Разделы презентаций


УМК Литература Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина

Содержание

Требования ФГОС и учебник литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 УМК Литература Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина
Методические принципы

УМК Литература  Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева,  Е.Л. ЕрохинаМетодические принципы

Слайд 2Требования ФГОС и учебник литературы

Требования ФГОС и учебник литературы

Слайд 3Универсальные Учебные Действия
Непонятное новое
или
хорошо известное старое?
Идея К.Д.

Ушинского:
нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал

(В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002)

Универсальные Учебные Действия Непонятное новое или хорошо известное старое?Идея К.Д. Ушинского: нужно, чтобы дети, по возможности, учились

Слайд 42010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере

готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г

И

О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19

уч.год

2020-21 уч.год

2017-18 уч.год

2019-20 уч.год

2021-22 уч.год

2015-16 уч.год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

5

2

3

4

5

6

10

2

3

4

5

6

7

10

11

2

3

4

5

6

7

8

10

11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

7

6

8

5

4

9

11

10

8

9

11

10

11

10

9

11

10

11

- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

2010-11 уч.год2011-12 уч.год- обязательное введение ФГОС- введение ФГОС по мере готовности1МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ1Введение федерального государственного стандарта общего образования2012-13 уч.год2013-14

Слайд 5Введение ФГОС всех ступеней – это переход
от знаниевой парадигмы
к деятельностной

парадигме

Введение ФГОС всех ступеней – это переходот знаниевой парадигмык деятельностной парадигме

Слайд 6ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и

«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на

основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к

Слайд 7Главное: учебная деятельность
Поэтому в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным

действиям

Главное: учебная деятельностьПоэтому в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным действиям

Слайд 8
способы, приемы, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи


Без сформированности

УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)

способы, приемы, которыми пользуется ученик для решения учебной задачиБез сформированности УУД нельзя развить способность

Слайд 9Понятия, близкие по значению понятию «универсальные учебные действия»
«общеучебные умения»

«общепознавательные

действия»

«общие способы деятельности»

«надпредметные действия»

Понятия, близкие по значению понятию «универсальные учебные действия»«общеучебные умения» «общепознавательные действия» «общие способы деятельности» «надпредметные действия»

Слайд 11 Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
имеют надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают

целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность

всех ступеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
 

Универсальный характер УУД  проявляется том, что они:

Слайд 12Высшая степень сформированности УУД
сам формулирует проблему (задачу)

сам находит

ее решение

решает

самоконтролирует правильность этого решения

Высшая степень  сформированности УУД сам формулирует проблему (задачу) сам находит ее решение решает самоконтролирует правильность этого

Слайд 13инициативность, самостоятельность и ответственность ученика
потребность в получении новых знаний

учебные

действия приобретают характер универсальности (УУД)


реализуется в процессе решения учебной

задачи



у ученика формируются учебные действия
инициативность, самостоятельность и ответственность ученикапотребность в получении новых знаний учебные действия приобретают характер универсальности (УУД) реализуется в

Слайд 14Новое ли это слово
в дидактике и методике?

Новое ли это словов дидактике и методике?

Слайд 15Вспомним: Стандарт 2004
V-VI классы
формируются представления о специфике литературы как искусства

слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром

произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Вспомним: Стандарт 2004V-VI классыформируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения

Слайд 16Цели литературного образования (2004)
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,

гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и

ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели литературного образования (2004)воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения

Слайд 17 Учебная задача Теория деятельности
важнейшие теоретические основы формирования УУД

Учебная задача    Теория деятельности важнейшие теоретические основы формирования УУД

Слайд 18Задача практическая и учебная
Практическая задача
Учебная задача
отвечает на вопрос «что нужно

делать»

все действия определяются стихийно
отвечает на вопрос «как нужно делать»

все

действия осуществляются целенаправленно
Задача практическая и учебнаяПрактическая задачаУчебная задачаотвечает на вопрос «что нужно делать» все действия определяются стихийноотвечает на вопрос

Слайд 19Учебная задача
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и

освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно

широкого круга проблем и конкретно-практических задач.

Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности.

Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.
Учебная задачаУчебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа,

Слайд 20Деятельность

Деятельность

Слайд 21Этапы осуществления деятельности
Побудительно-мотивационный этап

Ориентировочный этап

Исполнительский этап

Этап контроля

Этапы осуществления деятельностиПобудительно-мотивационный этапОриентировочный этапИсполнительский этапЭтап контроля

Слайд 22УУД в преподавании
литературы

УУД в преподаваниилитературы

Слайд 23Главное:
В основе изучения литературы ТЕКСТ


Учебный предмет Литература осваивается в ходе

осуществления всех видов РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главное:В основе изучения литературы ТЕКСТУчебный предмет Литература осваивается в ходе осуществления всех видов РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 24Виды учебных задач на уроках литературы
Алгоритмы, памятки, схемы,

таблицы, образцы….

Виды учебных задач  на уроках литературы  Алгоритмы, памятки, схемы, таблицы, образцы….

Слайд 25 Требования к проблемному вопросу (В.Г. Маранцман)
Многовариантность ответов
Возможность разных оценок,

толкований явления, поступка, характера… Столкновение разных позиций рождает проблемную ситуацию,

разрешить которую можно, лишь внимательно перечитывая текст и размышляя над ним
Сложность
Проблемный вопрос требует неоднократного обращения к тексту. Ответ на него невозможно вычитать. Поиск доказательств выдвинутой версии требует определённых аналитических умений и теоретико-литературных, культурных знаний. Осознание их недостаточности становится стимулом саморазвития для учеников
 Доступность ученикам
Ответ лежит в зоне ближайшего развития ребёнка
Интерес
Вопрос должен вызвать активный интерес ребёнка, желание найти на него ответ.
Ёмкость
Вопрос должен охватывать всё произведение или его значимые эпизоды.

Требования к проблемному вопросу (В.Г. Маранцман)   Многовариантность ответов Возможность разных оценок,

Слайд 26В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования

отобраны основополагающие

элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии,

психологии, лингвистики, истории;

определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы;

курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы.

В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования отобраны основополагающие элементы научного знания из истории и теории

Слайд 27Представленный курс литературы строится на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования

и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном

государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.

Представленный курс литературы строится на основе:Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,

Слайд 28Компетентностный подход
в основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились

избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к

деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;

ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.

Компетентностный подходв основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы:

Слайд 29Три основных типа текста

тексты литературных произведений
теоретические тексты
тексты

об авторах

Три основных типа текста тексты литературных произведений теоретические тексты тексты об авторах

Слайд 30Внеклассное чтение
краткий биографический текст о писателе,
текст о предлагаемом к

изучению произведении
задания
Тексты для внеклассного чтения могут быть выбраны

учителем самостоятельно, но идейно-художественно они должны быть связаны с другими произведениями раздела.

Внеклассное чтениекраткий биографический текст о писателе, текст о предлагаемом к изучению произведении задания Тексты для внеклассного чтения

Слайд 31Система заданий:
задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на

его осмысленное чтение и понимание;


вопросы, которые помогают выяснить, внимательно

ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;


вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;


задания, развивающие речевые умения; особая роль отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

Система заданий:задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; вопросы, которые

Слайд 32вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение

воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
специальные вопросы и задания к анализу

текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;специальные вопросы и

Слайд 33задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать

с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять

пути их достижения;

с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
 


задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой

Слайд 34задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,

прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
коллективные

задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

задания, выполняемые в паре: школьники учатся  принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное

Слайд 35В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности
«Найди в тексте

ответ на вопрос»
«Объясни…»
«Попробуй…» «Сделай вывод», «поясни свою мысль»
«Найди

в тексте доказательства утверждения…»
«Расскажи…»
В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности«Найди в тексте ответ на вопрос» «Объясни…» «Попробуй…» «Сделай вывод»,

Слайд 36Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их

выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают

возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Слайд 37Большие по объему эпические произведения
Предполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися

дома.
Методика «медленного чтения» в данном случае используется только при

анализе фрагментов произведения на уроке.
Большие по объему эпические произведенияПредполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися дома. Методика «медленного чтения» в данном случае

Слайд 38Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель

вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.

Задания повышенной сложности позволяют

работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, метод развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Обратим внимание: стремясь получить хорошую оценку, пятиклассники зачастую «передоверяют» выполнение этих заданий родителям. Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей.
Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.Задания

Слайд 39В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному

чтению стихотворения», «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как написать

аннотацию».

В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения», «Как подготовиться к устному развернутому

Слайд 40Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не

игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования

слов в словаре, любыми способами актуализировать в речи пятиклассников новые слова. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.

Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся

Слайд 41Категорически не принимаем односложные ответы;
Учим свой ответ к слушателям

(не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;
Учим слушать.

Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)
Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение, учит воспринимать поликодовый текст.

Категорически не принимаем односложные ответы; Учим свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это

Слайд 42Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это

требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то,

что написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы.
Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это требует от учащихся определенных усилий, поэтому они

Слайд 43 Часть I. Литература как искусство слова
Задание «Проверь себя» (стр.

6).
Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради

по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!

Часть I.  Литература как искусство слова  Задание «Проверь себя» (стр. 6). Можно завести

Слайд 44 Реальность и вымысел. Фольклор
В задании Объясни, почему процесс задания фольклорного

произведения сравнивается с работой пчёл (стр. 9) учащиеся впервые встретятся

с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника (того, кому он будет объяснять) или представить вымышленного собеседника.

Реальность и вымысел. ФольклорВ задании Объясни, почему процесс задания фольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (стр.

Слайд 45Малые жанры фольклора
Задание Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки

(стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую

различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.

Задание Приведи примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.

Малые жанры фольклора Задание Объясни, как научиться различать пословицы и поговорки (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить

Слайд 46Сказки
Задание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это

задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены

в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».

Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».

СказкиЗадание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися

Слайд 47 Авторская (литературная) сказка
При чтении текста «Сказки о мертвой царевне и

семи богатырях» учим работать с постраничными сносками. Можно попросить учеников

дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения . Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания.
Авторская (литературная) сказкаПри чтении текста «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» учим работать с постраничными

Слайд 48Е.Л.Шварц «Два клёна»
Задание Проверь себя (стр. 62). Уделим особое

внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель,

будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд.

Е.Л.Шварц «Два клёна» Задание Проверь себя (стр. 62). Уделим особое внимание работе с терминами. Любой методический прием,

Слайд 49Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»
Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137)

направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно

готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное

Слайд 51Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр.

180).

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение:

использовать личностно-ориентированный подход

к учащимся (позволить им выполнить часть работы, позволить выполнить задание устно и т.д.);
работу начинать с анализа образца аннотации (с. 253); аннотацию учитель может подобрать самостоятельно или дать задание подобрать аннотацию учащимся;
объяснить учащимся цель этого жанра, раскрыть необходимость уметь составлять и читать аннотацию – хорошо, если работа над аннотациями будет организована в форме ролевой игры («В книжном магазине», «В библиотеке», «В редакции» и т.д.)

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное

Слайд 52М.М. Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Задание перед текстом об авторе

(стр. 180). Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно

организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.

М.М. Пришвин  Сказка-быль «Кладовая солнца» Задание перед текстом об авторе (стр. 180). Выполнение задания перед текстом

Слайд 53П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Задание Всё ли тебе понятно

в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные

умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.

П.П. Бажов  «Медной горы хозяйка» Задание Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один

Слайд 54В.М. Гаршин Сказка «То, чего не было»
Задние 2 перед

текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному

(нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».

Задание Как ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

В.М. Гаршин  Сказка «То, чего не было» Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно

Слайд 55Басня
Басня «Свинья под Дубом» отличается не только оригинальностью сюжета, но

и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На

этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество.
БасняБасня «Свинья под Дубом» отличается не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора

Слайд 56Ряд заданий в учебнике предполагает развитие творческих и аналитических умений

школьников (задание 2 с. 242). Заключительное задание к разделу (Как

ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству).

Ряд заданий в учебнике предполагает развитие творческих и аналитических умений школьников (задание 2 с. 242). Заключительное задание

Слайд 57Часть II Этот необычный мир Легенда
 А.С.Пушкин «Анчар»

Задание перед текстом о произведении (стр.7).

Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых

являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше.

Учитель может организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).
 

Часть II Этот необычный мир Легенда  А.С.Пушкин «Анчар»Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста

Слайд 58М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»
Задания Чем похожи стихотворения «Три пальмы»

и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр.

13) могут стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся.

М.Ю. Лермонтов  «Три пальмы» Задания Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений

Слайд 59«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний

о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге)
Как и при изучении

стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.


Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать -- важнейшее умение для анализа текста произведения. Анализ (то есть рассмотрение элементов текста) производится именно для того, чтобы на его основе прийти к какому-либо заключению.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) Как

Слайд 60А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Обратим внимание учителя на

задание 3 на стр. 27. Обучаем пятиклассников анализу речевой характеристики

героя. Подчеркнем, что это один их важнейших приемов психологизма. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод из наблюдений (Как речь характеризует героя?)
 

А.С. Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» Обратим внимание учителя на задание 3 на стр. 27. Обучаем

Слайд 61Лирическое стихотворение
Задание на стр. 36 Представь себе, что ты

являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда

следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.
Задание 1 на стр. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна).
Задания 3 и 4 на стр. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.

Лирическое стихотворение Задание на стр. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать

Слайд 62Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с.

45 является исследовательским. Посуществу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи

в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно.

Задание 1 на стр. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должно стать обязательным.

Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.

Задание 3 на стр. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции.

Задание 1 стр. 67, задание 1 стр.69. Большую сложность даже для учащихся старших классов вызывает необходимость передать настроение стихотворения «своими словами». Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.)
Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. Посуществу, ученику необходимо разобраться

Слайд 63 Роман, повесть, рассказ
Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с

учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции

устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями?

Сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание с.225). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание с. 225).

Произведения М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика