Слайд 1Теоретические основы стандартизации, сертификации и метрологии в туристкой индустрии
Тестина Яна
Сергеевна
Testina_yana@list.ru
Слайд 2Качество согласно ISO
степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
Слайд 3Качество
- устанавливается приоритет потребителя перед производителем (для потребителя несущественно, какая
продукция (услуг) и какого производителя удовлетворит его потребности);
- качество обеспечивает
удовлетворение требований некоторого множества заинтересованных сторон: потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, контрагентов, социума;
- качество определяется степенью удовлетворения требований и тем самым предполагает и допускает количественную оценку.
Слайд 4Определение качества специалистами
Слайд 5Эдвард Деминг
Удовлетворение запросов клиента не только существующих запросов и ожиданий
клиентов, но и предвосхищение его будущих пожеланий
Слайд 6Джозеф Джуран
Соответствие назначению и применению
Слайд 7Генити Тагучи (Тагути)
Потери, ощущаемые обществом с несвоевременной поставкой и неэффективным
использованием продукции
Слайд 8Филипп Кросби
Отсутствие дефектов
Слайд 9Арманд Фейгенбаум
Соответствие характеристик продукции/услуг стандартам, учитывающим весь комплекс управления предприятием:
маркетинг, разработку, производство и обслуживание и т.д.
Слайд 10Специфика производства/продажи товаров и услуг
Слайд 15Метрология
происходит от 2 греческих слов: metreo – измеряю, logos -
учение и, соответственно обозначает «наука об измерениях».
Слайд 16Стандартизация
государственное установление единых норм и требований к различным объектам во
всех сферах социальной деятельности путем принятия нормативно-правовых актов
Слайд 17Стандарт
Образец, эталон или модель, принимаемые за исходные для сопоставления с
ними других подобных объектов
Нормативно-технический документ, регламентирующий государственные нормы и требования
к какому-либо объекту
Слайд 18Сертификация
происходит от 2 латинских слов: certum – верно, facere –
делать и, соответственно обозначает «испытание какого- либо объекта на соответствие
государственным нормам и требованиям»
Слайд 19Цели стандартизации
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской
Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве
равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Слайд 20Задачи стандартизации
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства
Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности
жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств
Слайд 21Принципы стандартизации
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов
по стандартизации в отношении объектов стандартизации,, а также включенных в
определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
Слайд 22Принципы стандартизации
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия
в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при
разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Слайд 24Категории стандартов
межгосударственный стандарт (ГОСТ),
государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р),
стандарты отраслей
(ОСТ),
стандарты предприятий (СТП),
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных
объединений (СТО),
международный стандарты.
Слайд 25Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о
проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификацией применяемый
ими непосредственно.
Объектами стандартизации ГОСТ являются продукция, работы и услуга, имеющие межотраслевое значение, в частности: продукция массового применения, в том числе продукты питания, объекты научно-технических и социально-экономических целевых программ, составляющие элементы крупных научно-хозяйственных комплексов (транспорт, связь, охрана окружающей среды и другие), общие требования, правила и нормы.
Слайд 26Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р)
национальный стандарт, утвержденный Государственным комитетом РФ
по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
Слайд 27Стандарты отраслей (ОСТ)
стандарт, утвержденный государственным органом по управлению отраслью (министерством
или ведомством) применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения
в том случае, если на объект стандартизации отсутствует ГОСТ Р
Слайд 28Стандарт предприятия (СТП)
стандарт, утвержденный руководителем предприятия (объединения предприятий) приказом или
личной подписью на первой странице стандарта.
Стандарт предприятия разрабатывается на:
инструмент и технологическую оснастку, используемые на предприятии; составные части изделий, имеющие оборот внутри предприятия; процессы организации и управления производством (должностные инструкции, правила расчета с поставщиками, система стимулирования труда и другие).
Слайд 29Стандарты обществ и общественных объединений (СТО)
разрабатываются и применяются научно-техническими, инженерными
и другими общественными объединениями и имеют целью быстрое распространение и
использование результатов различных исследований и разработок в практической работе. Стандарты имеют статус добровольного применения.
Слайд 30Виды стандартов
Основополагающий стандарт - национальный стандарт, имеющий широкую область применения
или содержащий общие положения определенной области. Основополагающие стандарты подразделяются на
организационно-методические стандарты, общетехнические стандарты.
Организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по ведению работ в определенной области: цели и задачи, классификационные структуры объектов стандартизации, правила разработки и внедрения нормативных и технических документов.
Слайд 31Общетехнические стандарты устанавливают: термины и определения, многократно используемые в науке,
технике, строительстве, культуре и других сферах, условные обозначения (цифровые коды,
буквенные обозначении физических величин, обозначения размерности физических величин), размерности физических величин, требования к построению и изложению документов, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов.
Стандарт на продукцию - устанавливает требования к качеству продукции. На продукцию разрабатываются следующие разновидности стандартов: стандарт общих технических условий, стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группе однородной продукции, во втором - к конкретной продукции, услуге.
Слайд 32Стандарт на методы контроля - стандарт, который устанавливает методы контроля
одного определенного показателя, характеризующего какую-либо группу продукции или методы комплексного
испытания определенной группы продукции.
Стандарт на процесс - нормативный документ, устанавливающий порядок и правила выполнения самостоятельной технологической операции или совокупности технологических операций, то есть в целом процесса переработки сырья или изготовления (выработки) продукции.
Слайд 34ГОСТы в области туризма
"ГОСТ Р 50681-2010. Национальный стандарт Российской Федерации.
Туристские услуги. Проектирование туристских услуг" (утв. и введен в действие
Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 580-ст)
"ГОСТ Р 54601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 735-ст)
"ГОСТ Р 50690-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Туристские Услуги. Общие требования"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст)
Проект "Профессионального стандарта "Специалист по организации и предоставлению туристских услуг" (по состоянию на 19.11.2013) (подготовлен Минтрудом России)
"ГОСТ Р 55881-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 15.08.2016 N 907-ст)
"ГОСТ 32613-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования"
"ГОСТ 32612-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 229-ст)
"ГОСТ Р 56221-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1541-ст) (ред. от 25.12.2015)
Слайд 35ГОСТы в области туризма
"ГОСТ Р 56221-2014. Национальный стандарт Российской Федерации.
Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования" (утв. и введен в
действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1541-ст) (ред. от 25.12.2015)
"ГОСТ Р 54600-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.12.2011 N 734-ст)
"ГОСТ Р 54604-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 738-ст)
"ГОСТ Р 54605-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 739-ст)
"ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014). Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2014 N 1457-ст)
ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003). Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 496-ст)
"ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015 (ISO/TS 9002:2016, IDT)"
(утв. Приказом Росстандарта от 25.10.2016 N 1499-ст)
"ГОСТ Р 51672-2000. Государственныйстандарт Российской Федерации. Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.11.2000 N 311-ст)
"ГОСТ Р 8.596-2002. Государственныйстандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2002 N 357-ст)
Слайд 39Уровни квалификации специалиста по организации и предоставлению туристских услуг
Слайд 40Уровни квалификации специалиста по организации и предоставлению туристских услуг
Слайд 41Уровни квалификации специалиста по организации и предоставлению туристских услуг
Слайд 42Уровни квалификации специалиста по организации и предоставлению туристских услуг
Слайд 43Уровни квалификации специалиста по организации и предоставлению туристских услуг
Слайд 44Профессиональный стандарт позволит работодателям
получить основу для проведения сертификации, оценки квалификации
специалистов по организации и предоставлению туристских услуг,
оценить и повысить
профессионализм нанимаемых работников,
активизировать их мотивацию,
добиться повышения эффективности и качества труда