Слайд 1Требования в области маркировки товаров/продукции, предъявляемые к производителям, импортерам, оптовым
компаниям и розничным магазинам. Ответственность за нарушение требований по маркировке
товаров
Доклад заместителя начальника отдела защиты прав
потребителей Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Л.А. Яковлевой
Слайд 2О введении обязательной маркировки
С 1 января 2019 года вступили
в силу:
- изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009
года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», касающиеся обязательной маркировки отдельных товаров средствами идентификации и создание единой информационной системы маркировки товаров;
- распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Слайд 3ПЕРЕЧЕНЬ
ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Слайд 4Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, утверждены Методические
рекомендации.
Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции"
Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров"
Табачная
продукция
Обувные товары
Остальные группы товаров
Слайд 5О введении обязательной маркировки
Оператор информационной системы мониторинга определяется
Правительством Российской Федерации. (Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ)
Правительством Российской
Федерации определен оператор информационной системы мониторинга —
Центра развития перспективных
технологий (ЦРПТ).
Слайд 6Маркировка
Маркировка представляет собой штрих-код, наносимый на тканевый или бумажный ярлык.
Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом
этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи.
(утв. Распоряжением Правительства РФ
от 28 апреля 2018 г. N 792-р )
DataMatrix КОД
Для кодирования используют криптозащищенные коды DataMatrix
Слайд 7Содержание маркировки
По штрих-коду маркировки в программе должны отображаться следующие
сведения:
страна-производитель
фирма-изготовитель, импортер
дата изготовления
срок годности
свойства
и составляющие продукта DataMatrix
особенности эксплуатации в климатических условиях
Маркировка товаров должна быть
унифицирована
любой желающий может получить необходимую информацию
коммерческая информация, связанная с оборотом товаров, находится под контролем государства.
Слайд 8Маркировка табачной продукции средствами идентификации
В соответствии с Правилами маркировки табачной
продукции средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28
февраля 2019 года № 224).
с 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров
с 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции: производители обязаны маркировать каждую пачку сигарет уникальным DataMatrix кодом
с 1 июля 2020 года будет прекращен оборот
немаркированной табачной продукции.
Слайд 9Проведено 175 контрольно-надзорных мероприятия
Контроль за оборотом табачной продукции, маркированной средствами
идентификации в Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019
года № 224
41
контрольная
закупка
Приостановлена реализация
3 тыс. 3 пачек без акцизных (специальных марок)
29 протоколов по ч. 4 ст. 15.12 КОАП РФ
Конфискация
1255 пачек табачной продукции на сумму 76 тыс. 375 руб.
Табачная продукция с нарушением требований к маркировки средствами идентификации не выявлялась.
Слайд 10Маркировка обувной продукции средствами идентификации
В соответствии с Правила маркировки обувных
товаров средствами идентификации утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019
№ 860:
С 1 июля по 1 октября 2019 г.- регистрация производителей обувной продукции и розничных магазинов в системе маркировки и обязательная маркировка обуви
С 1 октября 2019 г. — начало получения кодов маркированной продукции, упрощенная маркировка остатков обуви;
С 1 марта 2020 г. – контроль оборота, запрет на продажу немаркированной обуви, регистрация всех операций в системе;
до 1 апреля 2020 г . — маркировка остатков обуви, купленных до 1 марта 2020 года, но полученных после этой даты.
Слайд 11Не подлежит маркировке обувь:
которая продается в магазинах duty free;
которую розничному
продавцу вернули покупатели (при хранении и транспортировке такой обуви);
обувь, которая
хранится у производителя;
обувь, которая произведена в целях вывоза в государства ЕАЭС (пока не введут обязательную маркировку на территории всего союза или хотя бы в двух государствах - членах ЕАЭС).
Слайд 12О реализации постановления Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 РФ
"О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными)
знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха"
В рамках реализации проекта налажено взаимодействие с:
Слайд 13Проведено 47 проверок в отношении субъектов, осуществляющих реализацию меховых изделий.
Досмотрено
более 8,6 тыс. изделий.
О реализации постановления Правительства РФ от 11.08.2016
№ 787 РФ "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха"
Выявлено 107 изделий,
которые реализовывались
с нарушением:
64 изделия без маркировки
43-с нарушением маркировки
Общая сумма штрафов составила 225 000 рублей.
Слайд 14Ответственность за нарушение требований к маркировке
Административная ответственность за нарушения требований по
маркировке установлена ст. 15.12 КОАП РФ:
Согласно ч. 1 ст. 15.12 КоАП
РФ, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа
- на индивидуальных предпринимателей - в размере от 5 до 10 тысяч рублей,
- на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.
Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.
Слайд 15Ответственность за нарушение требований к маркировке
ч. 2 ст. 15.12 КоАП
РФ, продажа продукции немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение
штрафа:
- для физических лиц штраф составляет от 2 до 4 тысяч рублей,
- на индивидуальных предпринимателей - в размере от 5 до 10 тысяч рублей,
- на юридических лиц - от 50 до 300 тысяч рублей.
Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Дополнительно к штрафу судом назначается конфискация всей немаркированной продукции.
Слайд 16Ответственность за нарушение требований к маркировке
Уголовная ответственность
За оборот немаркированной продукции
или нарушение ее порядка
в крупном размере (стоимость, ущерб, доход либо
задолжность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей)
в особо крупном размере (стоимость, ущерб, доход или задолжность в сумме, превышающей девять миллионов рублей)
171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Слайд 17Требования статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
В соответствии
с внесенными изменениями в ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 29 апреля 2018 года новым основанием для проведения внеплановой проверки стало представление уполномоченного лица по результатам рассмотрения заявления (информации) о нарушении требований к маркировке товаров.
В этом случае выездную проверку можно провести только после согласования с прокуратурой
Нарушения требований к маркировке товаров может также стать основанием для проведения контрольной закупки.
Слайд 18Требования статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Федеральный закон
от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля«
Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки
2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
г) нарушение требований к маркировке товаров;
(пп. "г" введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 81-ФЗ)
Слайд 19Контрольная закупка
С 1 декабря 2018 вступили в силу Правила организации
и проведения контрольных закупок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018
N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) "
Условия проведения контрольной закупки
без предварительного уведомления
об этом магазина, точки оказания услуг
населению
с направлением сообщения
о такой закупке в прокуратуру
Слайд 20Контрольная закупка
Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст.
10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, п. 2 Правил организации и проведения контрольной закупки, а именно:
•по истечение срок исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений;
•на основании заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан
- нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)
- нарушение требований к маркировке товаров.