Разделы презентаций


Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности Кафедры инженерная

Содержание

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИПсихофизиологические и эргономическиеосновы безопасностиВОПРОСЫ: 1. Понятие эргономики;2. Классификация эргономических методов; 3. Общие эргономические требования к организации рабочего места;4. Учет факторов среды при оптимизации системы «человек – машина»;5. Основные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учебная дисциплина
Безопасность жизнедеятельности

Кафедры инженерная экология
Факультета машиноведения и мехатроники

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева

(СибГУ)
Учебная дисциплинаБезопасность жизнедеятельности Кафедры инженерная экологияФакультета машиноведения и мехатроникиПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИСибирский государственный университет науки и технологийимени

Слайд 2ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Психофизиологические и эргономические
основы безопасности
ВОПРОСЫ:
1. Понятие эргономики;
2.

Классификация эргономических методов;
3. Общие эргономические требования к организации рабочего

места;
4. Учет факторов среды при оптимизации системы «человек – машина»;
5. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИПсихофизиологические и эргономическиеосновы безопасностиВОПРОСЫ: 1. Понятие эргономики;2. Классификация эргономических методов; 3. Общие эргономические требования

Слайд 3Эргономика
(от греч. ergon – работа,
nomos – закон, или

«закон работы»)
– область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность

человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности.

В задачу эргономики входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).

Понятие эргономики

Эргономика (от греч. ergon – работа, nomos – закон, или «закон работы») – область знаний, которая комплексно

Слайд 4Эргономика связана со следующими разделами и дисциплинами:
психология труда, изучает психические

процессы, свойства, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с

трудовой деятельностью; 
физиология труда, поскольку решает задачи по изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне;
гигиена труда, т.к. использует данные о влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывает санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда;
системотехника, поскольку использует оценку надежности, точности и стабильности работы оператора, исследует влияние психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек – машина».

Понятие эргономики

Эргономика связана со следующими разделами и дисциплинами:психология труда, изучает психические процессы, свойства, состояния и закономерности работы психики

Слайд 5Классификация эргономических методов
Классификация эргономических методов

Классификация эргономических методовКлассификация эргономических методов

Слайд 6Организационные методы. Обеспечивают комплексный подход к исследованию, позволяют распределить функции

между отдельными дисциплинами и показать путь обобщения их результатов.
Эмпирические методы

получения научных данных. Наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, диагностические методики (различного рода тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседы); методы анализа процессов и продуктов деятельности (профессиографическое описание, хронометрия, оценка изделий и т. д.), моделирование и др.
Методы обработки (количественного и качественного описания) данных.
Методы интерпретации данных.

Классификация эргономических методов

Организационные методы. Обеспечивают комплексный подход к исследованию, позволяют распределить функции между отдельными дисциплинами и показать путь обобщения

Слайд 7Наиболее обширной и разработанной является группа эмпирических методов. Их назначение

– измерение динамики различных психофизиологических функций.
Характерным для эргономики является широкое

использование электрофизиологических методов: электроэнцефалографии, кожно-гальванической реакции, электрокардиографии и др.:

1) электроэнцефалография (ЭЭГ) – запись электрической активности мозга с поверхности головы. ЭЭГ дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния собственной активности мозга и его реакций при действии раздражителей;

Классификация эргономических методов

Наиболее обширной и разработанной является группа эмпирических методов. Их назначение – измерение динамики различных психофизиологических функций.Характерным для

Слайд 82) электроокулография (ЭОГ) – запись электрической активности наружных мышц глазного

яблока, использующаяся в эргономике как объективный показатель перемещения взора человека

при рассматривании какого-либо объекта;

Классификация эргономических методов

3) электромиография (ЭМГ) – запись электрической активности мышц (чувствительный показатель включения в двигательную активность или статическую работу определенных мышечных групп), которая играет важную роль при оценке состояния мышечного тонуса и незаменима при исследовании позы и рабочих движений;

2) электроокулография (ЭОГ) – запись электрической активности наружных мышц глазного яблока, использующаяся в эргономике как объективный показатель

Слайд 94) регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) – изменения разности потенциалов кожи

(показатель электропроводимости кожи) – весьма чувствительный индикатор эмоционального состояния человека;
5)

электрокардиография (ЭКГ) – запись электрической активности сердца – индикатор состояния сердечно-сосудистой системы, позволяющий выявить, например, характер зависимости частоты сердечных сокращений от величины физической нагрузки при работе;

Классификация эргономических методов

4) регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) – изменения разности потенциалов кожи (показатель электропроводимости кожи) – весьма чувствительный индикатор

Слайд 10Методы биомеханики: ускоренная киносъемка, киноциклография (применяется для определения кинематических характеристик

движения), электрическая тензометрия (измерение электрических свойств датчиков, положенных на деформируемые

человеком части технических средств).
С их помощью дается характеристика двигательной активности человека с точки зрения эффективности работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата.

Классификация эргономических методов

Методы биомеханики: ускоренная киносъемка, киноциклография (применяется для определения кинематических характеристик движения), электрическая тензометрия (измерение электрических свойств датчиков,

Слайд 11В проектировании находит применение соматография – технико-антропологический анализ положения тела

и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров человека и машины.


Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме.

Соматография позволяет
- рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости,
- находить оптимальные способы организации рабочего
места с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком.

Классификация эргономических методов

В проектировании находит применение соматография – технико-антропологический анализ положения тела и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров

Слайд 12Соматография исходит из данных антропометрии
и размеров человеческого тела в

статике и динамике для различных рабочих положений.
Классификация эргономических методов
Изображая человеческую

фигуру в различных рабочих положениях с учетом главных контурных и функциональных размеров,
конструктор может проверить физиологически оптимальную зону
досягаемости рук и ног при рабочих движениях, соответствие высоты сиденья рабочей позе, правильное расположение органов
ручного и ножного управления и т.д.
Соматография исходит из данных антропометрии и размеров человеческого тела в статике и динамике для различных рабочих положений.Классификация

Слайд 13Общие эргономические требования
к организации рабочего места
Общие эргономические требования
к организации рабочего

места

Общие эргономические требованияк организации рабочего местаОбщие эргономические требованияк организации рабочего места

Слайд 14Под рабочим местом понимается
зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в

которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих

одну работу или операцию.

Организацией рабочего места называется система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

Общие эргономические требования
к организации рабочего места

Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы

Слайд 15Общие эргономические требования
к организации рабочего места
Общие требования к рабочему месту:
1)

наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности (с учетом

антропометрических характеристик);
2) наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;
3) обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;
4) наличие удобных подходов к оборудованию;
5) соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);
6) проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;
7) соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурный режим и пр.).
Общие эргономические требованияк организации рабочего местаОбщие требования к рабочему месту:1) наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой

Слайд 16ВОЗМОЖНЫЕ
- вверх – 55-60°

- вниз – 65-72°
- по горизонту –120-160°


ОПТИМАЛЬНЫЕ


- вверх – 25°; вниз – 35°;
по горизонтали –
влево - вправо – по 32°

Зрительный анализатор, сложная нейрорецепторная система, обеспечивающая у человека восприятие и анализ зрительных раздражений, состоит из фоторецепторов и связанных с ними нейронов глаза, проводящих путей (зрительный нерв, зрительный тракт и др.) и нервных клеток, расположенных на разных уровнях центральной нервной системы.

Общие эргономические требования
к организации рабочего места

ВОЗМОЖНЫЕ	- вверх – 55-60°       - вниз – 65-72°  	- по

Слайд 17Верхний звуковой порог у взрослого человека составляет 20 000 Гц;

самый низкий – 12–24 Гц. Дети имеют более высокую верхнюю

границу слуха – 22 000 Гц; у пожилых людей она около 15000 Гц.

Слуховой анализатор - совокупность механических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком звуковых колебаний.
Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости.

Общие эргономические требования
к организации рабочего места

У взрослого человека порог слышимости составляет 10–12 дБ, у детей 6–9 лет он равен 17–24 дБ, у детей 10–12 лет – 14–19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к 14–19 годам.

Верхний звуковой порог у взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц. Дети имеют

Слайд 18Страсть
Прилив энергии
Малокровия, апатии
Бронхиальной астмы
Эндокринной системы
Половых расстройств
Аппетит
Беспокойство, тревогу
КРАСНЫЙ
Воздействуя, вызывает
Применяют для лечения
Общие

эргономические требования
к организации рабочего места

СтрастьПрилив энергииМалокровия, апатииБронхиальной астмыЭндокринной системыПоловых расстройствАппетитБеспокойство, тревогуКРАСНЫЙВоздействуя, вызываетПрименяют для леченияОбщие эргономические требованияк организации рабочего места

Слайд 19Устраняет спазмы кровеносных сосудов
Улучшает обмен веществ
Сердечно сосудистой системы
Астмы
Зрительного нерва,
сетчатки
Улучшает настроение
ЗЕЛЕНЫЙ
Воздействуя,

вызывает
Применяют для лечения
Общие эргономические требования
к организации рабочего места

Устраняет спазмы кровеносных сосудовУлучшает обмен веществСердечно сосудистой системыАстмыЗрительного нерва,сетчаткиУлучшает настроениеЗЕЛЕНЫЙВоздействуя, вызываетПрименяют для леченияОбщие эргономические требованияк организации рабочего

Слайд 20Спазм сосудов
Повышение кровяного давления
Болезни уха, горла, носа
Желудочно-кишечного тракта
Заболевания роговицы, начальной

катаракты

Усталость
СИНИЙ
Воздействуя, вызывает
Применяют для лечения
Общие эргономические требования
к организации рабочего места

Спазм сосудовПовышение кровяного давленияБолезни уха, горла, носаЖелудочно-кишечного трактаЗаболевания роговицы, начальной катарактыУсталостьСИНИЙВоздействуя, вызываетПрименяют для леченияОбщие эргономические требованияк организации

Слайд 21Активизацию двигательных функций
Генерацию энергии,
аппетит
Дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника

Нарушения пищеварения
Вызывает

радостное
и сексуальное настроение,
очищает кожу, кишечник
ЖЕЛТЫЙ
Воздействуя, вызывает
Применяют для лечения
Сетчатки глаза
Диабета
Общие

эргономические требования
к организации рабочего места
Активизацию двигательных функцийГенерацию энергии, аппетитДисфункции желчного пузыря, печени, кишечникаНарушения пищеваренияВызывает радостное и сексуальное настроение,очищает кожу, кишечникЖЕЛТЫЙВоздействуя, вызываетПрименяют

Слайд 22Безопасность цветов
Возбуждение, тепло, приближение
Угнетение, прохлада,
тяжесть, удаление
Кремовый
Бежевый
Оранжевый
Серый
Черный

Желтый
Зеленый
Синий
Голубой
Красный
Фиолетовый
Угнетение, тяжесть,
апатия
Угнетение, апатия
Возбуждение, тепло

легкость, приближение
Успокоение, прохлада, удаление
Успокоение, прохлада, удаление, легкость
Возбуждение, тепло, тяжесть, приближение
Эти

цвета наиболее безопасны
в любом количестве
Безопасность цветовВозбуждение, тепло, приближениеУгнетение, прохлада, тяжесть, удалениеКремовыйБежевыйОранжевыйСерыйЧерныйЖелтыйЗеленыйСинийГолубойКрасныйФиолетовыйУгнетение, тяжесть,апатияУгнетение, апатияВозбуждение, тепло легкость, приближениеУспокоение, прохлада, удалениеУспокоение, прохлада, удаление, легкостьВозбуждение,

Слайд 23Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»
Учет факторов среды

при оптимизации
системы «человек – машина»

Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»

Слайд 24Виды совместимости человека и технической системы:
биофизическая – обоснование и

выбор номинальных и предельных значений воздействий на организм человека, с

целью обеспечения минимального уровня опасности и максимальной производительности;
энергетическая – создание органов управления системы и подбор оператора таким образом, чтобы они гармонировали в отношении затрачиваемой мощности, скорости, точности, оптимальной загрузки конечностей оператора;
пространственно-антропометрическая;
технико-эстетическая;
информационная – соответствие возможностям человека по приему и переработке потока информации и эффективному положению управляющих воздействий в системе.

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Виды совместимости человека и технической системы: биофизическая – обоснование и выбор номинальных и предельных значений воздействий на

Слайд 25Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»
Воздействие факторов окружающей

среды – явление неоднозначное, представляющее собой интегральное (неразрывно связанное) целое.

Факторы могут либо нивелироваться, взаимно компенсироваться с точки зрения физиологии и психологии, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Классификация факторов, воздействующих на формирование условий труда:
Санитарно-гигиенические элементы;
Психофизиологические элементы;
Эстетические элементы;
Социально-психологические элементы.

Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»Воздействие факторов окружающей среды – явление неоднозначное, представляющее собой интегральное

Слайд 26Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»
Первая группа –

санитарно-гигиенические элементы, составляющие характеристики внешней среды рабочей зоны, создающейся под

воздействием функционирования орудий и предметов труда, а также технологических процессов. Элементы оцениваются количественно и нормируются. Их отрицательное влияние может корректироваться при помощи различных мер защиты.
Элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки:
– микроклимат (состояние воздушной среды);
– освещенность (естественная и искусственная);
– вредные вещества (пары, газы, аэрозоли);
– механические колебания (шум, ультразвук, вибрация);
– излучения (электромагнитное, инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, радиационное);
– биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы).
Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»Первая группа – санитарно-гигиенические элементы, составляющие характеристики внешней среды рабочей

Слайд 27Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»
Вторая группа –

психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психические напряжения, рабочая поза и др.),

обусловленные условиями труда; элементы данной группы, кроме динамической работы, являющейся составной частью физической нагрузки, не нормируются. Для них еще нет стандартных общепринятых единиц измерения.

Третья группа – эстетические элементы, раскрывающие, какие элементы процесса производства и труда могут вызывать эстетическое отношение и в каких единицах оно может измеряться. Полный перечень эстетических элементов и их параметров выражает общую эстетическую составляющую условий труда, которая, будучи измеренной, позволяет в дальнейшем более полно оценивать количественное состояние условий труда.

Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»Вторая группа – психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психические напряжения, рабочая

Слайд 28Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»
Четвертая группа –

социально-психологические элементы, составляющие характеристики так называемого психологического климата, в котором

протекает процесс труда, а также некоторые социальные характеристики трудового процесса. Эта группа порождается общей для всех групп причиной – социально-экономическими отношениями в обществе, в том числе отношением к труду.
Элементы этой группы не имеют единиц измерения, для них нет норм и стандартов.

Большинство элементов оценивается количественно и нормируется. Их отрицательное влияние может корректироваться при помощи различных мер и средств защиты.

Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»Четвертая группа – социально-психологические элементы, составляющие характеристики так называемого психологического

Слайд 29Основные направления эргономики:
психология, гигиена, физиология труда и системотехника

Психология труда

—  это область психологии, изучающая психические процессы, состояния и закономерности

работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью. 

Психические процессы - познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент(период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов.

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Основные направления эргономики: психология, гигиена, физиология труда и системотехникаПсихология труда —  это область психологии, изучающая психические процессы,

Слайд 30Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей

личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент

составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Основные компоненты – общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность.

Основные результаты исследований темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включается в деятельность помимо мотивов и целей и контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными

Слайд 31 В лаборатории психофизиологических способностей Психологического института РАО

исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к

темпераменту.

Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это - сангвиники, холерики).
Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развита саморегуляция; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это - меланхолики, флегматики).

Холерик - импульсивный, «горячий»;
Флегматик - спокойный и медлительный; 
Сангвиник - подвижный и весёлый; 
Меланхолик - грустный и боязливый. 

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

В лаборатории психофизиологических способностей Психологического института РАО исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют

Слайд 32Характер (психология) — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в

её поведении (в отношениях к миру и людям).
Статику характера

определяет тип нервной деятельности,
его динамику — окружающая среда.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
- отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
- отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
- отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность и противоположные ей черты: наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Характер (психология) — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и

Слайд 33Психические состояния:
психическое напряжение (стресс);
Стресс есть универсальная физиологическая реакция организма на

любое предъявление ему требования. Это не более чем состояние мобилизации

организма, "готовность номер один" всех органов и систем. Негативные последствия возможны лишь тогда, когда происходит неправильная разрядка или это состояние становится хроническим.
Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»;
Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

- запредельные формы психического напряжения:
- тормозной тип поведения;
- возбудимый тип поведения;
- пароксизмальные расстройства сознания (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки);
- психогенные изменения настроения;
- аффектные состояния (психогенное сужение объема сознания);
- состояния, связанные с приемом психически активных средств.

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Психические состояния:психическое напряжение (стресс);Стресс есть универсальная физиологическая реакция организма на любое предъявление ему требования. Это не более

Слайд 34Механизмы формирования психологического стресса
Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек

– машина»

Механизмы формирования психологического стресса Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»

Слайд 35Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса
 
Учет факторов среды при

оптимизации
системы «человек – машина»

Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса  Учет факторов среды при оптимизациисистемы «человек – машина»

Слайд 36Восприятие внешних воздействий
и ошибочные реакции человека
Схема рефлекторной дуги
1- энергия

раздражителя Е (сигнал, информация);
2 – рецептор; 3, 5 –

нервные волокна; 4 – ЦНС;
6 – исполнительный орган; 7 – путь безусловного рефлекса;
8 – обратная связь.

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человекаСхема рефлекторной дуги1- энергия раздражителя Е (сигнал, информация); 2 – рецептор;

Слайд 37Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Защитные функции организма реализуются

через мозг и его память. И только в случае, если

там не найдено адекватной программы реакции на сигнал, подключается сознание, прежде всего проявляя стереотипность мышления.

Стереотип – устойчиво сформировавшаяся в прежнем осознанном опыте рефлекторная дуга, выводимая в пограничную зону «сознание-подсознание».

Аксиома: реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенной опасностью

Учет факторов среды при оптимизации
системы «человек – машина»

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Защитные функции организма реализуются через мозг и его память. И только

Слайд 38Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Основные психологические причины ошибок
и

создания опасных ситуаций

Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийОсновные психологические причины ошибоки создания опасных ситуаций

Слайд 39Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Факторы, усиливающие подверженность работников

опасности несчастных случаев, могут быть разделены на две большие группы:


устойчиво повышающие подверженность работника опасности;
временно повышающие подверженность работника опасности.

К факторам, устойчиво повышающим подверженность работника опасности, относят:
функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющие болезненный характер, которые хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогания, головные боли, бессонница, подавленность, депрессия, раздражительность и т. п.)

Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийФакторы, усиливающие подверженность работников опасности несчастных случаев, могут быть разделены на

Слайд 40Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
К факторам, устойчиво повышающим

подверженность работника опасности, относят:
различные изъяны органов чувств, например, частичная потеря

зрения, глухота и т. п.;
нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы;
слабость и инертность нервной системы.
Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к раздражителям и утомляемостью, снижением работоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью и склонностью к растерянности и страху.
Инертная нервная система характеризуется малой скоростью протекания психических, мыслительных процессов, замедленностью переключения внимания, вследствие чего, человек в сложных ситуациях не успевает сориентироваться, принять решение и выполнить нужные действия;
Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийК факторам, устойчиво повышающим подверженность работника опасности, относят:различные изъяны органов чувств,

Слайд 41Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
К факторам, устойчиво повышающим

подверженность работника опасности, относят:
пристрастие к алкоголю, наркотикам, которые отрицательно влияют

на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека, а также неудовлетворенность человека своей работой, в этом случае работник не способен психологически сосредоточить свое внимание на точном выполнении трудовых действий, что увеличивает вероятность неверных действий.

К факторам, временно повышающим подверженность работника опасности, относят: неопытность, недостаточную профессиональную подготовленность работника, что приводит к повышению вероятности ошибок, вызывающих несчастные случаи, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти ошибки. Это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и появлению новых ошибок.

Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийК факторам, устойчиво повышающим подверженность работника опасности, относят:пристрастие к алкоголю, наркотикам,

Слайд 42Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Опасность несчастных случаев возрастает,

когда действуют следующие внешние неблагоприятные факторы:
1. информационные помехи и

информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке) либо информационная недогрузка (информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия; человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации);
2. риск при обработке информации (неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и др.);
3. риск при принятии решений и их реализации (недостаток информации, лимит времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т. д.).
Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийОпасность несчастных случаев возрастает, когда действуют следующие внешние неблагоприятные факторы: 1.

Слайд 43Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Психогигиенические мероприятия, направленные на

снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.
Для начинающегося переутомления

эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления полезен очередной отпуск и отдых.
При выраженном переутомлении необходимо перенести очередной отпуск на ближайший возможный срок.
При тяжелом переутомлении требуется лечение.

На снижение безопасности труда значительное влияние оказывает состояние хронического утомления, для которого характерно снижение умственной работоспособности: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийПсихогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Слайд 44Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Исследования показали, что к

ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они

дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.

Вероятность возникновения несчастного случая повышается, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей.
При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, засыпания, отключения от окружающей обстановки. В результате этого человек не в состоянии своевременно заметить внезапно возникший раздражитель и адекватно отреагировать на него, что в конечном счете и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям.

Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийИсследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой

Слайд 45Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Методы снижения опасности, нежелательных

последствий, обусловленных психологическими факторами риска, следующие:
1) проведение профилактических и охранных

мероприятий;
2) эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решений и реализации действий;
3) профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий;
4) устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека (профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений; профилактика переутомлений; профилактика монотонии);
Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийМетоды снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска, следующие:1) проведение

Слайд 46Основные психологические причины ошибок
и создания опасных ситуаций
Методы снижения опасности, нежелательных

последствий, обусловленных психологическими факторами риска, следующие:
5) совершенствование структуры личности работников

(повышение профессиональной компетентности и опыта, в том числе тренировка профессионального поведения в аварийных и экстремальных ситуациях (на тренажерах);
6) повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения (соответствующая психологическая тренировка и овладение аутотренингом и другими методами саморегуляции);
7) повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда; тренировка внимания, памяти, мышления и др.).
Основные психологические причины ошибоки создания опасных ситуацийМетоды снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска, следующие:5) совершенствование

Слайд 47Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика