Слайд 1Тема: СУЩНОСТЬ ПРАВА
Цель занятия: рассмотреть сущность права и его
роль в обществе
Слайд 2ПЛАН
Понятие и признаки права.
Основные учения о праве.
Норма права:
структура и виды.
Слайд 3Табу
Ритуалы
Мифы
Обычаи
Религиозные нормы
Правовые нормы
Моральные нормы
Корпоративные
нормы
Социальные нормы
Слайд 4
Социальные нормы- общеобязательное правило поведения, рассчитанное на многократное применение
к неограниченному кругу лиц.
Табу – запрет действий, совершение которых запрещалось,
так как оно несло угрозу существования общины, рода, племени.
Обычай – стереотипные формы поведения, связанные с деятельностью, имеющей практическое значение.
Традиция – средство упорядочения и стабилизации общественной системы, ее защиты от хаоса и неорганизованности; хранит социальную память народа, механизм сохранения устоявшихся элементов социокультурного опыт.
Ритуал - стандартизированный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией.
Норма морали - общеобязательное правило поведения, которое вырабатывается в соответствии с бытующими в обществе представлениями о добре и зле, в формировании которого принимают участие все члены общества.
Норма права - общеобязательное правило, модель должного поведения, которое устанавливается или санкционируется государством и исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Компаративная норма - выработанная определенной группой людей и распространяющаяся только на членов этой группы.
Слайд 5Мононормы архаичного общества
Слайд 8Пример живучести мононорм
Контрады сложились в Средние Века, и основной их
задачей было снабжать продовольствием и пополнениями войска, которые Сиена нанимала
для защиты или для борьбы с Флоренцией. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием. Все значимые события в жизни сиенцев: рождения, свадьбы, похороны, праздники происходят внутри родной контрады как в большой семье. Свадьба не меняет принадлежность к контраде. Если женятся люди из разных контрад, то, обычно, родившиеся девочки принадлежат к контраде матери, а мальчики — к контраде отца. У каждой контрады имеется свой музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз, дружественная контрада (у контрад Гуся и Волчицы нет союзников) и противник. У четырёх контрад (Гусеницы, Дракона, Жирафа и Леса) нет официальных противников. Чаще всего соперниками оказываются граничащие друг с другом контрады.
Изначально было 59 контрад, но со временем их число сократилось до 17.
Слайд 10Что же вызвало процесс дифференциации, чем объясняется выделение из правил
общежития нормы права?
Во-первых, численный рост населения. Пока общественная среда невелика,
жизнь и поведение каждого человека проходят на глазах у всех. Ему не ускользнуть от внимания и осуждения своего рода. Но сколько-нибудь значительно усиление личного состава тотчас же ослабляет влияние общества на личность, потому что внимание среды распределяется между большим числом людей, потому что каждый человек при этом сумеет, хотя бы отчасти, освободить свое поведение от общественного контроля.
Слайд 11Что же вызвало процесс дифференциации, чем объясняется выделение из правил
общежития нормы права?
Во-вторых, нарушение однородности людей. Пока их личный состав
не обнаруживает никаких различий ни по происхождению, ни по богатству, группа сильна единством своих интересов, взглядов, преданий. Но завоевания подрывают эту однородность. Или победители переселяют к себе побежденных, или сами поселяются среди них, заставляя их работать на себя. С появлением стационарного земледелия и в результате трех крупных общественных разделения труда в пределах одной и той же группы сталкиваются уже заранее прямо противоположные интересы, воззрения, выработанные в разное время при разных условиях.
Слайд 12Что же вызвало процесс дифференциации, чем объясняется выделение из правил
общежития нормы права?
В-третьих, рост общественной группы и нарушение ее однородности
приводят к увеличению числа правил, создаваемых для сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась жизнь, а все же число правил постепенно накопляется. Удержание всех их в памяти становится затруднительным для стариков, а отсутствие письменности и грамотности возлагает всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила не вполне согласуются с прежними. В действии общественного мнения появится некоторое замешательство, которым готовы воспользоваться одни члены за счет других. При таком положении становится очевидной необходимость выделения особой группы норм, поддерживаемой более энергичными средствами.
Слайд 13Становление правового человека
Зародыш права - в обособлении суда, организованного политической
властью, от суда общественного. Трудно сомневаться, что суд как орган
власти, начав отбор норм или творчество их, действовал в интересе властвующих. Трудно отрицать, что властвующие создавали нормы права, чтобы обеспечить себя организованным действием своей силы. Но нельзя отрицать, что организованный порядок соответствовал интересам слабейших, потому что освобождал их от страха постоянного произвола со стороны властвующих.
Слайд 14СУЩНОСТЬ ПРАВА
заключается в том, что оно выражает и закрепляет
баланс интересов различных социальных слоев, групп, классов общества, представляет эти
интересы в виде государственных и общезначимых
Слайд 15Признаки права
Право состоит из обязательных норм
Исполнение норм права обеспечивается
и охраняется государством
Нормы права закрепляются в юридических документах (законах)
Юридические нормы
отличаются определенностью (ясностью и точностью)
Право – это система норм
Слайд 16Теории происхождения права
Теория естественного права
(Г.
Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтер)
Историческая школа
права
(Ф.-К. фон Савиньи, Г. фон Пухта, Г. фон Гуго)
Нормативистская школа права (Г. Кельзен)
Примирительная теория права
(Г.-Д. Берман, Э. Аннерс)
Регулятивная теория права
Слайд 17Основные подходы к пониманию права
Слайд 18Соотношение государства и права
Этатизм
Абсолютизация роли государства
в общественной жизни краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась
практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма.
Государство является организатором всей экономики - от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования .
Государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятельности общества.
Слайд 19Естественно-правовая теория
Предполагает существование права до и независимо от государства. Государство
- продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству
правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этого подхода возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.
Слайд 20Дуалистический подход
Исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством
и правом: они не могут существовать друг без друга и
оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.
Слайд 21Дуалистический подход
Достаточно образно этот подход охарактеризовал выдающийся немецкий юрист XIX
в. Р. Иеринг. Соотношение государства (власти) и права он представлял
в виде двух сил, борющихся из-за господства - в виде злого Аримана (власти) и благочестивого Ормузда (права). В действительности же, отмечал Иеринг, Ормузд не что иное, как облагороженный Ариман. Ариман без Ормузда есть нечто нереальное. Ормузд без Аримана - тень. «Кто желает точно определить отношение между правом и властью, тот должен и то и другое называть властью и различать их прилагательным правовая и неправовая», - считал Иеринг.
Слайд 22Позитивистская концепция
Проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым
ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется
самим государством.
Т. Гоббс, «как нельзя самого себя одаривать, так нельзя самого себя обязывать».
Слайд 23Либерально-демократический подход
Обосновывает идею связанности государства правом и исходит из
различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение
должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.
Слайд 24Сущность правовой нормы
Общеобязательное правило, модель должного поведения, которое устанавливается или
санкционируется государством и исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства
Слайд 25Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм
выражения их воздействия, от направленности их регулирующей силы
Слайд 26Сущность нормы права
Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как
долженствование приказывает (предписывает), позволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).
Слайд 28Структура нормы права
Г И П О Т Е З
А
условия, при которых возникают права и обязанности
Д И С
П О З И Ц И Я
указание на права и обязанности субъекта
С А Н К Ц И Я
неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы
С
Т
Р
У
К
Т
У
Р
А
Н
О
Р
М
Ы
Слайд 29 По форме предписания
Императивные
Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от
установленных требований.
Диспозитивные
Диспозитивные допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в
дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное.
Слайд 30 По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся
в юридических нормах