Разделы презентаций


Учитель и ученик как субъекты процесса обучения ИЯ

Содержание

План лекции и ответа на экзаменеКто такой учитель? В чем суть профессии (ЗУН, принципы подготовки)Чему учит учитель ИЯ?Методическая культура и виды методических умений, включая свойства ученика как субъекта процесса обученияУровни профессионализма

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИЯ
Д.А. Старкова, 2014

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИЯД.А. Старкова, 2014

Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Кто такой учитель? В чем

суть профессии (ЗУН, принципы подготовки)
Чему учит учитель ИЯ?
Методическая культура и

виды методических умений, включая свойства ученика как субъекта процесса обучения
Уровни профессионализма учителя

План лекции и ответа на экзаменеКто такой учитель? В чем суть профессии (ЗУН, принципы подготовки)Чему учит учитель

Слайд 3Кто такой учитель?
Уровень учителя - уровень образования – нравственный и

интеллектуальный потенциал народа
Функция учителя – личностно-образующая

Кто такой учитель?Уровень учителя - уровень образования – нравственный и интеллектуальный потенциал народаФункция учителя – личностно-образующая

Слайд 4John Dewey (1859-1952)
the art of … giving shape to human

powers and adapting them to social service, is the supreme

art; one calling into its service the best of artists (The school and social progress, 1897)


John Dewey (1859-1952)the art of … giving shape to human powers and adapting them to social service,

Слайд 5Кто такой учитель?

Приблизительное уменье,
Как сварганенный наспех дом, -
Если даже

не мстит немедля,
То обрушивается потом.

Р. Рождественский

Кто такой учитель?Приблизительное уменье,Как сварганенный наспех дом, - Если даже не мстит немедля,То обрушивается потом.Р. Рождественский

Слайд 6Составляющие учителя
Мастерство и Личность










Макаренко Антон Семенович








Сухомлинский Василий Александрович
Составляющие учителяМастерство и Личность

Слайд 8Принципы подготовки учителя
Система профессиональной подготовки должна
1. быть направлена на формирование

профессиональной культуры:
Знания о сферах приложения деятельности
Опыт осуществления известных способов деятельности
Умение

подойти творчески к решению новой профессиональной задачи
Опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленной через систему ценностей личности (Исаак Яковлевич Лернер)
Принципы подготовки учителяСистема профессиональной подготовки должна1. быть направлена на формирование профессиональной культуры:Знания о сферах приложения деятельностиОпыт осуществления

Слайд 9Принципы подготовки учителя
2. быть не предметно, а профессионально направлена
3. быть

направлена на подготовку учителя-исследователя (культу познания, а не знаний)
4. быть

функциональной, т.е. моделировать содержание и структуру учительской деятельности (основные умения учителя)
5. быть направлена на формирование личности учителя (отношения в учебном процессе «личность - личность»)
Принципы подготовки учителя2. быть не предметно, а профессионально направлена3. быть направлена на подготовку учителя-исследователя (культу познания, а

Слайд 10Принципы подготовки учителя
6. способствовать фундаментализации образования
7. обеспечивать широкое общегуманитарное образование
8.

способствовать технизации гуманитарного образования
9. обеспечивать высокий уровень практического владения методическим

(профессиональным) мастерством
Принципы подготовки учителя6. способствовать фундаментализации образования7. обеспечивать широкое общегуманитарное образование8. способствовать технизации гуманитарного образования9. обеспечивать высокий уровень

Слайд 11Принципы подготовки учителя
10. Стремиться к интегративности
11. Обеспечивать каждому студенту возможность

индивидуальной самореализации
12. Убедить студента в социальной значимости предмета, который он

преподает
13. Предусматривать дифференциальную оценку не столько знаний, сколько профессиональных умений, профессионального мастерства
Принципы подготовки учителя10. Стремиться к интегративности11. Обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной самореализации12. Убедить студента в социальной значимости

Слайд 12Чему учит учитель ИЯ?
Цель обучения?
Продукт обучения – практическое владение языком?
Сверхзадача

– формирование человека и личности (человека духовного)

Процесс обучения ИЯ:
Познание
Учение
Развитие
Воспитание


Личность как
модель-идеал
общества –
человек духовный

Чему учит учитель ИЯ? Цель обучения?Продукт обучения – практическое владение языком?Сверхзадача – формирование человека и личности (человека

Слайд 13Чему учит учитель ИЯ?
Обучение и образование
Цель обучения – формирование утилитарных

навыков и умений в конкретных прагматических целях (они же содержание

обучения)
Цель образования – образование (создание) человека как личности (содержание образования – культура)
Чему учит учитель ИЯ?Обучение и образованиеЦель обучения – формирование утилитарных навыков и умений в конкретных прагматических целях

Слайд 14Чему учит учитель ИЯ?
Обучение – часть (аспект) образования, технологическая сторона
Образование

– создание образа себя, мира, своих действий в мире, воспитание

культурного человека

Культура – иноязычная культура – методическая культура
Чему учит учитель ИЯ?Обучение – часть (аспект) образования, технологическая сторонаОбразование – создание образа себя, мира, своих действий

Слайд 15Иноязычная культура

Иноязычная культура

Слайд 16Методическая культура
Составляющие:
Аспекты образования (познание, воспитание, развитие и обучение)
Социальный опыт профподготовки

(знать, уметь, хотеть, творить)
Виды деятельности учителя (основные виды методических умений)

Методическая культураСоставляющие:Аспекты образования (познание, воспитание, развитие и обучение)Социальный опыт профподготовки (знать, уметь, хотеть, творить)Виды деятельности учителя (основные

Слайд 17Виды методических умений
Проектировочные умения:
Глубокие знания и понимание закономерностей предмета
Планирование с

учетом факторов, характеризующих условия обучения
Прогнозирование трудностей
Умение соблюдать целенаправленность урока (цикла,

курса)
Виды методических уменийПроектировочные умения:Глубокие знания и понимание закономерностей предметаПланирование с учетом факторов, характеризующих условия обученияПрогнозирование трудностейУмение соблюдать

Слайд 18Виды методических умений
Проектировочные умения:
Умение соблюдать целостность урока (цикла, курса)
Умение соблюдать

динамичность обучения на уроке…
Умение соблюдать связность урока…

Виды методических уменийПроектировочные умения:Умение соблюдать целостность урока (цикла, курса)Умение соблюдать динамичность обучения на уроке…Умение соблюдать связность урока…

Слайд 19Виды методических умений
Адаптационные умения:
Адаптация – согласование притязаний человека с его

возможностями и реальностью среды
2 группы умений:
Первая – умения, связанные со

способностью подобрать всевозможные приемы обучения, адекватные реальным условиям
Виды методических уменийАдаптационные умения:Адаптация – согласование притязаний человека с его возможностями и реальностью среды2 группы умений:Первая –

Слайд 20Виды методических умений
Адаптационные умения:
Приемы начала урока
Приемы завершения урока
Приемы контроля
Приемы речевой

зарядки
Приемы семантизации лексических единиц
Приемы обобщения лексического материала…

Виды методических уменийАдаптационные умения:Приемы начала урокаПриемы завершения урокаПриемы контроляПриемы речевой зарядкиПриемы семантизации лексических единицПриемы обобщения лексического материала…

Слайд 21Виды методических умений
Адаптационные умения:
Вторая группа:
Адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям

учащихся…
Адаптировать свою речь …
Определять последовательность упражнений и состав комплекса упражнений

в зависимости от ступени обучения…
Соизмерять свои действия с ходом усвоения материала

Виды методических уменийАдаптационные умения:Вторая группа:Адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям учащихся…Адаптировать свою речь …Определять последовательность упражнений и

Слайд 22Виды методических умений
Адаптационные умения:
Вторая группа:
5) Легко переключаться с одного вида

работы на другой…
6) Импровизировать в неожиданных учебных ситуациях
7) Настроить учащихся

соответственно теме урока …
8) Настроиться самому соответственно теме урока…
Виды методических уменийАдаптационные умения:Вторая группа:5) Легко переключаться с одного вида работы на другой…6) Импровизировать в неожиданных учебных

Слайд 23Виды методических умений
Организационные умения:
Организация подготовки учащихся к работе
Организация процесса презентации

лексических единиц…
Организация процесса автоматизации ЛЕ…
Организация комплексного подкрепления усваиваемого материала

Виды методических уменийОрганизационные умения:Организация подготовки учащихся к работеОрганизация процесса презентации лексических единиц…Организация процесса автоматизации ЛЕ…Организация комплексного подкрепления

Слайд 24Виды методических умений
Организационные умения:
5) Организация процесса совершенствования речевых навыков
6) Организация

работы над монологическим высказыванием…
7) Организация работы над групповой формой общения

Виды методических уменийОрганизационные умения:5) Организация процесса совершенствования речевых навыков6) Организация работы над монологическим высказыванием…7) Организация работы над

Слайд 25Виды методических умений
Качества учителя как организатора:
Направленность личности
Практичность ума
Активность
Настойчивость
Самостоятельность
Наблюдательность
Организованность
Критичность

Виды методических уменийКачества учителя как организатора:Направленность личностиПрактичность умаАктивностьНастойчивостьСамостоятельностьНаблюдательностьОрганизованностьКритичность

Слайд 26Виды методических умений
Коммуникативные умения:
Общение – это личностный контакт, эмоциональный контакт

и смысловой контакт
Способы общения – информационный, интеракционный и перцептивный

Виды методических уменийКоммуникативные умения:Общение – это личностный контакт, эмоциональный контакт и смысловой контактСпособы общения – информационный, интеракционный

Слайд 27Виды методических умений
Коммуникативные умения:
Невербальные средства общения – паралингвистические, экстралингвистические, кинестетические,

проксемические (зоны общения)

Перцептивные и продуктивные коммуникативные умения

Виды методических уменийКоммуникативные умения:Невербальные средства общения – паралингвистические, экстралингвистические, кинестетические, проксемические (зоны общения)Перцептивные и продуктивные коммуникативные умения

Слайд 28Виды методических умений
Коммуникативные умения:
Перцептивные
Определять и понимать психическое состояние ученика
Определять и

понимать настроение класса
Видеть всех одновременно и каждого в отдельности
Распределять внимание

между различными компонентами процесса обучения
Видеть, в какой помощи нуждается ученик…
Виды методических уменийКоммуникативные умения:ПерцептивныеОпределять и понимать психическое состояние ученикаОпределять и понимать настроение классаВидеть всех одновременно и каждого

Слайд 29Виды методических умений
Коммуникативные умения:
Продуктивные
Создавать коммуникативную обстановку
Устанавливать речевой контакт с учеником
Завершать

речевой контакт
Регулировать поведение ученика как речевого партнера
Быть адекватным в любой

ситуации общения
Владеть невербальными средствами общения…
Виды методических уменийКоммуникативные умения:ПродуктивныеСоздавать коммуникативную обстановкуУстанавливать речевой контакт с ученикомЗавершать речевой контактРегулировать поведение ученика как речевого партнераБыть

Слайд 30Виды методических умений
Мотивационные умения:
Нельзя обязать человека познавать что-то, даже если

эта обязанность записана в уставе
В.А. Сухомлинский: учить надо человека в

целом (а не школьника), причем так, чтобы он не думал о цели, а получал радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний
Виды методических уменийМотивационные умения:Нельзя обязать человека познавать что-то, даже если эта обязанность записана в уставеВ.А. Сухомлинский: учить

Слайд 31Виды методических умений
Мотивационные умения:
Внешняя мотивация
Социальная, инструментальная
Внутренняя
Коммуникативная, к самой деятельности

Виды методических уменийМотивационные умения:Внешняя мотивацияСоциальная, инструментальнаяВнутренняяКоммуникативная, к самой деятельности

Слайд 32Виды методических умений
Мотивационные умения:
Изучение обучающихся
Ученик как субъект процесса обучения ИЯ
Свойства

ученика: индивидные, субъектные, личностные

Виды методических уменийМотивационные умения:Изучение обучающихсяУченик как субъект процесса обучения ИЯСвойства ученика: индивидные, субъектные, личностные

Слайд 33Виды методических умений
Мотивационные умения:
Индивидные свойства учащихся
Способность к восприятию на слух
Способность

к имитации
Способность к усвоению структурной стороны речи
Способность к догадке
Способность к

анализу языковых явлений
Способность к запоминанию…
Виды методических уменийМотивационные умения:Индивидные свойства учащихсяСпособность к восприятию на слухСпособность к имитацииСпособность к усвоению структурной стороны речиСпособность

Слайд 34Виды методических умений
Мотивационные умения:
Субъектные свойства учащихся
- Умение учиться (выполнять задания,

работать в разных режимах, общаться с книгой, уметь находить информацию…;

памятки, стратегии)
Виды методических уменийМотивационные умения:Субъектные свойства учащихся- Умение учиться (выполнять задания, работать в разных режимах, общаться с книгой,

Слайд 35Виды методических умений
Мотивационные умения:
Личностные свойства учащихся
- контекст деятельности ученика
его личный

опыт
Его желания и интересы, склонности
Его мировоззрение
Статус личности в коллективе

Виды методических уменийМотивационные умения:Личностные свойства учащихся- контекст деятельности ученикаего личный опытЕго желания и интересы, склонностиЕго мировоззрениеСтатус личности

Слайд 36Виды методических умений
Умения контроля и самоконтроля:
Умение определять актуальность контроля и

его характер
Умение наблюдать, фокусируя внимание на конкретных объектах контроля
Умение концентрировать

внимание учащихся на существенных моментах, значимых для овладения иноязычной культурой
Виды методических уменийУмения контроля и самоконтроля:Умение определять актуальность контроля и его характерУмение наблюдать, фокусируя внимание на конкретных

Слайд 37Виды методических умений
Умения контроля и самоконтроля:
Умение осуществлять контроль за своим

собственным состоянием и речевыми действиями
Умение осуществлять контролья за состоянием учащихся

и их действиями
Умение соотнести конкретное задание с личностью конкретного ученика…

Виды методических уменийУмения контроля и самоконтроля:Умение осуществлять контроль за своим собственным состоянием и речевыми действиямиУмение осуществлять контролья

Слайд 38Виды методических умений
Умения контроля и самоконтроля:
Инструменты управления учением – контроль,

самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, учет, коррекция, оценка, самооценка, взаимооценка, отметка
Система управления

учением
Виды методических уменийУмения контроля и самоконтроля:Инструменты управления учением – контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, учет, коррекция, оценка, самооценка,

Слайд 39Виды методических умений
Исследовательские умения:
Три группы умений
I группа:
Умение анализировать уроки
Умение анализировать

деятельность учащихся
Умение анализировать учебники
Умение анализировать деятельность коллег и свою собственную

Виды методических уменийИсследовательские умения:Три группы уменийI группа:Умение анализировать урокиУмение анализировать деятельность учащихсяУмение анализировать учебникиУмение анализировать деятельность коллег

Слайд 40Виды методических умений
Исследовательские умения:
II группа:
Умение работать с научной литературой
Умение проводить

наблюдение
Умение проводить анкетирование, беседу
Умение тестировать в целях изучения индивидуальных свойств

учащихся, проводить эксперимент
Виды методических уменийИсследовательские умения:II группа:Умение работать с научной литературойУмение проводить наблюдениеУмение проводить анкетирование, беседуУмение тестировать в целях

Слайд 41Виды методических умений
Исследовательские умения:
III группа:
1) Умение подготовить научный доклад
2) Умение

написать статью на методическую тему
3) Умение участвовать в дискуссии по

методической проблеме…
4) Умение воспринимать новое и претворять его в жизнь
5) Умение вести работу по самообразованию

Виды методических уменийИсследовательские умения:III группа:1) Умение подготовить научный доклад2) Умение написать статью на методическую тему3) Умение участвовать

Слайд 42Уровни профессионализма учителя
Уровень методической грамотности:
знания, которые необходимы учителю для успешного

осуществления своей деятельности (научные, закономерности в виде понятий, суждений, теорий;

системные)

Уровни профессионализма учителяУровень методической грамотности:знания, которые необходимы учителю для успешного осуществления своей деятельности (научные, закономерности в виде

Слайд 43Уровни профессионализма учителя
Уровень методической грамотности:
- о том, что представляет собой

профессия учителя иноязычной культуры)
- об иностранном языке как предмете;
- об

ученике как субъекте учебной деятельности;
- о методике обучения иноязычной культуре;
- о формировании основных навыков и умений;
- о планировании урока иностранного языка и его технологии;
- о педагогическом общении;
- о контроле в обучении;
- о технических средствах обучения;
- о нормативных документах

Уровни профессионализма учителяУровень методической грамотности:- о том, что представляет собой профессия учителя иноязычной культуры)- об иностранном языке

Слайд 44Уровни профессионализма учителя
Уровень методического ремесла:
сложившаяся система методических навыков учителя, методических

приемов, доведенных до уровня навыка
приемы преподавания
приемы учения
творчество учителя,

его собственный подход к ситуациям обучения
Уровни профессионализма учителяУровень методического ремесла:сложившаяся система методических навыков учителя, методических приемов, доведенных до уровня навыкаприемы преподавания приемы

Слайд 45Уровни профессионализма учителя
Уровень методического мастерства: мастер своего дела,
психическое новообразование,

которое появляется в результате интеграции элементов присвоенной методической культуры и

свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях
Уровни профессионализма учителяУровень методического мастерства: мастер своего дела, психическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов присвоенной

Слайд 46Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика