Слайд 1Лекция
Юлия Николаевна Назаркина,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
2018 год
Тема:
Управление персоналом: введение.
Слайд 2Управление персоналом: введение.
Вопросы
1.Понятийный аппарат управления персоналом.
2. Численность и структура персонала.
Слайд 3Рабочая сила
1) экономически активное, трудоспособное население;
2) общее число
лиц в работоспособном возрасте от 16 лет и до принятого
возраста выхода на пенсию, работающих или безработных, исключая недееспособных лиц.
Слайд 4Трудовые ресурсы
– экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая
физическими и духовными способностями к участию в трудовой деятельности.
Слайд 5Кадры – штатный состав постоянных работников компании, фирмы, учреждения.
Персонал –
личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная
по признаку характера выполняемой работы, например управленческий П., обслуживающий П.
Слайд 6Человеческий капитал
– оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить
доход.
Включает врожденные способности и таланты, а также образование и
приобретенную квалификацию.
Слайд 7Человеческий фактор
– исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств
людей: ценностные ориентиры; нравственные принципы; нормы поведения в сфере труда,
досуга, потребления; жизненные планы; уровень знаний и информированности; характер трудовых и социальных навыков; установки и представления о личностно значимых элементах социальной жизни: о социальной справедливости, о правах и свободе человека, о гражданском долге и т.д.
Слайд 8Человеческие ресурсы
представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их
трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим
показателем развития общественного производства.
Слайд 10Управление человеческими ресурсами (УЧР)
– это проектирование формальных систем организации,
которые обеспечивают эффективное использование человеческих знаний, навыков и талантов для
достижения организационных целей.
В современной теории и практике управления организацией используют английский термин human resources management, HRM, HR-менеджмент.
Слайд 11Парадигма управления людьми
в организации
Слайд 12Управление персоналом (УП)
есть управление человеком в организации (а не
в процессе деятельности), направлено на обеспечение условий для эффективного и
наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи.
Слайд 13Подсистемы системы УП:
формирование и развитие персонала;
организация и обеспечение процесса
управления
(кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т.п.).
Слайд 15Принципы формирования системы УП:
соответствие целям организации и задачам управления ею;
простота и практичность;
экономичность (снижение доли затрат на управление персоналом
в себестоимости продукции и услуг);
прогрессивность (построение на научной основе);
перспективность (возможность дальнейшего развития);
комплексность (взаимосвязь всех автономных элементов);
информационная открытость и пр.
Слайд 16Объект системы УП – работники, рабочие группы и весь трудовой
коллектив, на который направлено управленческое воздействие.
Субъект УП – линейный и
функциональный управленческий персонал, осуществляющий руководство и реализацию на практике функций кадрового менеджмента.
Слайд 17Цели УП
Экономические направлены на обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными в
конечном результате работниками для увеличения прибыли и конкурентных преимуществ в
данной организации.
Социальные ориентированы на удовлетворение социальных потребностей работников (обеспечение занятости, увеличение качества трудовой жизни, проф. обучение, правовая защищенность, стимулирование творчества, организация отдыха, бытового и медицинского обслуживания, обеспечение здорового морально – психологического климата в коллективе).
Слайд 18Основная цель системы УП
заключается в рациональном формировании, использовании, развитии
трудовых и творческих способностей работника для достижения целей организации и
удовлетворении личных потребностей её сотрудников.
Слайд 19Показатели эффективности и качества системы УП:
степень достижения целей организации;
минимизация
доли затрат на персонал при их абсолютном росте;
рост общей
экономической эффективности;
неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного процесса, точность, оперативность решения проблем;
благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Слайд 20Функции УП
1. Прогнозирование и планирование потребностей в персонале;
2. Анализ количественного
и качественного состава персонала организации;
3. Организация набора, проф.отбора, найма работников;
4.
Расстановка, передвижение и ротация работников;
5. Профессиональная и социальная адаптация новых работников;
6. Анализ и проектирование рабочих мест;
7. Управление рабочим временем и условиями труда;
8. Деловая оценка персонала;
Слайд 21Функции УП
9. Управление высвобождением работников;
10. Разработка и реализация социальных программ;
11.
Формирование кадрового резерва и работа с ним;
12. Профессиональное обучение и
повышение квалификации работников;
13. Диагностика и разрешение конфликтов (трудовых споров);
14. Информационно – документационное обеспечение УП;
15. Организация оплаты и стимулирования труда работников;
16. Содействие улучшению морально – психологического климата в коллективе и развития социального партнёрства.
Слайд 222. Численность и структура персонала
Численность персонала:
Нормативная (плановая) и фактическая (списочная)
Списочная: постоянные, временные, сезонные работники
Явочная численность
Слайд 23Факторы, влияющие на численность
и состав персонала
1. Ресурсные (наличие ресурсов
(трудовых, материальных, земельных, финансовых и др.).
2. Организационно-управленческие (цели и стратегия,
территориальная рассредоточенность объектов организации, формы организации труда, уровень автоматизации, механизации, компьютеризации управления, система коммуникаций, организационная культура).
3. Производственные (объемы производства, ассортимент продукции, услуг, технология, специализация, уровень автоматизации, механизации, компьютеризации производства, затраты, характер нововведений, производительность труда).
4. Факторы внешней среды.
Слайд 24Структура персонала
(социальная структура организации) – количественное соотношение между группами
работников, задаваемое технологической и организационной структурами предприятия. Нормативное состояние структуры
персонала отражено в штатном расписании.
Слайд 26Персонал основных видов деятельности
лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или
осуществляющие обслуживание этих процессов
Слайд 27Персонал неосновных видов деятельности
работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы
Слайд 28По характеру трудовых функций персонал разделяется на рабочих и служащих.
Слайд 29Рабочие
непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера
Классифицируются по:
профессиям,
возрасту,
формам и системам оплаты труда,
стажу.
Слайд 30Рабочие
Основные –заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, пространственное
положение предмета труда
Вспомогательные – связаны с обслуживанием оборудования и рабочих
мест во вспомогательных подразделениях — ремонтных, инструментальных, транспортных, складских
Рабочие механизированного и ручного труда
Младший обслуживающий персонал.
Слайд 31Служащие
осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические,
исследовательские и другие функции.
Руководители, специалисты, др. категории служащих
Слайд 32Служащие
Руководители и относящиеся к этой категории их заместители, главные специалисты,
государственные инспекторы.
Слайд 33Служащие
Специалисты – работники, выполняющие квалифицированные виды профессиональной деятельности
В зависимости
от уровня подготовки: специалисты высшей и средней квалификации.
Первые осуществляют
руководство производственно-техническими и творческими процессами;
вторые являются ответственными исполнителями работ.
Специалисты:
главные, ведущие или старшие,
могут иметь категорию, характеризуемую номером.
Слайд 34Служащие
Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документов,
учет, контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, архивариусы, коменданты).
Слайд 35На Западе различают следующие категории служащих:
top management;
middle management;
loves
management;
инженерно-технический персонал и корпоративные служащие;
работники, занятые физическим трудом;
работники социальной инфраструктуры.
Слайд 36Подготовленность работников к выполнению трудовых функций включает:
- профессия,
- профессиональная пригодность,
-
квалификация,
- профессиональная компетентность.
Слайд 37Профессия –
совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных
человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области,
позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, а также род занятий (менеджер, юрист, экономист, врач).
Слайд 38Профессиональная пригодность
– способность приемлемого выполнения профессиональных обязанностей в результате
наличия у человека психических и психофизиологических качеств.
Может быть потенциальной
(основывается на задатках, физических и психических свойствах человека) и реальной (складывается постепенно, в результате освоения им новых знаний и навыков).
Слайд 39Параметры профессиональной пригодности:
физические данные и состояние здоровья;
квалификация, опыт;
активность;
соответствие требованиям, предъявляемым законодательством;
психические особенности и способности;
личные качества
(характер, энергичность, самообладание, адаптивность);
направленность личности и мотивированность;
поведение во время и вне работы.
Слайд 40Специальность
- комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний,
умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках
той или иной профессии.
Слайд 41Специалист
– работник, умственный труд которого:
- отличается профессиональной содержательностью, сложностью
и интеллектуальностью;
- требует специального образования.
Специализация работника - один
из видов профессионального разделения труда.
Слайд 42Квалификация
Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя
квалификацию, т.е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых
функций.
Слайд 43Квалификация работы – совокупность требований к тем, кто ее должен
исполнять.
Квалификация работника – совокупность приобретенных человеком профессиональных качеств.
Слайд 44Квалификация работника обусловлена
уровнем общих и специальных знаний и организационных навыков
(для руководителей);
стажем работы в данной или аналогичной должности, необходимым
для освоения профессии.
Слайд 45Профессиональная компетентность
Совокупность знаний и навыков, специфических способностей работников, необходимых
в конкретном трудовом процессе, называется
Слайд 46Виды проф. компетентности
функциональная;
интеллектуальная;
ситуативная;
социальная.