Слайд 1Тема революции
и Гражданской войны в литературе:
Разные идейно-художественные позиции
Слайд 2 Тема Революции - заказ времени. Тема прославления Революции - заказ
партии.
М. И. Цветаева:
Слайд 5Моя цель первая и основная - стереть большевизм и всё
с ним связанное с лица России, истребить и уничтожить его.
В сущности говоря, всё остальное, что я делаю, подчиняется этому положению.
А.В.Колчак:
Слайд 6 22 апреля 1921года: «И вот уже третий год идёт нечто
чудовищное. Третий год только низость, только грязь, только мерзость…»
«Окаянные
дни»
И.А.Бунин:
Слайд 8Максим Горький:
«Наши комиссары относятся к России
как к материалу для опыта, русский народ для них- та
же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»
Слайд 9Евгений Замятин.
«Мы» - роман-антиутопия
В начале 1920-х годов Замятин создаёт
роман «Мы». Советская цензура увидела в нём прикрытую издёвку над
коммунистическим строем и запретила публикацию. Без согласия автора роман был издан на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках, после чего произведения Замятина перестали печатать в СССР[. На волне жёсткой критики Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталинус просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж
Слайд 10«Мы» -
роман-антиутопия
В начале романа один из многих нумеров (так
называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике
организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.
Слайд 11Александр Фадеев. «Разгром»
Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в
романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои — это
красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон).
Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.
Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. — 1990. — № 10. — С. 147—151
Слайд 12Роман «Разгром»
Эпический сюжет произведения построен на рассказе о разгроме партизанского
отряда Левинсона. В экспозиции автор описывает передышку в партизанской войне
на Дальнем Востоке, когда отряд Левинсона расположился на отдых в селе. Завязкой служит момент получения пакета из партизанского штаба, где сформулирована главная задача для Левинсона на ближайшее время — «сохранить хотя бы небольшие, но крепкие и дисциплинированные боевые единицы, вокруг которых впоследствии...». Развитием действия в романе является описание манёвров партизанского отряда, который пытается оторваться от преследующих его по пятам японцев и колчаковцев, но кольцо окружения неотвратимо сжимается. Ночной бой на болоте — кульминационная сцена, где проверяется, кто из партизан чего стоит в жизни. Развязка следует сразу же за кульминацией: остатки отряда, вырвавшись из болота, попадают в засаду, почти все партизаны погибают под огнём колчаковских пулемётов. Только девятнадцать бойцов остаются в живых и приближаются к желанной Тудо-Вакской долине.
Слайд 13 «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала,
все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней
революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
А. Фадеев:
Слайд 14Борис Пастернак. «Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти
лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его
творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго.
Слайд 15С главным героем произведения, Юрием Живаго, мы знакомимся, когда он
ещё ребёнок, девятилетний мальчик. Читатель становится свидетелем духовного роста героя.
Жизнь доктора Живаго и его близких разрушена двумя революциями, гражданской войной. В его душе происходит напряжённая работа по осмыслению происходящего. Он попадает к красным, вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Юрий пытается понять, как ему быть, что делать, что принимать и что отвергать. Живаго не хочет участвовать в противоборстве двух сторон, он пытается занять нейтральную позицию, чтобы суметь увидеть и оценить исторические события с общечеловеческой точки зрения: «Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали». Именно на внутренней, духовной, жизни своего героя сосредоточивает своё внимание автор — и, как следствие, главная смысловая нагрузка ложится в романе на монологи и стихи героя.
Слайд 16Михаил Булгаков. «Дни Турбиных»
В пьесе «Дни Турбиных» возникает конфликт между
человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом
Турбиных, разрушает его. Емким символом мирной жизни становятся не раз упоминаемые Лариосиком «кремовые шторы» — именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира.
Через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны.
Слайд 17Пьеса «Дни Турбиных». Алексей Турбин
Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин
в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток —
либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам». Такой выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, «вынесшему войну с германцами», как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: «Народ не с нами. Он против нас». Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности — человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы.
Слайд 19Дмитрий Фурманов. «Чапаев»
«Чапаев» — роман Дмитрия Фурманова 1923 года о жизни
и гибели героя гражданской войны комдива Василия Ивановича Чапаева. Действие
происходит в 1919 году, главным образом во время пребывания комиссара Фёдора Клычкова в 25-й чапаевской дивизии (в романе нашёл непосредственное отражение личный опыт работы самого Фурманова комиссаром в дивизии Чапаева). Описываются бои за Сломихинскую, Пилюгино, Уфу, а также гибель Чапаева в бою у Лбищенска.
Слайд 20«Чапаев» — советский художественный фильм 1934 года. На I Московском кинофестивале 1935 года, председателем
жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.
Борис Бабочкин— Чапаев
Слайд 21Алексей Толстой.
«Хождение по мукам»
В трилогии «Хождение по мукам» (1922—1941)
стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917
года как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).
Слайд 23Исаак Бабель. «Конармия»
«Конармия» — сборник рассказов Исаака Бабеля, объединённых темой гражданской войны,
основанный на дневнике, который автор вел на службе в 1-й Конной
армии, под командованием Семёна Будённого во время Советско-польской войны 1920 года. Рассказы писались автором в 1922—1937 годах (бо́льшая их часть — до 1925 года).
Слайд 24
Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и
быта Первой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования.
В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры бойцов революции, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастируют с характером главного героя — образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказов является то, что главный герой имеет еврейские корни (хотя носит русскую фамилию Лютов). Вопросу гонения евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.
Фабула цикла рассказов
Слайд 25Дискуссия вокруг «Конармии»
Первые же публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в
явном контрасте с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о
красноармейцах. У Бабеля появились недоброжелатели: так, Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев, и в своей статье «Бабизм Бабеля в „Красной нови“» (1924) назвал его «дегенератом от литературы». Климент Ворошилов в том же 1924 году жаловался Дмитрию Мануильскому, члену ЦК, а позже главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал»
Слайд 26Но Бабель пребывал под покровительством Максима Горького, что гарантировало публикацию книги
«Конармия». В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный,
я не нахожу в книге Бабеля ничего „карикатурно-пасквильного“, наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам „Конармии“ и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы». Дискуссия продолжалась до 1928 года.
Слайд 27Александр Серафимович. «Железный поток»
Героическая эпопея «Железный поток» также создана на основе реальных
событий – отступление Таманской армии под руководством Ковтюха (у Серафимовича –
Кожуха) из Кубани, охваченной контрреволюцией. Ее главная идея – показать процесс превращения бессознательной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную силу, в «железный поток».
Слайд 29Александр Шолохов. «Тихий Дон»
Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман
«Тихий Дон» (1928 — 1-2 тт., 1932 — 3 т., 4
т. опубликован в 1940г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Писатель-коммунист, в годы Гражданской войны бывший на стороне красных, Шолохов значительное место в романе уделяет белому казачеству, а его главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования так и не «приходит к красным». Это вызвало нарекания коммунистической критики; однако столь неоднозначный роман был лично прочитан И. В. Сталиным и одобрен им к печати.
Слайд 31Борис Лавренёв. «Сорок первый»
По пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды,
отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего
стрелка отряда Марютки — сорок убитых белогвардейских офицеров. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от Колчака к Деникину.
Слайд 32Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец,
они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Говоруха-Отрок и
несколько бойцов берут лодку, чтобы достичь большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и вынуждены ждать. Во время этого ожидания они сближаются и, в конечном счёте, влюбляются друг в друга.
Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Мария, которой был дан приказ не сдавать поручика живым, стреляет своему любимому в спину.
Слайд 33Викентий Вересаев. «В тупике»
"В тупике" – роман не только посвященный
интеллигенции, но и написанный "интеллигентом". В.В.Вересаев неотделим от его героев;
он – один из тех многих, которые "на бога не восстали, но и верны ему не пребывали", "колеблясь между приятием революции и ее осуждением…" (Вяч.Полонский. "Интеллигенция и революция в романе В.В.Вересаева ("В тупике")".
Слайд 34Андрей Платонов. «Чевенгур».
«Чевенгур» — социально-философский роман русского писателя Андрея Платонова. Самое
пространное и одно из наиболее значительных его сочинений. Написан в 1926—1928 или 1927—1928
годах; первая редакция именовалась «Строители весны» (1927).
«Чевенгур» рассматривают как повесть (В.Вьюгин), философский роман (Л. Фоменко), идеологический роман (М. Золотоносов), трагическую утопию (В. Свительский), народную эпопею (В. Васильев), антиутопию (Н. Полтавцева, Р. Гальцева, И. Роднянская); указывают на взаимодействие в одной жанровой структуре утопических и антиутопических тенденций (А. Кедровский, К. Исупов, Н. Малыгина).
В «Чевенгуре» отразились и другие модификации романа: «полифонический роман» (Н. В. Корниенко), «роман-миф», «роман становления человека», «роман-путешествие».
Максим Горький назвал «Чевенгур» «лирической сатирой»
Слайд 35 Действие романа происходит где-то на юге России
и охватывает период военного коммунизма и нэпа, хотя реальные события и местность преображены
в соответствии с логикой мифа. Александр Дванов, главный герой романа, рано потерял отца, который утопился с мечтой о лучшей жизни после смерти. Его приёмный отец Захар Павлович несколько напоминает отца писателя (в то же время образ Александра отчасти автобиографичен). «В семнадцать лет Дванов еще не имел брони под сердцем — ни веры в бога, ни другого умственного покоя…». Отправляясь «искать коммунизм среди самодеятельности населения», Александр встречает Степана Копенкина — странствующего рыцаря революции, своеобразного Дон Кихота, Дульсинеей] которого становится Роза Люксембург. Копенкин спасает Дванова от анархистов банды Мрачинского.
Слайд 36«В России революция – дрогнула мати сыра земля, замутился белый
свет».
«Страна была пьяна горем».
«Война пожирала людей, хлеб, скот…»
«Кресты и могилы, могилы и кресты…»
«В России революция – по всей-то по Расеюшке грозы гремят, ливни шумят»
«В России революция – деревни в жару. Города в бреду…»
Артём Весёлый. «Россия, кровью умытая…»
Слайд 37Посмотрели брат на брата,
Покачали головой,
Запропали, запропали
Наши головы с тобой…
Слайд 38Реминисценции - рефлексия
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку
держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В
толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Слайд 39Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули
невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди
- Исус Христос.