Слайд 1ЦАРСТВО
не от мира сего
Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу. (Мк. 12:17)
Слайд 2Исторический контекст политических идей св. Августина
Слайд 3Августин был современником падения Рима. В 310 г. готы захватили
и разграбили Город.
Это событие потрясло всех, но особенно — сохранявшуюся
еще языческую партию на западе империи. Они обвинили в гибели Рима христиан: якобы из-за них прекратилось почитание старых богов, которые некогда дали римскому народу власть над миром.
В качестве ответа на подобные обвинения Августин создает трактат «О Граде Божьем».
Слайд 4Град Небесный — новая республика
По мнению Августина, христиане меньше связаны
со своим земным отечеством, чем с небесным. Они — граждане
Небесного Града, вне зависимости от национальности и происхождения.
Новообретенное братство христиан преодолевает законы войны:
«Все убийства, грабежи, пожары, страдания — все это породил обычай войны. А то, что народу было позволено найти убежище в храмах, где никого не убивали, откуда никого не брали в плен, куда сострадательные враги приводили многих для освобождения, это следует приписать имени Христа».
Слайд 5«До сих пор никогда победители не щадили побежденных ради их
богов». Но во Христе римляне и варвары впервые могут ощутить
себя единой христианской семьей.
Слайд 6«Бог раздает земные царства и добрым, и злым. И делает
Он это не без разбора, но сообразно с порядком вещей
и времен, – порядком для нас сокровенным, а Ему вполне известным. Этим порядком Он располагает как Правитель».
Вся власть на земле и на небе принадлежит Богу
Слайд 7Происхождение государственной власти
Протестантизм
Светское правительство обладает полнотой власти, в том числе
и над Церковью.
Принцип «Cujus regio – ejus religio».
Духовная и
светская власти независимы друг от друга; обе — от Бога и, сотрудничая, заботятся соответственно о духовной и земной жизни.
Принцип Συμφωνία.
Римо-католичество
Во власти церкви находятся два «меча» — светская и духовная власть. Земную власть Римский епископ вверяет тому, кому сочтет необходимым.
Булла «Unam Sanctam»
Православие
Слайд 8Равенство и неравенство
Все люди сотворены равными; причиной разделения рабов и
господ является грех:
Это предписывает естественный порядок, так создал человека Бог.
«Да владычествуют, – говорит Он, – над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. I, 26). Он хотел, чтобы разумное по образу Его творение господствовало только над неразумным: не человек над человеком, а человек над животным.
Слайд 9Поскольку причиной общественной несправедливости является грех, преодолеть её можно только
христианской любовью и смирением.
Слайд 10«Каждый отдельный человек, как буква в предложении, представляет собою своего
рода элемент государства, как бы обширно оно ни было».
Слайд 11Обязанности начальствующих и подчиненных
«Апостол увещевает и рабов подчиняться господам и
служить им от души с готовностью (Ефес. VI, 6–7), т.
е. если они не могут получить от господ своих свободу, то сами они могут сделать служение свое свободным, служа не из притворного страха, а по искреннему расположению».
«Истинные отцы семейства заботятся обо всех домочадцах как о детях, желая достигнуть дома небесного, где уже не будет необходимости повелевать другими, потому не нужно будет заботиться об их счастье в том бессмертии. Пока же это наступит, господствование требует от отцов большего терпения, чем служение — от рабов.
Если же кто-нибудь в доме противится домашнему миру своим неповиновением, такой укрощается или словом, или справедливым и дозволенным родом наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради пользы самого укрощаемого, чтобы присоединить его к миру, от которого тот уклонился».
Слайд 12Справедливость
Следует ли людям добрым радоваться расширению государства?
«При более счастливых
условиях человеческой жизни все государства оставались бы малыми, наслаждаясь дружелюбием
соседей, так что в мире было бы так же достаточно много государств разных народов, как в городе достаточно много домов разных граждан».
«Поэтому вести войны и путем покорения народов расширять государство представляется делом хорошим для людей дурных, но для добрых – это только дело необходимости. Может это быть названо и делом хорошим, но только потому, что было бы хуже, если бы люди более несправедливые господствовали над более справедливыми».
«Желание ненавидеть или бояться кого-нибудь, чтобы было кого побеждать, – желание дурное».
Слайд 13Христианин и благо государства
«Неблагоразумно хвалиться величием и могуществом государства. Не
будем говорить даже о царствах и империях, возьмем двух людей:
Один
будет беден, но доволен и малым и любим семьей. Он будет жить в мире с родственниками, соседями и друзьями. В религии он будет благочестив, приветлив характером, чист в нравственном отношении и спокоен в совести.
Другой – весьма богат, но сильно удручен страхами. Его будут терзать страсти, он не будет иметь ни минуты спокойствия и душевного мира в постоянном желании сохранить и приумножить свое имение.
Не знаю, будет ли кто-нибудь настолько сумасброден, чтобы усомниться, кому из них отдать предпочтение».
Слайд 14«Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие
разбойничьи шайки?»
Слайд 15В чем причина несчастий в государстве?
Легко ли найти такого человека,
жил бы среди грешников так, как с такими следует жить?
От того, чтобы их научить, усовестить, а иногда обличить и известным образом наказать, по большей части воздерживаются: то труд такой кажется тяжелым, то мы стесняемся оскорбить их в лицо, то избегаем вражды, чтобы они не помешали и не повредили нам в этих временных вещах, к приобретению которых еще стремится наша жадность, или потери которых боится наша слабость.
Причина несчастий в обществе и государстве — грех язычников и нежелание христиан сделать общество более нравственным.
Слайд 16Чего же требует от нас св. Августин?
Христианин должен занимать активную
общественную позицию и трудиться над тем, чтобы сделать общество более
нравственным и более справедливым, причем одно не может существовать без другого. В демократическом обществе, где, согласно Конституции, носителем власти является народ, каждый христианин должен прилагать все усилия, чтобы сделать свою страну справедливой и христианской.
Само по себе благополучие государства не представляет большой ценности; важно то, насколько государственный строй справедлив и способствует христианизации своих граждан. Поэтому христианин должен проповедовать Христа в обществе так, чтобы окружающие были готовы принять Его.
Для нас не должен быть важен сам тип общественного строя, важно то, насколько он в данный исторический период способствует духовному росту граждан.
Слайд 17«Когда почитается истинный Бог и Ему воздается поклонение действительными священнодействиями
и добрыми нравами, бывает полезно могущественное и долговременное управление людей
добродетельных.».