Слайд 1Учет возрастных особенностей детей в работе вожатого
или
Что вожатый должен знать
о детях, чтобы облегчить себе жизнь.
Слайд 2Вожатый в лагере:
ожидания окружающих.
Администрация лагеря.
Ответственный исполнитель, способный управлять детьми, организующий
интересный досуг детей.
Ребята отряда.
Старший товарищ, заводила, который будет не «напрягать»,
а вовлечет их в интересные дела.
Родители детей.
Человек, который убережет детей от опасностей, найдет, чем занять, раскроет таланты.
Слайд 3Ребята в лагере:
ожидания вожатого.
Послушные, понимают вожатого с полуслова.
Неконфликтные, вежливые.
Охотно встают
по утрам, всегда без напоминания соблюдают правила личной гигиены, делают
зарядку, дежурят по отряду, столовой.
Живо откликаются на любое предложение вожатого.
Сами находят себе полезные занятия.
Физически и интеллектуально хорошо развитые.
И другие идеальные характеристики
Слайд 4Что вожатому полезно
знать о физическом развитии детей разного возраста?
Развитие детей младшей группы
(6—8 лет)
- руки и ноги растут
быстрее тела.
- общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам.
Развитие детей средней группы
(9—11 лет)
- рост девочек опережает рост мальчиков.
- в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее.
Слайд 5Развитие детей старшей группы
(12—14 лет)
- девочки обычно выше мальчиков
-
начинается половое созревание
- быстрый рост мускулатуры
- переутомление опасно
- девочки менее
активны
Развитие подростков
(15-16 лет)
- Наступает половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
- завершение роста скелета
- различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
Слайд 6Особенности поведения детей 6-9 лет
«Энерджайзеры», шумны, много спорят.
Любят подвижные игры,
стремятся к большой мускульной активности.
Любят, когда их хвалят, боятся поражения,
чувствительны к критике.
Любят рисовать, лепить, клеить.
Интересуются всем подряд, при этом интересы постоянно меняются.
Мальчики стремятся повелевать, девочки- подчиняться. Вместе играют редко.
Мало, что могут делать сами.
(превратите каждую особенность в совет вожатому)
Слайд 7Особенности поведения детей 10-13 лет
Они уже не маленькие, поэтому
многое понимают, и готовы во всем вам помогать.
Склонны к
групповому поведению, мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых.
Дети любят соревноваться, подчиняют свои интересы мнению команды.
Мальчики и девочки дразнят друг друга.
Критику не просто не любят, а сопротивляются ей.
Появляется интерес к заработку.
Экспериментируют с алкоголем и никотином.
Слайд 8Особенности поведения детей 14-16 лет
Считают себя взрослыми и стремятся к
панибратству с вами.
На терпят, когда без них принимается какое-либо решение,
связанное с их жизнью.
Стремятся к межотрядному лидерству.
Очень творческие, многое могут сделать сами.
Девочки интересуются мальчиками, при этом мальчики иногда еще не «созрели».
Беспокоятся о своей внешности.
Могут провялятся крайности в поведении, например, «я знаю все!»
Некоторые могут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Слайд 9Советы вожатому:
Дети 6-9 лет.
Поощряйте и хвалите. Делайте это честно.
Играйте с
детьми. Выучите(запишите) много разных игр.
Организуйте занятия по интересам.
Помогайте детям творить,
но не делайте это за них, а то «отобьёте охоту».
Отвечайте на их бесконечные вопросы о мире.
Используйте ритмические виды деятельности: пение, драматические постановки. Они это любят.
Приготовьтесь к тому, что они еще мало чего умеют и многое придется делать за них.
Слайд 10Дети 10 -13 лет.
Сразу после заезда обговорите правила отряда и
систему наказаний. Четко ей следуйте, иначе не будет работать.
Разработайте
систему мотивации участия во всем ( например рейтинговая система
по комнатам).
Старайтесь не выделять «любимчиков», а то зазнаются.
Будьте готовы к проявлению непокорности, отказа от деятельности. Реагируйте спокойно, руководствуясь правилами отряда.
Принимайте помощь детей, если предлагают.
Играйте в коллективные игры, устройте конкурсы «мистер и мисс отряда», «поиск клада» и конкурсы.
Слайд 11Дети 10 -13 лет.
Станьте авторитетом. Не допускайте панибратства.
Сделайте из
детей союзников, советуйтесь с ними.
Не ставьте в положение «маленьких деток».
Не
допускайте стычек между детьми отряда, между отрядами.
Дайте простор для проявления творчества, поддерживайте начинания и они сделаю все за вас.
Никогда не курите и не распивайте спиртные напитки в присутствии детей. Пресекайте подобное поведение у них самих.
Слайд 12Некоторые общие сложности в поведении детей:
Что делать, если дети
не хотят спать?
Обсудить, почему?
Соблюдать режим ежедневно!
Бывает очень эффективно и
полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом.
Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.
Это хорошие советы , но на завтра слайды 12-14 убрать ?
Слайд 13Что делать, если ребенок заскучал по дому?
Выясните истинную причину «скучания».
(уют, друзья, интересная деятельность)
Организуйте насыщенную жизнь, чтобы в конце
дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». Тогда, засыпая, ребенок будет думать о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.
Слайд 14
Что делать, если ребенок боится темноты?
Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не
говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его,
выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.
Слайд 15Общие советы.
Что нужно делать в процессе воспитания?
Принимать ребенка таким, каков
он есть.
Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет,
почему ведет себя так, а не иначе.
Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
Жить с ребенком общей жизнью.
Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
Помнить, что воспитывают не слова, а пример.
Слайд 16Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
Выяснение отношений между педагогами.
Обсуждение
детей.
Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
Решение вопросов личного характера.
Слайд 17Спасибо за внимание!
Сдайте тетради на проверку