Слайд 1Учебная дисциплина
«Организация автомобильных перевозок
и безопасность движения»
преподаватель –
доцент
Волков Юрий Иванович
Слайд 2Лекция №2 Транспортный процесс перевозки
Учебные вопросы:
1.Транспортный
процесс и его элементы
2.Формирование показателей работы в транспортном процессе
3.Маршруты перевозки
Слайд 3Цели
изучить:
транспортный процесс и его элементы, формирование показателей работы в транспортном
процессе, маршруты перевозки
в результате проведенного занятия студент должен:
а)
знать:
элементы транспортного процесса, классификацию маршрутов перевозки, методику расчета показателей работы ПС.
Слайд 4Основная литература
Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие для
студентов-М. Академия, 2008г.
Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учебное пособие
для студентов-М. Академия, 2006г.
Правила автотранспортных перевозок. Сборник нормативных документов-Ростов на Дону,2010г.
Перевозки грузов: преимущества и недостатки-М, А-Приор, 2010г
Автомобильные перевозки : учебник для студентов-М, Транспорт,1984г.
Организация автомобильных перевозок: учебно-методическое пособие для студентов - Рязань, 2010г.
Слайд 5
Транспортный процесс и его элементы
Учебный вопрос №1
Слайд 6Транспортный процесс и его элементы
ТП – это процесс перемещения грузов
или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции
P (транспортная
работа) – равная произведению числа тонн груза или пассажиров Q на расстояние Lг (в км):
P = Q Lг (1)
Транспортная работа P, измеряется в т.км или пасс.км
Цикл ТП – законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.
На АТ ЦИКЛ ПЕРЕВОЗКИ - ЕЗДКА,
время tе
которой состоит из времени:
погрузки груза – tп;
перевозки его (движения с грузом) - tг;
выгрузки (разгрузки) – tр;
времени подачи АТС для след. погрузки (движение без груза) – tх,
т.е. tе = tп + tг + tр + tх (2).
Если ввести υе (средняя скорость) и общий пробег за ездку Lе ( равный сумме пробегов
Lг + Lх), а также время tп-р, то
tе = Lе/ υе + tп-р (3)
или
tе = Lе + Lх/ υе.
Слайд 7Элементы транспортного процесса
За каждую ездку на расстояние Lг автомобиль перевозит
фактич. количество груза gф (в т.), погруженного на него, и
совершает P (в т.км):
P = gф Lг (4);
Если автомобиль работает с пост. нагрузкой (gф = соnst) и длина ездки с грузом не меняется (Lег = const), за Zе (nе) ездок он перевезет ( в т) Q = gф Zе и выполнит
P = gф Zе Lег (5).
При различной же нагрузке автомобиля и изменяющихся длинах ездок с грузом
Q =Σ gфі (6) и P =Σ (gфі Lег)і (7)
т.к. обычно нагрузка на АТС и длина ездки с грузом Lег при АП величины переменные, для расчетов ТП применяют средние значения.
Средняя длина ездки с грузом Lег = ΣLгі / Zе (8)
где: Lгі – длины ездок с грузом, км;
Zе – число ездок.
т.к. сумма пробегов с грузом всех ездок ΣLгі представляет собой общий пробег автомобиля с грузом Lг за Zе ездок, то средняя длина ездки с грузом выражается:
Lег = Lг / Zе (9).
Среднее расстояние перевозок LQ – определяет ср. дальность перевозки каждой тонны груза и равно частному от деления выполненной транспортной работы т-км на количество перевезенных грузов в т.
За одну ездку LQ = qф Lг / qф (10)
За несколько ездок LQ =Σ( qф Lг)і / Σqфі (11)
Слайд 8Оценка грузоподъемности ПС и пассажировместимости
Использование грузоподъемности ПС оценивают - коэффициентом
КИГ, а использование его пассажировместимости – КИПВ.
1. Коэффициент статического использования
грузоподъемности γс (равен отношению массы фактически перевезенного груза за одну ездку к грузоподъемности АТС).
γс = qф/q (12)
где: qф – фактически перевезенное количество груза за ездку, т;
q – грузоподъемность АТС, т. или
для группы АТС (всего парка АТП)
γс = Σqфі/Σqі (13)
Статический коэффициент γ пассажировместимости – называют коэффициентом наполнения.
2. Коэффициент динамического использования грузоподъемности γд – называют коэфф. использования т-км, (равен отношению числа фактически выполненных т-км, к числу т-км, которые могли быть выполнены при полном использовании грузоподъемности АТС).
γд = Σ(qфLг)і/Σ(qLг) (14)
Слайд 9Показатели, характеризующие степень использования пробега автомобиля в транспортном процессе.
1.Коэффициент использования
пробега β (отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу).
За ездку βе = ΣLг/Σ(Lг +Lх)і (15);
за раб. день βр.д. = Lг/Lг + Lх + Lн).
2. Техническая скорость автомобиля υт (отношение пробега автомобиля ко времени в пути, включая остановки, связанные с обеспечением БД, дорожными условиями и др. факторами. υт = Lе Zе/Σtде (16)
где: Lе –длина ездки, км;
tде – время движения автомобиля за ездку, ч;
Zе – число ездок.
3.Производительность грузового автомобиля WQ или WP (количество перевезенного груза в тоннах или т-км за единицу времени).
Число ездок за час Zч = L/tе (17); тогда Zч = υТβе / Lег + υт βе tп-р (18);
За каждую ездку в среднем перевозится количество груза Qе = qγс (19)
и выполняется транспортная работа Pе = qγдLег (20);
Часовая производительность АТС в т/ч
WQ = QеZч = qγсυтβе/Lег + tп-рβе (21);
Часовая производительность АТС в т.км/час
Wр = PеZч = qγдυтβеLег/Lег+ tп-рυтβе (22)
Слайд 10Формирование показателей работы в транспортном процессе
Учебный вопрос №2
Слайд 11Показатели работы в транспортном процессе
Для планирования, учета и анализа работы
ПС установлена система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), позволяющая оценивать эффективность использования
автомобилей и результаты их работы.
1. Списочный парк АТП (весь ПС на балансе АТП):
Асп = Ат + Ар;
где: Ат – число автом.(АТС) готовых к эксплуатации.
Ар - число автом.(АТС) в ремонте, требующих Р и ТО.
Ат = Аэ + Ап;
где: Аэ – число АТС в эксплуатации (на линии).
Ап – число АТС в простое (отсутствие топлива, работы, водителей и др.)
Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель автомобиледень» - АД
АДсп = АДэ + АДр + АДп.
Слайд 12
Эффективность работы парка ПС оценивают коэффициентами
КТГ αТ - определяет долю
исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке (характеризует тех. состояние
парка АТС).
αТ = АТ/Асп = АДТ/АДсп = ДТ/Дк;
где: ДТ - дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии, Дк - число календарных дней.
Коэффициент выпуска αв – характеризует долю парка ПС, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени.
αв = Аэ/Асп = АДэ/АДсп = Дэ/ Дк;
где: Дэ - число дней эксплуатации.
Коэффициент использования αи – характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени.
αи = АДэ/АДр = Дэ/Др;
где: Др - число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.
В отличие от αв- αи более объективно оценивает эффективность успользования ПС, т.к. учитывает режим работы АТП.
Слайд 13Пробег подвижного состава
ПРОБЕГ – расстояние, проходимое автомобилем.
Рабочий (производительный) –
пробег автомобиля с грузом или пассажирами (т.к. при этом производится
транспортная работа).
Пробег автомобиля без груза и пассажиров может быть:
холостым и нулевым.
Холостой – пробег без груза или пассажиров, совершаемый в процессе перевозок при подаче ПС от места выгрузки к месту погрузки. (этот пробег может считаться производственным пробегом, поскольку он является составной частью транспортного процесса).
Нулевой – пробег подготовительный для выполнения транспортной работы, вызванный необходимостью подачи автомобилей к месту погрузки и из пункта выгрузки в гараж.( к нулевому пробегу относятся все заезды автомобилей, не связанные с выполнением ТП (на заправку, ТО, ТР).
Общий пробег (в км) L = Lг + Lн + Lх
где: Lг – рабочий пробег ( пробег с грузом); Lн – нулевой пробег; Lх – холостой пробег.
КИПр ПС определяется как отношение суммы рабочих пробегов (с грузом или пассажирами) к сумме общих пробегов за тот же период времени:
β = ΣLг/(ΣLгі + ΣLхі + ΣLні);
Величина этого коэффициента зависит от взаимного расположения грузовых (пассажирских) потоков и их размеров в определенные периоды времени на территории города или района, где работает АТП.
Слайд 14 Маршруты перевозки
Учебный вопрос №3
Слайд 15МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ
Маршрут движения - это путь следования подвижного состава при
выполнении перевозок от начального до конечного пункта (выбор зависит от
дорожной сети и расположения на ней пунктов отправления и назначения)
Классификация маршрутов для перевозки грузов
Слайд 16Маятниковые маршруты
ПС проходит все ПРП при движении по одной трассе
в прямом (больший грузопоток) и обратном (меньший грузопоток) направлениях.
Маятниковые маршруты:
- с полным использованием пробега; - с использованием пробега только прямого направления;
- с неполным использованием прямого, или обратного, или обоих направлений
Маятниковые маршруты более просты по организации и выполнению.
На маятниковых и кольцевых маршрутах в качестве критерия эффективности используется КИГ (γ) . Чем больше КИГ , тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение ПС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок.
М.М. Перевозка в обоих направлениях
М.М. Перевозка в одном направлении
гараж
гараж
А
В
А
В
разгрузка
погрузка
Lег = Lх
Q1
Q2
Lег
Нулевой
холостой
р
п
п
р
п
р
п
р
Слайд 17Кольцевые маршруты
М.М.(перевозка грузов в одном направлении и не на полное
расстояние в другом).
Кольцевой маршрут – ПС проходит последовательно все ПРП
при движении по замкнутому контуру.
п
р
п
р
п
р
п
А
В
С
Q1
Q2
гараж
холостой (порожний)
пробег
нулевой пробег
А
п
р
В
С
п
р
п
р
Lвс
Lеа
D
E
гараж
Разновидности кольцевых маршрутов:
сборный (ПС последовательно проходя Пр.П, загружается и завозит в один пункт);
развозочный (загруженный ПС развозит груз партиями по пунктам, постепенно разгружаясь; -сборно-развозочный (одновременно развозится один груз и собирается другой).
Слайд 18Маршруты пассажирских перевозок (общие положения)
Автобусный маршрут -установленный и оборудованный путь
следования автобуса между начальным и конечным пунктами.
Рейс – ездка автобуса
по установленному маршруту в одном направлении,( оборотный рейс – в прямом и обратном направлениях).
Перегон – путь следования автобуса между смежными остановочными пунктами.
Остановочные пункты:
постоянные - при постоянном пассажиропотоке.
временные – при периодическом возникновении пассажиропотока по времени суток, дням недели или сезонам.
по требованию – в местах с малым, по периодически возникающим пассажиропотокам.
Виды городских автобусных маршрутов:
диаметральные – соединяют окраины через центральную часть города.
радиальные – связывают окраины города с его центральной частью.
тангенциальные – соединяют отдельные окраинные районы города, минуя его центр.
кольцевые – имеют начальный и конечный пункты в одной точки.
диаметральные, радиальные и кольцевые маршруты – относятся к группе – маятниковых маршрутов.
4
3
1
2
Слайд 19Показатели
работы ПС на маршруте (общие положения)
Длина маршрута – Lм
длина этого пути (для маятникового
Lм = АВ; для кольцевого Lм = АВСDEA.)
Время на маршруте tм – время прохождения маршрута ПС.
Оборот ПС – законченный цикл движения по маршруту с возвращением в начальный пункт.
Длина оборота –Lо длина этого пути.
Время оборота -tо время прохождения этого пути ПС.
Интервал движения- I время между проездом любого места маршрута двумя автомобилями, работающими на этом маршруте и движущимися в одном направлении t = 60/Ач где: Ач – частота движения (число автомобилей, проходящих в одном направлении в единицу времени (обычно в 1 час) через любое место маршрута. Значение частоты и интервала обратные:
Ач = 60/I.
Слайд 20Методика расчета показателей работы ПС на различных маршрутах
Lм (
для ММ [равна расстоянию от одного пункта до другого], для
КМ [длина равна сумме расстояний между пунктами доставки груз].
Lо – ( для ММ Lо = 2Lм; (1) для КМ Lо = Lм (2).
Время оборота tо = Lо/υТ +tп-р (3).
или tо= Lо /υэ (4). где: tп-р – среднее время погрузки и выгрузки за ездку, ч;
n – число ездок с грузом в обороте;
υТ – техническая скорость движения автомобилей;
υэ – эксплуатационная скорость.
При ММ, учитывая формулу (1)
tо = 2Lм/υТ + tп-р (5); или tо=2Lм/υэ. (6)
Количество ездок (число) n за оборот:
-при ММ с использованием пробега только прямого направления, т.е. груз перевозится в обоих направлениях, n=1;
- для других ММ n=2;
- для кольцевых n≥2;
- для сборных, развозных и сборно-развозных n =1.
Слайд 21
Методика расчета показателей работы ПС
на различных маршрутах
Среднее время погрузки
и выгрузки за ездку (tп-р)
для маршрута любого вида (кроме сборных,
развозочных, сборно-развозочных):
n
tп-р = Σ tп-рі/n (7);
і
для сборн., разв., сборно-развоз.
R(k)
tп-р = Σ tп-рі + tз(2-1) (8);
і
где: tп-р – время погрузки. и разгрузки. В пунктах заезда, ч.
( k)R – число пунктов заезда в ездке;
tз – дополнительное время на каждый заезд (маневрирование, оформление документов, прием-сдача груза).
Среднее время одной ездки (tе)
на любом маршруте
tе = tд + tп-р
где: tд – среднее время движения за одну ездку. Заменяя
tд = Lе/υТ = Lег/βоυТ,
получим tе = Lег/ βо*υТ+ tп-р = Lег + tп-рβоυТ/ βоυТ. (9)
Число (количество) оборотов Zо за время наряда Тн
Для маршрута любого вида, если вычесть из Тн время на нулевой пробег tн, то в оставшееся время может быть сделано оборотов
Zо = Тн-tн/tо; (10).
При подстановке значения tо из формулы (3) Zо = (Тн-tн)υт/Lо + n+tп-рυт; (11).
Для ММ может быть сделана подставка Lо=2Lм.
Слайд 22Методика расчета показателей работы ПС
на различных маршрутах
Число (количество) ездок
Zе за время наряда Тн
На любом маршруте, учитывая выражение (9)
Zе = Тн-tн/tе =
(Тн-tн)υтβо/Lег+ntп-рυтβо; (12)
Количество груза Q перевозимое автомобилем за ездку, оборот, время в наряде.
На любом маршруте (кроме СРМ) за одну ездку АТС, имеющий грузоподъемность q, перевезет Qе груза
Qе = qγс; (13)
n n
γс = Σγсі /n; или γс = Σqфі/qZе (14)
і і
где: γс- ср. коэф. статического использования. грузоподъемности
Для СРМ γс определяют отношением половины мак. веса qфmax груза, одновременно находящегося на автомобиле, к его грузоподъемности:
γс = qфmax/2q (15)
при СМ qфmax – в конце ездки, при РМ – в начале.
Для СРМ γс определяют также, но отдельно для собираемого и развозимого грузов:
γс1 = qф1max/2q и
γс2 = qф2max/2q (16)
Общее количество грузов Qе, перевозимое за ездку на маршруте, определяют по формуле (13),
причем γс = γс1 + γс2
Слайд 23Методика расчета показателей работы ПС
на различных маршрутах
За оборот будет
перевезено Qо груза:
Qо = qγсn, подставляя значения γс из
формулы (14) получим n
Qо = qΣγсі (17)
і
За время в наряде Тн автомобиль перевезет Qн груза
Qн = QеZе (18)
Подставляя значения Qе из формулы (13), γс из формулы (14), Zе из формулы (12) и
tп-р из формулы (7), получим
n n
Qн = qΣγсі(Тн-tн)βоυт/Lег + Σtп-рі/nβоυт
і і
(19)
Выполняемая работа P за ездку, оборот, время в наряде
на маршруте любого вида автомобиль, имеющий грузоподъемность q выполнит работу в т-км при LQ =Lег
За одну ездку Ре =QеLег (20)
За оборот Ро = QоLег (21)
За время в наряде Рн = QнLег (22)
где: Lег = ΣLг/n;
В случае когда LQ ≠Lег работу Р автомобиля рассчитывают:
За ездку Ре = QеLег (23)
За оборот n n
Ро = Qо Σ(qфLг)і/Σqфі (24)
і і
За время наряда n n
Рн = Qн ΣqфіLгі/Σqфі (25)
і і
Слайд 24Методика расчета показателей работы ПС на различных маршрутах
Среднесуточный пробег
Lсс
При работе на любом маршруте автомобиль за время наряда Тн
имеет пробег: Lсс = LеZе + Lн (26)
или Lсс = Тнυэ (27)
где: Lн – нулевой пробег.
Коэффициент использования пробега β
за оборот (для любого маршрута)
n
βо = ΣLгі/Lо (28)
і
за время в наряде
n
βн = ZоΣLгі/LоZо + Lн (29)
і
Число(количество) автомобилей на маршруте Ам
Ам = ΣQе(о,н)/Qе(о,н) (30)
или Ам = ΣРе(о,н)/Ре(о,н) (31)
Интервал движения I (для любого маршрута)
I = tо/Ам или I = Lо/υэАм (32)
Частота движения Ач (для любого маршрута)
Ач = Ам/tо или Ач = υэАм/Lо (33)
Слайд 25Эксплуатационные показатели производительности АТС
Экстенсивные - обеспечивают увеличение количества ПС на
линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска αв, среднесуточная продолжительность
пребывания АТС в наряде Тн).
Интенсивные – способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (Lсс, γ, β; υэ, υт).
Обобщающие – характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в т.км на 1т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.)
Часовая производительность (для грузовых АТС)
WQ = QеZч = qγсυтβе/Lег + tп-рυтβе в (т/ч) (1)
Wр = РеZч = qγдυтβеLег/Lег + tп-рυтβе в (т-км/ч) (2).
Для автобусных перевозок число перевезенных пассажиров за 1 час работы на линии можно рассчитать по формулам:
WQ = qγсήсм/Lм/υтβ + tоп + tок чел/ч (3)
Wр = qγд/Lм/υтβ + tоп + tок/Lм пасс.-км/ч (4), т.е. производительность автобуса определяется количеством пасс. и количеством выполненных пасс-км за 1 час работы на линии.
где: tоп – время посадки и высадки;
tок - простой на конеч. остан.;
ήсм- коэф. сменности пасс.
Слайд 26Производительность АТС
Производительность транспортных средств в зависимости от длины ездки с
грузом определится по формуле , т.км/ч
т.км/ч
Слайд 27Себестоимость перевозок
Затраты АТП на выполнение перевозок в денежной форме –
представляют собой эксплуатационные расходы.
Затраты (суммарные затраты) АТП рассчитанные, на единицу
транспортной продукции – называются себестоимостью перевозок.
В качестве показателя для себестоимости S(С) перевозок принимают затраты, отнесенные на единицу объема перевозок или на единицу транспортной работы.
Для оперативного (упрощенного) планирования затрат на перевозки
Представляются в виде:
- группа переменных затрат (расходов) – S(С)пер. (зависят от пробега ПС).
- группа постоянных затрат (расходов) S(С)пос. (рассчитываемые (исчисляемые) на календарное время (обычно за 1 час) пребывания ПС в АТП.
Для грузовых АП
S(С) = 1/qγд *(Sпер/β +Sпос/υтβ +
Sпос*tп-р/Lег); руб./т.км
Для автобусных перевозок
S(С) = 1/qγд (Sпер/β + Sпос/υтβ + Sпос(tоп + tок)/Lм; руб/пасс.км;
Слайд 28Себестоимость перевозки
Себестоимость перевозки, в зависимости от длины ездки с грузом,
данным видом автомобиля определится по формуле:
руб./т.км .
Слайд 29Тарифы на перевозки
Тарифы – система цен (оплаты) перевозок
1. Грузовые тарифы
(возмещают затраты на транспортирование продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на
транспорте).
Схемы формирования тарифов
повременные (используются при представлении клиенту ПС на определ. время); Ставка расчит. На 1 час.
покилометровые (оплата исходя из величины пробега в зависимости модели и типа ПС).
сдельные (применять когда есть возможность точного учета объема перевозимого груза)
Тарифные системы автобусном транспорте
Единый тариф – стоимость проезда не зависит от расстояния в пределах одного маршрута.
Достоинство- простота использования.
Недостаток – нет связи между оплатой и затратами на перевозку конкретного пассажира.
Тарифы по расстоянию –предусмотрена плата в зависимости от расстояния поездки.
Виды тарифов:
- отрубной,
- перекрывающий,
- скидочный.
В такси - комбинированный тариф.