблемы?
Что Вы планируете изучить обязательно?
Какой способ обучения подходит Вам больше всего?
Насколько Вы укладываетесь в поставленные сроки?
Возможности и ресурсы для обучения.
Планирование своего развития.
Слайд 15Управление карьерой
1. Профессиональная карьера:
специализация
транс-профессионализация (овладение другими областями)
2. Внутриорганизационная карьера:
вертикальная
горизонтальная
центростремительная - продвижение к
центру управления
Слайд 16Модели служебной карьеры
«Трамплин»
Директор
Пенсионер
Слайд 17Модели служебной карьеры
«Лестница»
Директор предприятия
Главный инженер
Начальник
службы
Консультант
Мастер
Слайд 19Модели служебной карьеры
«Перепутье»
Начальник цеха
Директор предприятия
Начальник цеха
Начальник участка
?
Слайд 20Развитие карьеры
(по М. Вудкок и Д. Фрэнсис)
1 этап –
обучение
2 этап – включение
3 этап – достижение успеха
4 этап –
профессионализм
5 этап – переоценка ценностей
6 этап – мастерство
7 этап – пенсионный период
Слайд 22«Главная и основная пружина в человеке, как и животном, есть
эгоизм, т.е. влечение к бытию и благополучию...
эгоизм порождает такие
пороки как жадность, чревоугодие, сластолюбие, своекорыстие, любостяжение, несправедливость, немилосердие, гордость, тщеславие...
поскольку удовлетворить эти вторичные страсти обычной, социально приемлемой деятельностью невозможно, человек нуждается в получении мощных рычагов, помогающих ему извлекать в готовом виде необходимые ему сверхсредства»
А. Шопенгауэр
Слайд 23Базисные основы карьериста
Расширенный доступ к социальным ресурсам, их производству и
распределению.
Обретение и использование эффективных связей.
Влияние на поведение людей.
Формирование карьерного наследства.
Слайд 24Симптомы карьеризма
Статус является самоцелью, а не результатом достижения в сфере
деятельности.
Компенсация профессионально-квалификационной незрелости протекционизмом.
Высокая скорость статусного продвижения с «проскоками» промежуточных
уровней.
Неразборчивость в средствах и методах достижения статусных целей.
Использование возможностей достигнутого статуса преимущественно в личных целях
Слайд 25Обучение и развитие
Развитие опережает и создает условия для обучения (Ж.
Пиаже)
Развитие и обучение тождественны (прагматизм)
Обучение опережает развитие, является его механизмом
(Л. С. Выготский)
2. Виды и методы обучения персонала
Слайд 26Определение и виды обучения персонала
Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый
процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством компетентного лица
Профессиональная
подготовка
Повышение
квалификации
Переподготовка
кадров
Слайд 27Определение потребности в профессиональном обучении
- это выявление несоответствия между профессиональными
знаниями, умениями и навыками, которыми должен обладать персонал для решения
текущих и перспективных задач и их уровнем в настоящее время.
Слайд 28Принципы обучения
Актуальность
Активность обучающегося
Вызов
Успешность
Повторение
Обратная связь
Рефлексивность
Слайд 29Виды обучения
• опытное или эмпирическое обучение;
• демонстрация и практика
под руководством;
• программируемое обучение;
• обучение действием
Слайд 32Бюджет обучения и развития
затраты на:
1) обучение работников, подлежащих обязательному обучению в
соответствии с действующим законодательством;
2) проведение инструктажей;
3) краткосрочные обучающие программы (курсы повышения квалификации,
тренинги, семинары);
4) среднесрочные обучающие программы (переподготовка специалистов);
5) долгосрочные обучающие программы (дополнительное высшее образование сотрудников, MBA);
6) предсертификационные программы повышения квалификации;
7) внутрикорпоративные обучающие программы.
Слайд 333. Оценка эффективности обучения
Модель Киркпатрика
Модель Филипса
Модель Тайлера
Слайд 34Модель Киркпатрика
Уровень 1. Реакция – понравилось ли обучение участникам и
почему (анкетирование участников и их руководителей).
Уровень 2. Усвоение (обучение)
– что нового и полезного было усвоено в процессе обучения. (тесты, кейсовые задания, письменные опросники).
Уровень 3. Поведение – что изменилось в поведении обучавшегося (применение полученных знаний и навыков).
Уровень 4. Результат – повлияло ли обучение на эффективность работы организации (сокращение затрат, уменьшение сроков, улучшение качества продукции (услуг),...).
Слайд 35Модель Филипса
Уровень 4 Модели Киркпатрика не дает ответ на вопрос,
стоил ли того тренинг.
В 1991 году Джек Филипс добавил
в эту систему 5-й уровень с названием «Возврат на инвестиции (ROI)».
Слайд 36Модель Тайлера
1. Постановка четких целей и задач.
2. Классификация этих
целей и задач.
3. Определение целей и задач в терминах поведения.
4.
Поиск ситуаций, в которых можно проверить, насколько цели достигнуты.
5. Определение техники оценивания.
6. Сбор данных, касающихся эффективности обучения.
7. Сравнение данных об эффективности обучения с данными об эффективности достижения желаемых моделей поведения.