Слайд 1Тема: Религиозная философия в России к. XIX - нач. XX
вв.
1. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии.
2. Метафизика «всеединства»
Вл. Соловьева.
3. Философия Н.А. Бердяева.
Слайд 2Проблема начала и периодизации философской мысли в России
Основные подходы:
1. Относит
возникновение русской философии
к периоду христианизации Киевской Руси
(марксистская традиция)
2. Относит начало
самостоятельного
творчества в области философии в России ко
второй половине XVIII в. (В.В. Зеньковский)
Слайд 3Вариант периодизации истории русской философии
X-XVII вв. – философская мысль Древней
Руси;
XVIII - начало XIX века – философия эпохи
Просвещения;
вторая
треть XIX века – начало XX века –
развитие оригинальной русской философии;
большая часть XX века – послеоктябрьский период.
Слайд 4Вариант периодизации истории русской философии
XI-XVII вв. – выработка теистических представлений
о
мире как творении Бога;
к. XVII – первая четверть XIX в.
– развитие русской
философии под влиянием западноевропейского
Просвещения, появление академической
(университетской) философии в России;
вторая четверть XIX в. – нач. ХХ в. – создание
оригинальных философских концепций.
Слайд 5Условия возникновения самостоятельной философской мысли
сформировался обширный слой интеллигенции, т.е. людей,
занимающихся умственной деятельностью: учителей, инженеров, журналистов. Внутри этого слоя могли
появляться самостоятельно мыслящие люди, для которых имело смысл писать философские работы.
возник русский язык, на котором можно выразить сложнейшие мысли. Философскую мысль невозможно было выразить на языке торжественных и громоздких од, а на языке Пушкина можно было мыслить на уровне Канта и Гегеля.
В этом смысле русскую философию XIX-XX веков можно
понять как отклик русской мысли на преобразования
Петра I.
Слайд 6Основы философской культуры в Древней Руси :
значительными событиями в истории
отечественной
духовной культуры стали борьба западных и восточно-
христианских влияний, что нашло
отражение в ересях XV-
XVI веков, в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян», в
церковном расколе XVII века;
общественно-политическая мысль в России XVI–XVII
веков: концепция старца Филофея «Москва – третий Рим»
(первая половина XVI века). Суть: два «Рима» (Древний Рим
и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему.
Носителем истинной веры стала Москва – третий и
последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы.
Именно в этой концепции затронуты важные проблемы
философии истории.
Слайд 7Ведущие мотивы русской философии
Самостоятельная философская мысль в России
начинается с
Петра Яковлевича Чаадаева (1793-1856):
“Прекрасная вещь любовь к Отечеству, но есть
нечто
более прекрасное любовь к истине”.
От вопросов, которые поставил Чаадаев, берут
начало два направления: западники и славянофилы.
Слайд 8Ведущие мотивы русской философии
Непосредственным поводом к полемике и оформлению
направлений
стали «Философические письма» П.Я.
Чаадаева в которых поставлен вопрос о месте
России в
истории.
П.Чаадаев – религиозный мыслитель, считавший,
что история направляется Божественным провидением.
Руководящая роль католической церкви соответствует
Провидению и Западная Европа достигла больших успехов в
осуществлении христианских начал. А Россия – ни динамичный
Запад, ни малоподвижный Восток, она как бы выпала из
всемирной истории, провидение ее оставило. Россия
существует как бы для того, чтобы преподнести миру какой-то
серьезный урок.
В дальнейшем Чаадаев изменяет свою оценку исторической
роли России, но им была сформулирована первая оригинальная
тема русской философии.
Слайд 9Ведущие мотивы русской философии
Противоположность западников и славянофилов
преодолевается в творчестве
Вл.Соловьева,
Л.Толстого и Ф.Достоевского.
От Вл.Соловьева и Ф.Достоевского из XIX века
в
XX идет линия русской религиозной философии.
Ее представители: Павел Флоренский, Николай
Бердяев, Семен Франк, Сергей Булгаков, Николай
Лосский, Василий Розанов.
Несколько особняком стоят Константин
Леонтьев, которого часто называют русским
Ницше, и Николай Яковлевич Данилевский
предтеча немецкого философа Освальда
Шпенглера.
Слайд 10Ведущие мотивы русской философии
Основатель философии русского космизма Николай
Федорович Федоров.
Естественнонаучное направление: Константин
Циолковский, Александр Чижевский, Владимир Вернадский,
Лев Гумилев.
Гуманитарное направление: писатель
Андрей Платонов,
Поэты Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий.
Основные идеи русского космизма: объединение человечества
в общем деле преобразования природы, победа над смертью и
воскрешение умерших предков, замена социальных
отношений, которые делают людей враждебными друг другу
(отношение небратства), отношениями кровного родства.
Слайд 11Особенности русской философии:
сравнительная молодость;
тесная связь с православием: опирается на Абсолют
вне
человека, т.е. на Бога, который есть Логос. Но! Логос
понимается шире:
не только разум, но и ценностный
момент (нравственность, эстетика);
публицистический характер: отечественная
философия тесно связана с общественно
политической деятельностью, с художественным и
религиозным творчеством общественных деятелей,
писателей, ученых;
онтологизм: познание становится предметом изучения
в связи с проблемами бытия;
антропоцентризм: особое внимание уделяется
проблеме бытия человека;
Слайд 12Особенности русской философии:
с проблемой человека тесно связаны социально
исторические проблемы: проблема
смысла истории,
места России во всемирной истории – русская
философия историософична.
русская философская
мысль этически ориентирована, о
чем свидетельствует нравственно-практический
характер решаемых ею проблем, большое внимание к
внутреннему миру человека. Философствуют, чтобы
понять, как жить по правде, а не по лжи, каким должно
быть справедливое общество, в котором живут по
божески, и т.п.
Слайд 13Западники и славянофилы
Среди западников выделяются два направления:
либеральное (В.Д. Кавелин,
Б.Н. Чичерин) и революционно-
демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, Д.И.
Писарев, Н.А. Добролюбов). Второе
направление более значительно, его влияние на
революционные процессы в России огромно.
Мыслители революционно-демократического направления
связывали западническую ориентацию с идеей
революционного преобразования общества. На
формирование их философских воззрений оказывали
влияние Шеллинг, Гегель и Фейербах. В.Г. Белинский
(1811–1848) использовал диалектику Гегеля для критики
самодержавия и церкви.
Слайд 14Западники и славянофилы
Проблема места России в истории находится также
в центре
внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А. С. Хомякова, К.С.
Аксакова, Ю.
Ф. Самарина).
В чем же состоит самобытность и исключительность России?
Общинный быт и соборность, жизнь в миру общиной и согласием,
где каждый в то же время сохраняется как личность.
Отсутствие завоеваний, социальной борьбы в начале русской
истории, покорность народа власти. Согласно славянофилам
русская история отличается единством государства и народа,
отсутствием между ними противоречий.
Духовная жизнь России определяется православием, для которого
характерна “живая цельность” духа. Западному христианству,
присуща “рассудочность” и односторонность: в католицизме –
единство без свободы, в протестантизме – свобода без единства, а
в православии – свободное единение, или единство в свободе.
Слайд 15Философия Владимира Соловьева
Своего наивысшего развития русская философская мысль
достигает во второй
половине XIX – нач. XX века, когда
появились предпосылки для образования
философских систем.
Одна из первых и наиболее значительных систем представлена
философией В.С. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший
русский философ, систематизировавший в своем учении
результаты предшествующего развития отечественной
философии. Основные работы – «Критика отвлеченных
начал»(1880), «Чтения о богочеловечестве» (1878-1881),
«Оправдание добра»(1897). Он впервые в русской философской
традиции создал самостоятельную теософскую систему,
основанную на идеях христианства и немецкого
диалектического идеализма. Его непосредственные
предшественники в отечественной философии – славянофилы.
Слайд 16Философия Владимира Соловьева
Главная черта философии Соловьева
стремление к целостности
Концепция «всеединства»
заключается в
представлении мира, человека, а также
сферы сверхбытия в виде единого,
органического
целого.
Слайд 17Основные идеи философии
Вл. Соловьева
В социальной сфере принцип всеединства
нашел выражение
в идее соборности.
Соборность – особый тип человеческой
общности, основанный на свободе,
любви
вере.
В теории познания принцип всеединства
реализуется через идею синтеза религии,
философии и науки. Главная задача такого
синтеза – преодолеть противостояние
эмпиризма, рационализма и мистицизма.
Слайд 18Учение о Софии
утверждает начало Божественной премудрости в сотворенном мире (космосе
и человеке);
не допускает абсолютного разрыва между Творцом и творением.
Слайд 19Философия истории Соловьева
Представлена учением о Богочеловечестве
как свободном коллективном воссоединении
человечества с
Богом. История
рассматривается как путь человечества к
Богу.
Слайд 20Философия В.Соловьева, его творчество как
поэта-символиста способствовали
возрождению интереса к религиозно
философской мысли
в России. Его учение
начинает традицию философии всеединства
в России, среди
представителей которой
Сергей и Евгений Трубецкие, С.Н. Булгаков,
Л.П. Карсавин, П.А.Флоренский.
Слайд 21В начале ХХ века в духовной культуре России
происходит мировоззренческий поворот
–
“религиозно-философское возрождение” (В.
Зеньковский). От материализма к
религиозному поиску обращаются такие
крупные философы,
как Н. Бердяев, С.
Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно
философские общества. Этот поворот в
сознании части интеллигенции оформился в
сборнике "Вехи".
Слайд 22С.Н.Булгаков (1871-1944).
Традицию философии всеединства в ХХ веке продолжает
С.Н.Булгаков .На рубеже
веков он переходит от марксизма к
идеалистической философии, разрабатывает концепцию
“христианского социализма
”. В 1918 году становится
священником и в эмиграции занимается богословскими
проблемами. Вклад С.Булгакова в философию всеединства
связан в основном с учением о Софии как “принципе
мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве”,
София –“живая связь между миром и Богом”. При этом он
отмечает двойственность Софии, различая божественную и
земную Софию. Ввиду этой двойственности противоречив и
Мир. История может быть представлена как развитие
софийного начала, как преодоление зла, но оно может быть
уничтожено вместе с низшей частью мира, а это угрожает
закончиться всемирно исторической катастрофой.
Слайд 23Философия Н.А. Бердяева
Символом эпохи религиозно-философского
возрождения” считается выдающийся русский
философ Николай
Александрович Бердяев
(1874-1948), принадлежащий к числу наиболее
ярких деятелей культуры “серебряного века”.
Он
критически воспринял революцию и в 1922
году был выслан из России. В эмиграции
написаны “Философия свободного духа” (1927),
“О назначении человека ” (1931), “Русская идея”
(1947) и др. Бердяев известен как религиозный
персоналист, экзистенциалист.
Слайд 24Философия Н.А. Бердяева
Проблематика связана с экзистенциальными
и персоналистическими проблемами
(постановка и решение
вопросов о свободе,
творчестве, личности, которые решаются в
рамках религиозного мировоззрения)
Слайд 25Дуализм философии
Н.А. Бердяева
в онтологии утверждает два рода реальности:
«Царство Духа»
как мир свободы и «Царство
Кесаря» как объективный мир, подчиняющийся
необходимости;
в теории
познания различает два вида истины
(христианскую и научную);
в сфере духовной жизни различает два вида
свободы: свободу как выбор и свободу духа как
творческий акт: формулирует идею
аристократичности свободы;
в антропологии утверждает двойственность
человека, являющегося одновременно духовным,
социальным и природным существом.
Слайд 26Философия Н.А. Бердяева
Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают
проблемы социальной
философии, философии истории.
Смысл истории философ видит в конечном торжестве
"царства Божьего",
но реальная история рассматривается
им как история объективации, как “ неудача духа”, так как “ в
ней не образуется Царство Божие”. Основа истории – это
свобода зла.
Критика цивилизации как в форме капитализма, так и
социализма. Цивилизация механична, она убивает живую
культуру, происходит утрата духовности и варваризация
бытия. Но Россия отличается от Запада, представляя
единство: Восток-Запад. “Русская идея”– идея
“коммюнитарности и братства людей и народов, искание
новой общности”, идея “Града Грядущего”, в них отразился
особый мир России.