Разделы презентаций


Тема: Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном, речевом

Содержание

1. Основные термины специальной педагогики. 2. Понятие нормы и отклонения в развитии. 3. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии ребенка. 4. Статистика и систематика нарушений развития.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: «Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном, речевом и

сенсорном развитии ребенка»

Тема: «Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном, речевом и сенсорном развитии ребенка»

Слайд 2 1. Основные термины специальной педагогики. 2. Понятие нормы и отклонения в

развитии. 3. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии ребенка. 4.

Статистика и систематика нарушений развития.

План

1. Основные термины специальной педагогики. 2. Понятие нормы и отклонения в развитии. 3. Категории и классификации

Слайд 3Company Logo
www.themegallery.com
1. Основные термины специальной педагогики.
Специальная педагогика — это наука, изучающая

сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Company Logowww.themegallery.com1. Основные термины специальной педагогики.Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности

Слайд 4Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого

лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Специальное обучение — специальный

целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.
Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Company Logo

www.t

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные

Слайд 5Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с

проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и

труду на уровне его психофизических возможностей.
Социальная реабилитация (лат. Rehabultos – восстановление пригодности, способности) – включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей

Company Logo

www.themegallery.com

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к

Слайд 6Социальная адаптация (лат. Adapto – приспособляю) – приведение индивидуального и

группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм

и ценностей, обеспечение адекватного взаимоотношения с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил.

Company Logo

www.themegallery.com

Социальная адаптация (лат. Adapto – приспособляю) – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с

Слайд 7Company Logo
www.themegallery.com
Коррекция (латинское correctio – исправление) – система педагогических мер,

направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, как

отдельных дефектов (речи, зрения, слуха), так и целостное влияние на личность с целью достижения положительного результата в ходе обучения, воспитания и развития аномального ребёнка.

Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ребёнка в целом, включающая обогащение представлений ребёнка об окружающем мире, формирование навыков самообслуживания, исправление дефектов личности ребёнка в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Company Logowww.themegallery.comКоррекция (латинское correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического

Слайд 8Компенсация (лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка

нарушений или недоразвитых функций организма. Это процесс приспособляемости организма в

ответ на врождённые или приобретённые аномалии (слепые воспринимают мир органами слуха, осязания; недоразвитие одних конечностей компенсируется большей дифференциацией других органов.

Company Logo

www.themegallery.com

Компенсация (лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушений или недоразвитых функций организма. Это процесс

Слайд 9Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать

полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Company Logo
www.themegallery.com

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.Company Logowww.themegallery.com

Слайд 10Принципы коррекционной работы
Принцип первый – единство коррекции и развития. Это

значит, что решение о необходимости коррекционной ра­боты принимается только на

основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий разви­тия ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент.

Company Logo

www.themegallery.com

Принципы коррекционной работы Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной

Слайд 11Принципы коррекционной работы
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.

Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на

основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн).
Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррек­ции своего развития до оптимальной нормы.

Company Logo

www.themegallery.com

Принципы коррекционной работы Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты

Слайд 122. Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом

развитии человека
Норма - средняя величина, установленная мера.
Норма - это некое

идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.

Company Logo

www.themegallery.com

2. Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека Норма - средняя величина, установленная

Слайд 13Различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что

психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они

могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

норма

аномалия

Переходная форма

Различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком,

Слайд 14Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним

качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того

же возраста, пола, культуры и т.д.
Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы

Слайд 15Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
когда уровень его развития

соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с

учетом развития общества, членом которого он является;
когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или

Слайд 16Условия нормального развития ребенка



Нормальная работа головного мозга и его

коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов,

анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека
Нормальное психическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов
Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром
Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Условия нормального развития ребенка Нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных

Слайд 18
! Особенностью детского мозга является то, что даже его

небольшое поражение не остается частичным, локальным, как может иметь место

у взрослого, а отрицательно отражается на всем процессе созревания ЦНС.

! Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как

Слайд 19Кризисные периоды жизни

Кризисные периоды жизни

Слайд 20Факторы риска в дошкольном возрасте (Г. Абрамова)

выраженная психомоторная расторможенность, трудности

выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения

даже в игровых ситуациях;

склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта;
ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей и взрослых;
инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
•импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
Факторы риска в дошкольном возрасте (Г. Абрамова) выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих

Слайд 21неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим настроением;
повышенная сенсорная жажда

в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
•акцентуация компонентов

влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных«неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция

Факторы риска в младшем школьном возрасте:

неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим настроением;повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и

Слайд 22
реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ

от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий на зло

взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
дефекты воспитания в виде
бесконтрольности, безнадзорности,
грубой авторитарности,
асоциального поведения
членов семьи.
реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних

Слайд 23Факторы риска в подростковом возрасте возрасте
инфантильность суждений, крайняя зависимость от

ситуации, неспособность воздействовать на нее,
склонность к уходу от трудных

ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста;
сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;
ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
Факторы риска в подростковом возрасте возрастеинфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к

Слайд 24Отклонения от нормы – то же, что и дефект (от

лат. Defectus) – недостаток -физический или психический, вызывающий нарушение нормального

развития ребенка.

Company Logo

www.themegallery.com

Отклонения от нормы – то же, что и дефект (от лат. Defectus) – недостаток -физический или психический,

Слайд 25 3. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии
Отклонения от

нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

Company

Logo

www.themegallery.com

3. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии  Отклонения от нормы условно делятся на четыре

Слайд 26Физические отклонения
Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека

и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения

в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами.
Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
недуг (связан с затруднением деятельности),
ограниченная возможность (ограничения в деятельности),
инвалидность (недееспособность).
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Company Logo

www.themegallery.com

Физические отклоненияГруппа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем

Слайд 27Психические отклонения
Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его

психическими недостатками.Сюда относятся:
задержка психического развития (ЗПР),
умственная отсталость (олигофрения от

легкой дебильности до глубокой идиотии),
нарушения речи,
нарушения эмоционально-волевой сферы.
Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.

Company Logo

www.themegallery.com

Психические отклоненияГруппа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.Сюда относятся:задержка психического развития (ЗПР), умственная

Слайд 28Педагогические отклонения
Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень

образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте

должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону «Об образовании РФ» обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.

Company Logo

www.themegallery.com

Педагогические отклоненияГруппа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок

Слайд 29Социальные отклонения
Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности

людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является

то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Company Logo

www.themegallery.com

Социальные отклоненияГруппа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм

Слайд 30Если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения

и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость и

др.), располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем. Поэтому терапевтический аспект деятельности педагога направлен не столько на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения, сколько на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил.

Company Logo

www.themegallery.com

Если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко

Слайд 31Дети с нарушениями развития: В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов
1)дети

с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
2)дети с интеллектуальными

нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
3)дети с нарушениями речи; 
4)дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными (комбинированными ) дефектами развития;
6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
Отклонения в развитии детей могут быть вызваны различными факторами.

Company Logo

www.themallery.com

Дети с нарушениями развития: В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов 1)дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и

Слайд 32М. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют следующие группы

аномальных детей:
1.дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениям слуха, зрения,

речи, функции опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2.дети с задержкой психического развития;

3.дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4. дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5. умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6. дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).
М. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют следующие группы аномальных детей: 1.дети с сенсорной неполноценностью (с

Слайд 33В. В. Лебединский классифицирует отклонения в развитии, опираясь на исследования

проблемы психического дизонтогенеза.
1) общее стойкое недоразвитие (например, олигофрения);
2)

задержанное развитие (замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы);
3)поврежденное развитие (наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы);
4)дефицитарное развитие (тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем — зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);
5)искаженное развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; например, ранний детский аутизм);
6)дисгармоничное развитие (врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере; например, психопатия).
В. В. Лебединский классифицирует отклонения в развитии, опираясь на исследования проблемы психического дизонтогенеза. 1) общее стойкое недоразвитие

Слайд 344.Статистика нарушений
О степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое

место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%);

второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%
4.Статистика нарушенийО степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными

Слайд 35В мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З

слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На

каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

Company Logo

www.themegallery.com

В мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы

Слайд 36Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица

мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются

дети в возрасте 8-13 лет.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей

Слайд 37Сегодня в России:
13,15 млн инвалидов
545 тысяч человек имеют статус

детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18

лет.
Сегодня в России: 13,15 млн инвалидов545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика